СЕРИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ во 2 классе по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Вся работа на уроках строится на индивидуальной, парной или групповой работе по материалам учебника и по тому аппарату (вопросам и заданиям), который предлагается авторами учебника, на обращении к словарям. На отдельных уроках в учебнике изложена интрига. Её читает сам учитель. Не надо огорчаться, что дети в это время не читают, что теряется зря время. Во-первых, интрига встречается редко, и при учительском чтении на это не уходит очень много времени. Во-вторых, интрига позволяет ребенку держать единое культурное пространство учебника, а это очень важное умение — удерживать содержание конкретного обсуждаемого текста внутри еще одного выдуманного плана. В-третьих, дети очень любят, когда учитель читает (но не надо заставлять их следить по учебнику), причем в этой любви нет ничего корыстного, они испытывают чистое наслаждение. В-четвертых, детям постоянно приходится читать самим — и все тексты по цепочке, и все вопросы к текстам.

На каждом уроке дети работают полностью по аппарату учебника, много рассуждают, спорят, представляют в своих высказываниях разные нравственные установки, рассматривают и наблюдают, сравнивают и сопоставляют, что требует от учителя контроля и руководства, но не довлеющего над детьми. Домашнее задание предлагается ребёнку выбрать самому, а на следующем уроке «защищают» свою домашнюю работу по желанию. Путевые листы помогут учителю  диагностировать успешность ребёнка, его эмоциональное состояние на уроке и скорректировать работу на следующем этапе, поэтому листы следует собирать после каждого урока и изучать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_urokov_lit.cht_._2kl.-o_bogatstve.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Е. У.

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей №2»

г. Альметьевска Республики Татарстан

СЕРИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

во 2 классе

по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»

УМК «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Представлена серия уроков литературного чтения по разделу, тема которого «О настоящем и ненастоящем богатстве» (2 класс, начало 2 четверти). Серия состоит из одного урока «открытия» новых знаний, восьми уроков рефлексии и одного урока развивающего контроля.

        Метапредметная  цель: формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

        Решаются предметные задачи:

        духовно-нравственная – способствовать формированию умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого;

        – духовно-эстетическая – способствовать формированию от умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

        – литературоведческая – способствовать формированию умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания;

        – библиографическая – способствовать формированию умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации.

        Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (освоение детьми разных видов и форм пересказа текста, формирование умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения,  формирование навыков учебного чтения по цепочке и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Планируемые результаты освоения

по разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Виды речевой и читательской деятельности

        Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• пользоваться Толковым словарем и иллюстрированным словарём растений и животных для выяснения значений слов.

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель или ученик;

• устно выражать свое отношение к содержанию;

• пересказывать текст небольшого объема;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Литературоведческая пропедевтика

        Обучающиеся научатся:

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Элементы творческой деятельности учащихся

        Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД

при изучении  раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• инструментально освоить алфавит, свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и репродукцией; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Проявление формирования УУД

при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

(конкретизация произведений из круга чтения или ознакомления в данном разделе)

Личностные УУД:

самоопределение система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

  • Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос» – интрига «Секреты чайного домика», С. Козлов «Красота», хокку.
  • А также задания типа «С кем ты соглашаешься? Чья точка зрения тебе ближе?" – Т.Маврина «Полумесяц».
  • «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей?» – японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», хокку.

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: 

хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы», А. Венецианов «Жнецы», Винсент Ван Гог «Комната в Арле»)  – произведения, посвящённые

  • формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым  это богатство и ценность);
  • проблеме настоящего и  ненастоящего богатства;
  • проблеме понимания разницы между проказами-баловством и творческой фантазией;
  • формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются:   представление о том, что красота  –  это то, что вокруг, – необходимо лишь научиться её обнаруживать;
  • теме особого зрения – способности видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе),

– вопросы, цель которых – опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт примерок:

  • «А чем довелось любоваться тебе?» – хокку.
  • «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» –  японская сказка «Барсук – любитель стихов».
  • «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» – Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».

