Конспект урока литературное чтение "Анализ произведения С. Козлова Красота
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему «Анализ произведения С.Козлова «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Анализ произведения Сергея Козлова «Красота».

Цель урока:  знакомство обучающихся с произведением С.Козлова «Красота» и картиной А.Дюрера «Травы»

Метапредметные задачи урока:

1.Познавательные

- формировать у обучающихся умение ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии

с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

2. Коммуникативные

- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, принимать участие в работе группами и парами, следить

 за действиями других участников учебной деятельности.

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

3. Регулятивные

- создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Предметные задачи:

- создать условия по ознакомлению с понятием «красота», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Оргмомент

Слайд 1 Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели, будем мы трудиться, хорошо учится!

Слушание

Актуализация знаний. Постановка темы и цели.

Беседам учителя

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, вам надо отгадать кроссворд, а для этого нужно вспомнить всё, что вы узнали, прочитали по теме…, напомните тему раздела

Работа парах

Разгадывание кроссворда. (Слайд 2 КРОССВОРД)

А) Короткие стихотворения из трёх строчек (хокку или хайку);

2) Гостеприимный хозяин Чайного домика(барсук);

3) Фамилия переводчицы с японского языка, благодаря которой мы узнали такие замечательные сказки (Маркова), если забыли, то найдите информацию в учебнике. Перечислите название этих сказок («Барсук-любитель стихов», «Луна на ветке»);

4) Автор хокку «Вот выплыла луна…» (Исса);

5) Страна Восходящего Солнца (Япония).

6) Как называют того, кто умеет создавать и ценить всё прекрасное (поэт); 

7) Секрет, который открыл героям гостеприимный хозяин Чайного домика (любование).

 Проверка результата деятельности по эталону (по вертикали слово «Красота»)

Беседам учителя

- Кто уже догадался, о чём на уроке у нас пойдёт речь? (по вертикали слово «Красота»)

- Сегодня на уроке это слово будет ключевое, главное.

Целеполагаие Слайд 2

- Узнаем, что такое…

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Мы продолжим беседовать о красоте природы, будем учиться подмечать, понимать, любить природу, всматриваться, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.

Работа в группе

- Что же такое по-вашему - красота? Напишите это своими словами, как сможете.  Озвучьте его.

Беседа учителя

-Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, для кого-то нитка – жемчуга, ветка сакуры или целое дерево цветущей сливы, весенний рассвет или звездная летняя полночь…

Мне, ребята, очень понравились слова Наталии Александровны Чураковой, автора нашего учебника, и я хотела бы поделиться с вами. 

- Красота – это то, что вокруг нас, 

необходимо её обнаружить. (Слайд 3)

- Как вы понимаете, слова Наталии Александровны?

- В конце урока, мы вернёмся к эпиграфу и ещё раз обсудим.

- А поможет нам понять тему урока новое произведение уже знакомого автора, его имя мы узнаем, если справимся с буквенным диктантом (дан набор букв, необходимо составить имя автора)

й р е с г е

в о л о к з

- Знаком ли вам автор? Слайд 5

- Что вы о нём знаете? 

А какие произведения С. Козлова вы помните? Слайд 6

-«В гостях у Барсука»

Обучающиеся работают в парах, записывают ответы в кроссворд, при затруднении ищут информацию в учебнике.

Самооценка

Обучающиеся сравнивают ответы

Ответы обучающихся. Читают тему урока, которая получилась в результате правильного отгадывания кроссворда в выделенной строке - Красота

Возможные ответы:

- видеть красоту

-быть поэтами, учиться ценить красоту

- быть заинтересованными

- быть наблюдательными

Обучающиеся высказывают свое мнение по данному вопросу после обсуждения в группе.

Ответы обучающихся

Дети работают с интерактивной доской

Сообщение ученика  о Сергее Козлове.

Ежик в тумане, необыкновенная весна, заяц и медвежонок, теплым тихим утром посреди зимы

Изучение нового материала. Работа по теме урока

 Беседа учителя слайд 7

- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой С. Козлова «Красота»
- Посмотрите на значок, прежде, чем начать знакомство с произведением, куда нужно обратиться за помощью? Давайте, договоримся так. В начале мы прочитаем произведение и попробуем сами понять значение, а потом обратимся к толковому словарю и сверим, правильно ли мы поняли.

- Сейчас мы познакомимся с содержанием этого произведения. И я попрошу вас определить жанр.

Первичное восприятие текста - слушание аудиокниги

Анализ произведения

- Поделитесь своими мыслями, чувствами о прочитанном.

- К какому жанру отнесём это произведение?

Работаем с текстом. слайд 8

-Назовите жанр произведения?

- Почему всё запело, застрекотало, зазвенело?

- Что он сделал?

- Как вы поняли смысл этих слов?

- Что необычного в этих словах?

- Как вели себя звери?

- Что необычного предложил Медвежонок?

- Кто поддержал Медвежонка?

- Как решили распорядиться ветками Медвежонок и Ёжик?

- В чём же Медвежонок и Ёжик увидели красоту?

– Как вы думаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? -Отличается ли Ёжик по характеру от Медвежонка? Чем?

- Кого бы ты назвал в этой истории - поэтом?

– А ещё кого?

- Прочитайте отрывки, выделенные в желтой рамке. Почему они выделены одним цветом? (поэтический взгляд на мир)

- какая черта характера позволила Медвежонку и Ёжику разглядеть красоту? (наблюдательность)

- Свою наблюдательность человек может развивать, и постепенно перед ним откроется множество интересных и замечательных явлений. Наблюдательность воспитывает также неравнодушие к окружающему миру и как следствие доброту и восхищение совершенством всего того, что существует в природе.

