Басня И.А.Крылова "Лебедь, щука и рак"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Дутковская Алина Александровна

Программа ПНШ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_03.02.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Школа:

Класс: 3

Кабинет:

Время:

Учитель:

 Методист:

                                           Студент:

Тема урока:  Басня Крылова «Лебедь, щука и рак»

Цель:

  • познакомить с басней И.А.Крылова «Квартет»;
  • формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни;
  • учить соотносить текст и иллюстрацию к нему;
  • работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;
  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  • анализировать смысл названия произведения;

Личностные:

  • знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  • воспринимать басню как особый жанр литературы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- С.186-191; Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; раздаточный материал (карточки), презентация, проектор

ЭТАП УРОКА

МЕТОД И ПРИЕМЫ

Хро-номет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

УУД

1.

Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы

≈ 2 мин

Приветствие

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! Сейчас у нас 1 урок и давайте настроимся на учебу.

- Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Н.А.Некрасова «Литература служит представительницей умственной жизни народа».

- Что нам хотел донести этим высказыванием Николай Алексеевич Некрасов, русский поэт и писатель? (Человек, который знает литературу, считается образованным и умным).

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Смотрят на слайд.

Читают высказывание.

Отвечают на поставленный вопрос.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке

2.

Проверка домашнего задания

≈ 5 мин

Учитель проверяет домашнее задание.

- На дом было задано выразительно рассказывать басню Ивана Андреевича Крылова «Квартет».

- Кто хочет показать, как он приготовился?

Анализ каждого ученика. Спросить 2-3 человек.

Анализируют выразительное чтение наизусть своих одноклассников.

3.

Актуализация знаний

≈ 5 мин

Небольшой тест по басне.

- А сейчас мы с вами проверим ваши знания о басне. На вашей парте лежат цветные листочки. Переверните их, пожалуйста. Я вам даю несколько минут на заполнение пропусков.

Листок:

  1. Что такое басня?

Басня - _____________ (стихотворное) или прозаическое литературное произведение, которое носит ___________ (поучительный) характер.

  1. Чаще всего в басне литературные герои – _____ (животные)
  2. Басня состоит из __(2) частей: повествование и ___(мораль)
  3. Сколько лет назад появилась басня?
  4. Величайшим баснописцем древности был ____ (Эзоп)
  5. Назовите 3 баснописцев

- А теперь поменяйтесь со своим соседом листочками и проверьте.

- На слайде вы видите ответы. Если правильно ставьте +, если не правильно, то -.

На слайде показаны ответы.

- Все! Листочки передали с последней парты на первую.

Решают тест на знание басни, записывают на листочке только ответы.

Определять конкретный смысл понятий.

4.

Мотивационный

Практический: артикуляционные упражнения

Практический: упражнение на дыхание

≈ 5 мин

Речевая разминка

- Так как сейчас урок чтения, который предполагает разговоры, то нам нужно сделать речевую разминку. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

На слайде появляется скороговорка:

«Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома».

- Прочитайте, пожалуйста, сначала скороговорку про себя.

- А теперь давайте прочитаем по словам в медленном темпе.

Учитель читает вместе с детьми и показывает дугой слова.

- А теперь быстро и вместе, а я буду темп показывать хлопками.

- Кто попробует проговорить сам? (Учитель спрашивает 4-5 детей.)

- И еще одно упражнение мы с вами проведем на дыхание. Ведь при чтении очень важно распределять дыхание так, чтобы получилось выразительно прочитать. Посмотрите на слайд. Вам нужно попытаться прочитать скороговорку на одном выдохе. «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…». Ваша цель как можно больше собрать «Егорок» на одном выходе.

- Кто хочет попробовать собрать как можно больше «Егорок»? (спросить 2-3 человек).

- Молодцы!

Разминают речевой аппарат с помощью скороговорок.

Читать, правильно артикулируя.

Проводят разминку на дыхание.

Определять цели и пути их достижения.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

23.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: задание на доске

Словесный: ответы на вопросы

Практический: задание на слайде

Словесный: ответы на вопросы

Наглядный: иллюстрация

Практический: слушание басни

Словесный: ответы на вопросы

≈ 4

≈ 4 мин

≈ 3 мин

≈ 3 мин

≈ 3 мин

Сообщение темы урока.

- А сейчас обратите внимание на слайд (на экране появляются три слова БЕЛЬЕД АУЩК АКР).

- Давайте попробуем их расшифровать. (Лебедь, рак, щука).

- Последние уроки над чьими произведениями вы работаете? (Иван Андреевич Крылов).

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова? (Т.к. это название произведения Крылова).

- Что вы помните о Крылове?

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу. И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Ещё в детстве он любил пародировать разных людей.

- Зачем он показывал людям их недостатки? (Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.)

- А в каком жанре писал Крылов? (Басня)

- Что такое басня? (Басня это поучительное произведение).

- Что объединяет басню и сказку? (волшебство)

- А чем похожа басня с пословицей? (мораль)

- Из каких частей состоит басня? (повествование и мораль).

- А что такое мораль? (поучение)
- Для чего она нужна? (Мораль учит нас, что надо делать и чего не надо, как нужно себя вести, а как не стоит.)

На экране появляются разгаданные слова лебедь, рак и щука)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Басня «Лебедь, щука и рак).

- Как вы думаете, какую цель мы ставим на урок? (Познакомиться и научиться выразительно читать басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак»).  

- Как вы понимаете выражение «читать выразительно»? (Надо понять, о чём басня, её смысл, определить поведение героев, интонацию и передать голосом эмоции, настроение героев и свое отношение к ним.)

- Что надо сделать для этого? (Разгадать характер героев, прочувствовать отношение автора к своим героям. Передать голосом эмоции).