Регулятивные УУД

(контроль и самоконтроль, оценка и самооценка  процесса и результатов учебной деятельности):

Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои комплекта.

  • Примеры таких суждений: "Оба эти стихотворения о красоте! – выпалил Миша". Ты разделяешь Мишино мнение?" – хокку, японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке».

Познавательные УУД

(информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями):

поиск и выделение необходимой информации в словарях:  

секреты чайного домика, хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А. Венецианов «Жнецы»);

поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания: хокку; 

- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения: картины (Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А. Венецианов «Жнецы»)

перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек: хокку,  С.Козлов «Красота»;

работа с маркированными в тексте словами и строчками 

 С. Козлов «Ёжик в тумане», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке»;

работа с дидактическими иллюстрациями: 

хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», секреты свитка.

Познавательные УУД (логические):

        – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключённого в них главного переживания автора:  С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота»,  картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы»).

         подведение под понятие:

формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо» – хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»);

предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать её собственной точкой зрения – хокку, картина  Винсента Ван Гога «Комната в Арле»;

установление причинно-следственных связей: между способностью создавать красоту, ценить красоту, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир – хокку, С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», картины (Т. Маврина «Полумесяц», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка», А.Дюрер «Травы», А. Венецианов «Жнецы», Винсент Ван Гог «Комната в Арле»).

Коммуникативные  УУД: 

        – управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям) – С.Козлов «Красота», японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке»;

         взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Оба барсука – поэты! – добавил Барсук» – хокку, японские сказки «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке».

Средства

для изучения раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

  1. Для работы по данной теме следует приготовить уголок с дополнительной информацией по Японии (энциклопедии, изображения и фотографии, связанные с традициями, культурой страны, пейзажи Японии и так далее) и толковым словарём.
  2. У детей на уроках должны быть учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.).
  3. Также необходимо иметь на столах  учебник русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), так как там находится толковый словарь, и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), где находится иллюстрированный словарик растений и животных. Для работы с картинами потребуются индивидуальные лупы.
  4. Дети будут открывать для себя, что является богатством для героев произведений – искать свой клад с сокровищами. Для фиксации такого поиска потребуются карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная, можно в электронном варианте), индивидуальные путевые листы (здесь дети будут оценивать свою работу на уроке), карточка к уроку 10, «эталон» к уроку 10, таблица критериев оценки («эталон» и критерии можно в электронном варианте), сундук (макет или рисунок), куда будут фиксироваться (складываться) найденные «богатства». Фиксация «богатств» требуется для сравнения, сопоставления, как в процессе изучения этого раздела, так и при работе в следующем разделе.

Рекомендация

при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Вся работа на уроках строится на индивидуальной, парной или групповой работе по материалам учебника и по тому аппарату (вопросам и заданиям), который предлагается авторами учебника, на обращении к словарям. На отдельных уроках в учебнике изложена интрига. Её читает сам учитель. Не надо огорчаться, что дети в это время не читают, что теряется зря время. Во-первых, интрига встречается редко, и при учительском чтении на это не уходит очень много времени. Во-вторых, интрига позволяет ребенку держать единое культурное пространство учебника, а это очень важное умение — удерживать содержание конкретного обсуждаемого текста внутри еще одного выдуманного плана. В-третьих, дети очень любят, когда учитель читает (но не надо заставлять их следить по учебнику), причем в этой любви нет ничего корыстного, они испытывают чистое наслаждение. В-четвертых, детям постоянно приходится читать самим — и все тексты по цепочке, и все вопросы к текстам.

