Приемы обучения детей рациональному чтению (статья)
статья по чтению по теме

Талапина Фаина Анатольевна

некоторые приемы помогающие развивать у детей скорость чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_obucheniya_detey_ratsionalnomu_chteniyu.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения детей рациональному                            

                 чтению

        ( выступление на ШМО  )

                  Составила учитель начальных

                         классов  Талапина Ф.А.

                     МБОУ « СОШ с. Чапаево»

Приемы обучения детей рациональному чтению

        Чтение является одной из первейших потребностей людей. Более 90 % информации об окружающем мире человек получает из книг.                                                                                             Читающий быстро не только может много читать, но и лучше усвоить прочитанное, глубже вникнуть в смысл, лучше запомнить. Характер беглости чтения сказывается на степени успеваемости школьника.                                                                                                                                 Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться такой скорости-скорости оптимальной, какие резервы можно использовать? Для этого можно использовать некоторые тренировочные упражнения.                                                                                                                         Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то есть  - то нет .Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе недолжны проводить длинные упражнения, длинные по времени. Мы должны проводить короткими порциями, но с большей частотой:3 порции по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитает и перескажет его содержание. Через два часа еще одна порция- Перед сном еще одна порция- Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа.-.полутора за один прием.

                                 ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ

             Что такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со скоростью : кто-то быстрее, а кто-то медленнее

                                  ЕЖЕУРОЧНЫЕ ПЯТИМИНУТНЫЕ ЧТЕНИЯ

       У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой ypoк— будь то чтение, пение, рисование, математика начинатеся с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

                           ЧТЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

    Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением их- Организм привыкает к этому состоянию, пояляется вкус к чтению.

                            РЕЖИМ ЩАДЯЩЕГО ЧТЕНИЯ

     Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну-две строки и после получает кратковременный отдых.

Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

    Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомендации, то есть, просмотр диафильмов проводить перед сном.

                                        

                 

                                         ОПЕРАТИВНАЯ      память                                                           

          Развитие техники чтения тормозится из за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит?

   Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов.  Дочитав до третьего— четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.  Развивают оперативную память, расширяют угол зрения слоговые пирамиды.

На доске, а может быть и каждому ученику—10 слоговых пирамид.

Данные слоговые пирамиды используются на раннем этапе обучения детей грамоте, в связи с этим их число соответствует 10 согласным, которые изучаются первыми в «Азбуке»

Слоговые пирамиды используются следующим образом:

 1 Читаем слоги, глядя на цифры осевой линии. Данный прием

        способствует развитию бокового зрения.                                                                                                                                        

      2 Смотрим на красную точку в центре осевой линии и опять читаем слоги.

В ходе изучения материала слоговые пирамиды можно усложнять, используя чтение отдельных слогов, слов со стечением согласных, слов сложной структуры.

На дальнейшем этапе обучения слоговые пирамиды можно заменить пирамидами слов, которые позволяют развивать устойчивое внимание и оперативную память

на

  дом

   плач

    алмаз

      водник

       детский

       отросток

        земляника

         здравствуй

 

Работа с пирамидой слов

На несколько секунд открыть пирамиду слов, прочесть слова запомнить и воспроизвести их.

Время экспозиции зависит от количества слов в пирамиде, их структуры, уровня подготовки учащихся.Вопросы для контроля:

- Какие слова запомнил?

 -Назови первое слово, последнее слово, самое короткое слово, самое длинное слово-

- Были ли незнакомые слова?

                                                   ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ (20-30 сек)

2

12

5

17

4

10

14

11

15

13

1

7

 6

16

18

3

9

        Глядя па 1, назвать числа по порядку. Игра парами.

ТАБЛИЦА ЛЕЗЕРА

        Числа от 1 до 50. Время ориентации 50 секунд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей в школе с инклюзивным направлением...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок по окружающему миру 1 класс Тема «Что у нас под ногами?»

Цель формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).Планируемые результатыПредметныеНа...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок по окружающему миру 1 класс Тема «Что у нас под ногами?»

Цель формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).Планируемые результатыПредметныеНа...

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"

Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи:Образовательные:Формирование первоначальн...

Игровые приемы обучения детей с ЗПР в начальной школе

Презентация предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...