- Совершенно верно!

- Давайте с вами предположим, о чем будет эта басня?

Изучение нового материала.

- Ребята, сейчас я вам на слайде покажу несколько слов на 30 секунд, вам нужно будет их запомнить.

На слайде показаны слова «согласье, мука, лад, поклажа».

- Скажите, кто какие слова запомнил?

- А что означает слово «согласье»? (единомыслие). А слово «мука» (страдание), «лад» (гармония, согласие), «поклажа» (груз).

- Я не включила еще одно слово. Посмотрите на слайд.

На слайде картинка воза.

- Скажите, что вы видите на слайде? (телегу)

- А что делают на этом предмете? (возят)

- А теперь давайте от глагола «возить» образуем существительное. (Воз).

- Да, совершенно верно! На картинке изображен воз.

- Ребята, скажите, с какой басней мы сегодня познакомимся? Как она называется? («Лебедь, щука и рак»).

Первичное знакомство с басней.

- Послушайте внимательно басню и подумайте, на какое произведение она похожа?

Звучит аудиозапись.

- Скажите, что напоминает вам басня «Лебедь, рак и щука»? (басню «Квартет»).

- Чем похожи эти басни? (Ни там, ни там ничего не получилось).

- А почему ничего не получилось в басне «Квартет»? (потому что не умели играть).

- Скажите, вам понравилась басня, которую вы только что прослушали? Какие чувства она вызвала у вас? Что заставило вас улыбнуться?

Динамическая пауза

- 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам

- 2. Массажировать мочки ушей

- 3. Сделать замок за спиной с переменой рук

- 4. Гимнастика для глаз
    1) вверх – вниз, влево – вправо

     2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой

     3) зажмурить – открыть

Определять конкретный смысл понятий.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Слушать чтение.

Читать вслух и про себя.

Запоминают новые слова.

Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнять двигательные упражнения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осуществляют подведение под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

Л: контролируют свои действия, соотнося с действиями одноклассников.

П: строят речевое высказывание

О4.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение

Практический: анализ выразительного чтения

≈ 7 мин

≈ 3 мин

≈ 7 мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

- Сейчас давайте откроем учебник на странице 32 и посмотрим, какие слова еще не понятны.

- Теперь вслух нам прочитает Чанов Борис.

- Докажите что это басня. (в ней есть мораль, повествование)

- Кто главные герои басни? (Лебедь, рак и щука)

- Случайно ли Иван Андреевич Крылов взял именно этих животных? (нет)

- А почему он взял этих животных? (потому что они разные)

- Найдите в тексте подтверждение тому, что они разные.        

- Как вы понимаете «с поклажей воз»? (с грузом) «Из кожи лезут вон» (во всю силу), «возу все нет ходу» (не двигается с места).

- А почему не двигается воз? Он сильно тяжелый? (нет). Найдите подтверждение в тексте, что она не тяжелый («казалась и легка»).

- А что тогда не получается, раз легко? Может быть кто-то не правильно двигается? (нет). Например, рак? (нет, он правильно двигается, как рак). Найдите подтверждение в тексте. Может быть тогда лебедь делает что-то не так? (Нет, все так). Найдите подтверждение в тексте. А! Наверное щука! (Нет) Найдите подтверждение в тексте.

- Так а почему не получается? (потому что они не договорились). Найдите подтверждение в тексте.

- А вообще может быть согласие между этими животными? (нет)

- Почему не может быть согласия? (потому что они разные)

- А как вы понимаете фразу «да только воз и ныне там». (воз не сдвинулся с места)

- Мы сказали, что басня должна состоять из двух частей повествования и морали. Где в этой басне мораль? (первые три строчки)

- Как вы понимаете мораль?

- А как её нужно читать? (поучительно)

- Скажите, для кого написана басня? (для людей)

- А почему для людей? (потому что они тоже не умеют работать вместе).

- А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.

Работа в парах

- Ребята, скажите, вы умеете работать вместе? (да)

- Сейчас мы это проверим. Потренируйтесь со своим соседом читать эту басню выразительно. Вам на подготовку 3 минуты.

Выразительное чтение вслух

- Кто хочет попробовать прочитать? Мы тебя внимательно слушаем.

- Как прочитал/а…? Что у него/нее получилось? А над чем же можно поработать?

- Кто еще попробует прочитать? (1-2 человека). Так же анализ.

- Попадали ли вы в похожие ситуации?

Читать вслух и про себя.

Выявлять особенности юмористического произведения.

Объяснять используемые в тексте выражения.

Отвечают на вопросы учителя

Читать вслух и про себя.

Читать выразительно вслух и про себя.

Анализировать чтение одноклассников.

П: анализируют объекты с выделением существенных  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают басню

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

К: контролируют действия партнера

55.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

≈ 4

Предметная

- Что мы сегодня изучали? (Басню).

- Что такое басня?

- С какой басней мы познакомились сегодня на уроке? («Лебедь, щука и рак»)

- Кто ее написал? (Иван Андреевич Крылов)

- Кто главные герои в басне? (Лебедь, рак и щука)

- Как в этой басне выражена главная мысль, мораль? (первые три строчки басни)

- А как вы поняли суть морали? (нужно действовать сообща)

- Так кого баня высмеивает? (людей, которые не могут между собой договориться)

- Что можно посоветовать людям в таких ситуациях? (поговорить и попытаться прийти к общему выводу)

Деятельностная

-Что нового вы узнали?

- Какие цели мы достигли сегодня на уроке?

- Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

- Скажите, а ваш класс смог бы вытащить воз? Почему?

- Спасибо за урок! До новых встреч!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

Р: осуществляют итоговый контроль