Оценивание работы

при изучении раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

На каждом уроке дети работают полностью по аппарату учебника, много рассуждают, спорят, представляют в своих высказываниях разные нравственные установки, рассматривают и наблюдают, сравнивают и сопоставляют, что требует от учителя контроля и руководства, но не довлеющего над детьми. Домашнее задание предлагается ребёнку выбрать самому, а на следующем уроке «защищают» свою домашнюю работу по желанию. Путевые листы помогут учителю  диагностировать успешность ребёнка, его эмоциональное состояние на уроке и скорректировать работу на следующем этапе, поэтому листы следует собирать после каждого урока и изучать их.

Детям предоставлены следующие критерии оценивания:

Оценивание работы на уроке или дома

Закрась картинку –

Звездочка – у меня всё получилось.

Звёздочка и тучка – у меня получилось почти всё,

                                  но над некоторыми вопросами надо поработать ещё.

Тучка – мне не удалось выполнить задание.

Пометь знаком Х номер выбранного вывода –

  1. Было трудно работать и неинтересно.
  2. Было легко работать и интересно.
  3. Было легко работать и неинтересно.
  4. Было трудно работать и интересно.

Оценивание чтения

по уровням

Выше среднего – чтение полными словами, без ошибок, средний темп чтения, с выражением.

Средний – чтение полными словами, без ошибок,

                 быстрый или медленный темп чтения, без выражения.

Ниже среднего – чтение полными словами, допущены ошибки или повторы слов.

Оценивание работы на уроке развивающего контроля

На карточке –

Я выполнил(а) _____ заданий верно.

Я отметил(а) знаком Х те задания, в которых было затруднение.

Я оцениваю свою работу на __________ баллов.

Критерии –

«5» – выполнил все задания верно

«4» – выполнил четыре или три задания верно

«3» – выполнил два задания верно

Путевой лист ________________________________________ (фамилия, имя)

пункт

раскрась

отметь Х

1

2

3

4

1

2

3

4

Тема раздела «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Урок 1.

Тема урока: Секреты чайного домика

Вид урока: «открытие» новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения нового понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – хокку (хайку), чайный домик, любование.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), сундук (макет или рисунок).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Мы переходим к новой главе «В гостях у Барсука»

Кто такой барсук?

Высказывания детей. Сверяются с информацией в иллюстрированном словаре  растений и животных.

этап актуализации и пробного учебного действия

Чтение темы новой главы – «О настоящем и настоящем богатстве»

Как вы думаете, о чём будет эта глава? Что такое настоящее и ненастоящее богатство?

Высказывания детей, предположения.

Предлагаю вам отправиться на поиски настоящего богатства. Вот карта Путеводной звезды, которая помогает всем путешественникам и защищает странников.

Рассматривают карту Путеводной звезды. Определяют первый пункт на карте – чайный домик.

этап выявления места и причины затруднения

Чтение интриги. (с.93-96, до слов «Барсук закрыл глаза…»)

Какие вопросы у вас возникли?

Объяснение непонятных слов и выражений.

Обсуждение

Чтение дальше «Барсук закрыл глаза…» и  хокку Исса

этап построения проекта выхода из затруднения

Чтение детьми про себя, шёпотом несколько раз.

Обращение к заданиям  в учебнике (с.96). Обсуждение в паре.

Высказывание своего мнения.

Чтение «А чем любуются в посёлке Мирном? – поинтересовался Барсук»

Что ответил Миша? Что ответила Маша?

Возвращение к курсу «Окружающий мир»

Высказывание своего мнения.

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Как относятся к природе в России? В Японии?

Возвращение к текстам.

Высказывание своего мнения.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Так какое же богатство самое настоящее?

Возвращение к текстам.

Высказывание своего мнения.

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Обращение к последнему блоку вопросов. Обсуждение в паре.

Каждый получает возможность на любой из вопросов.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

Что считать настоящим богатством?

А какое богатство описано в хокку Исса?

Высказывание своего мнения

Записывает  ответы – объекты на карточках (луна, ночь, листик и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Дома просмотрите страницы 93-97, выберите или создайте себе домашнее задание сами.