– Теперь ты понимаешь, что такое красота – в простом? 

Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? 

- А какому герою красота не доступна?

- Как вы думаете, заяц научится видеть красоту?

- Зачитаем отрывки в синих рамках.

- Почему автор их выделил? (Они лишены фантазии) 

- Просмотрите фразы Зайца. Возможно, есть какая-то необычная фраза? («Красота! Вон её сколько, этой красоты!»)

- Какое чувство переполняет Зайца?

- Значит, он видит красоту?

толковый словарь

Слушают аудиокнигу

вид сказки – сказка о животных

прилетел тёплый ветер

обнял своими широкими крыльями весь лес

о ветре говорится как о живом

Увидеть красоту в голых прутиках сложнее, поэтому и не понравилось Зайцу, что Медвежонок и Ёжик несут домой прутики

Медвежонок активный, деятельный, разговорчивый, именно он предложил набрать веточек. Ёжик молчаливый, вдумчивый, именно он говорит о ветке, что «Это – красота»

В этой истории я бы назвал поэтом Медвежонка, потому что он в обычной ветке увидел красоту. Он подметил: « Знаешь, как красиво!» А ещё - Ёжика. Он тоже хотел поставить на окно и любоваться. Ёжик сказал: «Это – красота! Разве не видишь?»

Работают с текстом

физкультминутка

Физминутка с музыкальным сопровожением.

Смена динамической позы

Продолжение работы по теме урока

VII Поход в Музейный Дом. Слайд 9

- Посмотрите на значок. Куда мы сейчас отправимся?

- Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
Какую картину найдём в “Музейном Доме”. Слайд 10-11

Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

– Какие растения вы узнали? 

- Почему вы их узнали?


– Найдите метёлку лугового мятлика.
(Его мелкие цветочки прячутся в колосках.) Есть даже детская игра, когда пальчиками собирают метёлку в один пучок, отгадывая, петушок это или курочка, если кто - то не знает такой игры, то спросите у старших.
– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент?

– А вырезной лист одуванчика замечаешь? (Его трубочки-стебельки желтоватые, словно резиновые, с тугими отцветшими головками. В трубочках клейкое молочко.)
– Рассмотрите их с помощью лупы.


– А мясистые листья подорожника тебе знакомы?
(Листья подорожника я знаю, наша соседка всегда прикладывает на рану. Подорожник ещё возле нашего дома растёт)
– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите, все ли выделили верный фрагмент?

– А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться?
(Узнала я, такое было, что я летом резала свои пальцы )
– Рассмотрите их с помощью лупы.


– А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляете?

Зрительная гимнастика

- Закройте глазки и попробуйте представить летний луг с его разнотравьем и чудесными запахами.

– Чем же привлекли внимание художника эти травы


– Ведь этот кусочек природы скорее невзрачный, чем привлекательный?
– Молодцы!

– Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы?

–Что хотел показать нам художник?

– Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

– Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

Музейный дом

Картину Альбрехта Дюрера “Травы”

Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; осоку, узкие, тончайшие и длинные листочки которой напоминают лук. Есть в нашей местности.

Взаимопроверка

красоту природы

О бережном отношении к природе.

Итог урока

       Контроль и оценка                                                                                                   

- Вернитесь к записи, сделанной в начале урока. Изменились ли ваши мысли. Хотите ли вы дополнить свои записи.

- А какие произведения помогли нам глубже понять тему урока? –(сказка Козлова и картина Дюрера)

- Убедили ли нас авторы произведений, что всё вокруг таит в себе красоту? Но без чего красота не видна?

-Какие эмоции вызвал урок? Что вам ещё хотелось бы сказать, поделиться мыслями, добавить?

Упражнение «Дополните фразу». Слайд 12-13

- Мы сегодня учились:

-Всматриваться в привычное- и видеть( неожиданное);

-Всматриваться в простое- и видеть( сложное);

- Всматриваться в некрасивое- и видеть( красивое);

- Всматриваться в малое- и видеть( великое!).

Упражнение «Шоколад»

На подносе три шоколадки.

-1- в яркой обертке.(там пластилин)

2- в цветной бумаге.(там пол шоколадки)

3 -в тетрадном листе.(шоколадка)

Предлагаю выбрать.

-Что чувствовали ,о чем думали когда выбирали?

Что поняли.?

Не всегда яркое ,красочное бывает действительно ценным.

В народе говорят: «Не все то золото ,что блестит»

Дополнение

Ответы обучающихся

Ответ - рассуждение

Домашнее задание

- на прогулке попытайтесь найти красоту в окружающем вас мире.

Рефлексия:

Подведём итог нашему уроку Слайд 14

- Что вам пригодится в жизни?

- Что ещё хотели бы узнать?

-Я хочу закончить наш урок словами.

Учитесь видеть красоту в простом,
Когда картинка кажется обычной,
И камень в обрамление золотом,
Нам смотрится безумно симпатичным,
Стряхните пыль, отбросьте шелуху,
Безумство красок отпустив на волю,
Фантазией наполнив пустоту,
Ты удивись внезапной красотою.
Забыв обиды и стряхнув слезу,
Ты посмотри на мир открыто,
И загадай желанье на звезду,
Которая упала и забыта,
Учитесь видеть красоту во всем,
Учитесь удивлять и удивляться,
Все гениальное заложено в простом.
Дай Бог вам жизнью не разочароваться.

Дети дают ответы на поставленные вопросы, рассуждают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-отчет по произведениям с.козлова

В уроке предоставлены материалы по произведениям С.Козлова, позволяющие определить уровень усвоения прочитанного....

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого»                      Цели    ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...