Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Брух Ирина Сергеевна

Разработка содержит характеристику разных подходов к формированию навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Формирование правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это «волшебное стекло», через которое дети   видят и познают мир и самого себя.  Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.  Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения на уроках в начальной школе.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

 Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и инновационной  практике можно встретить примеры каждого из них. Однако, наиболее распространенным до сегодняшнего дня является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Второй подход – метод целых слов. Ещё несколько лет назад на уроках в начальной школе применялся лишь один подход. Но в последнее время учителю для построения современного урока необходимо использовать различные подходы и методики, обновлять и постоянно совершенствовать методы и приёмы работы, объединять, как раньше казалось,  несовместимые направления в обучении. Это обусловлено введением ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.  

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В нём принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Исходя из этого,  применяются  общие направления в обучении чтению для детей с разным  интеллектуальным уровнем и уровнем подготовки. Это включение в каждый урок упражнений на развитие:

-  на развитие зрительного восприятия;

-  на развитие гибкости артикуляционного аппарата;

-  на тренировку объёма дыхания;

- на знакомство с орфоэпическими нормами;

- на исследования  этимологии и лексического значения слов.

В  обучении детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями обучения целесообразно применять:

- лингвистический метод - обучение через слова, которые часто используются в речи, которые произносятся так как пишутся (именно на примере этих слов ребёнок усваивает соответствие между буквами и звуками);

- метод целых слов – распознавание целых единиц, не разбивая на составляющие (методика обучения чтению по Глену Доману).

Для одарённых и подготовленных учеников при чтении часто характерны повторы слов, интонационные ошибки при чтении, которые проявляются вследствие неуверенности в себе, недостаточности жизненного опыта. Для исправления и предупреждения такого рода чтения применяются упражнения:

-  «чтение наоборот»;

- «чтение по частям: начало, концовка, середина»;

- «узнай слово по верхней половине, по нижней половине»;

- «посели слово (предложение) в другую ситуацию».

           В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

  1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
  2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое прочитанное слово может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
  3. Оценка прочитанного - умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию. Что наблюдается, как известно, не всегда.

        Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:  технику чтения  и понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих  –  пониманию текста.

        Опытным путём было доказано, что пониманию и оценке прочитанного на уроках способствуют методы и приёмы «Технологии развития критического мышления» и «Шестиугольного обучения», которые способствуют повышению учебной мотивации и позволяют разносторонне проводить работу по предвосхищению событий текстов, анализу получаемой информации, получению выводов по прочитанному материалу. Такие виды работы (что немаловажно) способствуют развитию творческого мышления учеников, дают толчок к исследовательской деятельности на уроках.

      Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что путь формирования навыка чтения будет  пройден ребенком в рамках начальной школы успешно при:

  1. Владении учителем  психолого-педагогическими аспектами данной проблемы.
  2.   Обеспечении в классе определенного режима  работы:

- дифференциация заданий для одарённых и подготовленных детей, детей ОВЗ и с трудностями обучения, заданий среднего уровня;

- упражнения в чтении должны быть каждодневными;

- отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения, применяя разработанную систему упражнений;

- учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

- специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя;

- применение современных технологий, методов и приёмов, оптимально соответствующих целям и задачам, поставленным на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения

В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости  в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе гово...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...