Варианты домашнего задания:

  1. Чтение хокку Исса
  2. Ответы на имеющиеся вопросы
  3. Иллюстрирование по содержанию урока
  4. Рассказ о хокку
  5. Чтение других хокку
  6. Рассказ о чайном домике
  7. Рассказ об объектах любования в разных странах

Варианты 4-7 предполагают поиск дополнительной информации в других источниках (справочники, сборники, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Урок 2.

Тема урока: Ёжик в тумане (отрывок) С. Козлов

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Какое задание вы выбрали или создали для себя по уроку «Секреты чайного домика»?

Выступление желающих защитить свою работу.

Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания?

Высказывания каждого.

Как вы оцените свою работу в путевом листе?

Делают пометки в путевом листе

Представлены критерии:

Закрась картинку –

Звездочка – у меня всё получилось.

Звёздочка и тучка – у меня получилось почти всё, но над некоторыми вопросами надо поработать ещё.

Тучка – мне не удалось выполнить задание.

Пометь знаком Х номер выбранного вывода –

  1. Было трудно работать и неинтересно.
  2. Было легко работать и интересно.
  3. Было легко работать и неинтересно.
  4. Было трудно работать и интересно.

этап актуализации и пробного учебного действия

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Ёжик в тумане»

Чтение про себя или шёпотом (с. 97-98) «Ёжик в тумане» (отрывок) С. Козлов

этап выявления места и причины затруднения

Где вы испытали затруднения?

Обсуждение непонятных слов и выражений – возвращение к тексту.

Одновременное чтение вслух.

этап построения проекта выхода из затруднения

Обращение к заданиям и вопросам (с.98). Возвращение к текстам.

Высказывания.

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Чтение отдельными учениками (по 2 чел.) осознанно, выразительно.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Как вы оцените своё чтение?

Каждый устно проговаривает оценку своего чтения.

Представлены критерии: по уровням

Выше среднего – чтение полными словами, без ошибок, средний темп чтения, с выражением.

Средний – чтение полными словами, без ошибок, быстрый или медленный темп чтения, без выражения.

Ниже среднего – чтение полными словами, допущены ошибки или повторы слов.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Что связывает хокку Исса и отрывок С.Козлова «Ёжик в тумане»?

Высказывания детей.

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (луна, ночь, туман, река, белая лошадь, лунные зайцы, комарики и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Какое домашнее задание можно предложить по сегодняшнему уроку?

Предложения детей.

Выбор домашнего задания – каждый для себя.

Варианты домашнего задания:

  1. Чтение отрывка «Ёжик в тумане» С.Козлова, ответы на имеющиеся вопросы
  2. Чтение отрывка  «Ёжик в тумане» С.Козлова. Иллюстрирование
  3. Сопоставление хокку Исса и  отрывка «Ёжик в тумане» С.Козлова

Урок 3.

Тема урока: Татьяна Маврина «Полумесяц»

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Какое задание вы выбрали или создали для себя по сказке «Ёжик в тумане»?

Выступление желающих защитить свою работу.

Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания?

Высказывания каждого.

Как вы оцените свою работу в путевом листе?

Оценивание по критериям

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Полумесяц»

Находят в учебнике раздел «Музейный Дом».

Работа по картине Татьяны Мавриной «Полумесяц» – обсуждение картины в паре (в четвёрке) по имеющемуся в учебнике блоку вопросов (с.99), используя лупы.

Выступления групп.

этап выявления места и причины затруднения

В чём вы испытали затруднения?

Проговаривание затруднений.

этап построения проекта выхода из затруднения

Вы бы хотели открыть в этой картине ещё что-то новое, найти больше богатства?

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Предлагается расширенный блок вопросов:

«О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж?» — дополнительные вопросы «Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слышал больше всяких разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи-нибудь еще (птиц, кошек, собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днем? Мешает ли дереву то, что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится?»

«О чем могут говорить дома между собой?» — дополнительные вопросы «Говорят ли дома только о своих жильцах или у них есть и другие проблемы? Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О чем он может мечтать? О чем может думать недавно построенный дом? Что они наблюдают днем? Как меняются их наблюдения ночью?»

