Формирование выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе в рамках ФГОС НОО.
учебно-методический материал по чтению на тему

Феронова Лилия Ивановна

    Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feronova_l.i._statya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО, ОСОЗНАННОГО И БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС НОО

                                                              Феронова Л.И., учитель начальных классов,                          

                                                                                   МБОУ СОШ №1, п. Тульский,

                                                                                          Майкопский район, РА

    Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО.

    ФГОС НОО определил  требования по навыку чтения при работе с текстом:

- учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; 

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;

- выделять общий признак группы элементов;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; 

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. [3]

     Младший школьник при работе с текстом, по требованиям ФГОС НОО, должен научиться оценивать свои знания:  

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; 

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. [6]    

      Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.[3]

      В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. [5]    

     Чтение – базовый элемент включения человека в современную цивилизацию.  Таким образом, уроку чтения отводится главенствующая роль в учебном процессе, он должен быть ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения; как речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие. [5]    

     Чтение довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого ум, рассудочность подавляет и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности.  

     Следует учитывать в учебной деятельности формирование интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста. Обучающиеся начальной школы, реагируют в первую очередь на текст эмоционально. И те детские переживания, связанные с текстом - большая ценность для начальной школы. Современная школа ставит перед собой задачу эмоционального развития обучающихся, но решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ученика за период обучения.

    Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.

     Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Обучающиеся реагируют подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

     Младшим школьникам свойственен «эффект присутствия», означающий способность ученика жить в образе.

     Последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму. [1]    

     В процессе чтения обучающиеся в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но, ни знаки препинания, строфы, эпитеты. Деление на абзацы школьник не замечает, а значит, пропускает мимо, без осмысления которых не может быть понимания. Таким образом, эти особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать ученикам , что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором. Так происходит влияние книги на читающего школьника. [4]     

    В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

    Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у обучающихся позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, которые они допускают при чтении:

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;— перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- искажение звуко-буквенного состава;

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими. [1]    

      Причины подобных ошибок — несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке".

     Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь ребёнка. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. [1]    

     Осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

- применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

- применительно к чтению в более широком смысле.

      Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно обучающийся выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков. [1]    

      Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

     Считаем, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

     Выразительное чтение (чтение вслух) - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и  пытается раскрыть посредством своего чтения.

     Выразительное чтение должно отвечать следующим требованиям:

- достаточная громкость, четкость и правильность произношения;

- ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений);

- выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. [2]

     Выразительное, осознанное и беглое чтение это могущественные средства, благодаря которым учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами, а также уловить суть и смысл прочитанного текста. Формировать данные навыки чтения у младших школьников — это значит учить выражать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и читательское восприятие.

      Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.

Список использованной литературы:

1. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. –К., Педагогика, 2003 Гл. 5 «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».

2. Каиров, А. М. Педагогическая энциклопедия / А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. – М., Изд-во «Советская Энциклопедия», 1964.- 191с

3. Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»: festival.1september.ru / Изд. дом «Первое сентября»

4. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. – 69 с

5. Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100» М. Баласс 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы  функциональной грамотности  закладываются в  начальных классах, где идёт интенсивно...

«Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальных классов».

В своей статье я делюсь опытом работы по совершенствованию выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальной школы. Также я предлагаю комплект упражнений для 5-минуток чтения....

Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС

Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Разработка содержит характеристику разных подходов к формированию навыка чтения....