 «О чем могут беседовать луна и зажженные окна домов?» — дополнительные вопросы  «Есть ли у них что-нибудь общее?». (Окна горят днем или ночью? А луна?). «Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна? Могут ли они хвастаться тем, что когда захотят — горят, а когда не захотят — не горят, в отличие от луны? Может ли луна гордиться тем, что видит огромное количество зажженных окон? Могут ли окна интересоваться у луны самочувствием своих родственников (других зажженных окон), которых они видеть не могут?»

Обсуждение картины в паре (в четвёрке), используя лупы.

Выступления групп.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

В чём вы испытали затруднения?

Проговаривание затруднений.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

О каком богатстве рассказывает эта картина?

Высказывания детей.

Записывает ответы – объекты на карточках (месяц, ночь, дерево, снег, дома, свет окон, и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Урок 4.

Тема урока: Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Барсук – любитель стихов».

этап актуализации и пробного учебного действия

Из какой страны наш Гостеприимный Барсук?

Ответы детей (Он приехал из Японии).

Гостеприимный Барсук предлагает нам японскую сказку про своего предка.

Чтение японской сказки «Барсук – любитель стихов» (с.99-102) по цепочке (6 чел.) – текст маркирован для такого чтения

этап выявления места и причины затруднения

Какие затруднения вы испытали во время чтения?

Объяснение непонятных слов и выражений.

Обращение к толковому словарю и иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слов «орхидея, сверчок, цикада»

этап построения проекта выхода из затруднения

Повторное чтение по цепочке

(6 чел.)

Работа по вопросам (с.102-103). Возвращение к тексту.

Выслушиваются все мнения детей.

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Какие затруднения вы встретили при работе со сказкой?

Высказывания детей.

Почему возникло это затруднение?

Высказывания детей.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Повторное чтение по цепочке

(6 чел.)

А вы бы простили барсука? Почему?

Высказывания детей.

Какое место в сказке вам особенно понравилось?

Возвращение к тексту.

Прочтение фрагментов

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (стихи, орхидея, луна, сверчки, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Какое домашнее задание может быть к этому уроку?

Высказывание детей.

Предлагает  разделить задания по уровню сложности выполнения:

1 уровень – чтение сказки, иллюстрация

2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам

3 уровень – пересказ близко к тексту двух-трёх частей сказки

4 уровень – составить сказку или рассказ о том, как животное ценит красоту.

Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя.

Урок 5.

Тема урока: Японская сказка «Луна на ветке» 

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Какое задание вы выбрали для себя по сказке «Барсук – любитель стихов»?

Выступление желающих защитить свою работу.

Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания?

Высказывания каждого.

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Луна на ветке».

этап актуализации и пробного учебного действия

Гостеприимный Барсук предлагает нам ещё одну японскую сказку про своего предка.

Чтение японской сказки «Луна на ветке» (с.103-106) по цепочке (5 чел.) – текст маркирован для такого чтения

этап выявления места и причины затруднения

Какие затруднения вы испытали во время чтения?

Объяснение непонятных слов и выражений.

Обращение к толковому словарю – объяснение слова «эноки»

этап построения проекта выхода из затруднения

Повторное чтение по цепочке

(5 чел.)

Работа по вопросам (с.106-107). Возвращение к тексту. Обсуждение в паре.

Выслушиваются все мнения детей.

Какие затруднения вы встретили при работе со сказкой?

Высказывания детей.

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Повторное чтение по цепочке

(5 чел.)

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Гостеприимный Барсук сказал, что оба барсука – поэты. Ваше мнение?

Высказывание мнения детей.

Сравнение с выводом на странице 107:

«Тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют поэтами»

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Какой барсук вам больше понравился? Почему?

Высказывания детей.

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (стихи, орхидея, луна, сверчки, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Какое домашнее задание может быть к этому уроку?

Высказывание детей.

Предлагает  разделить задания по уровню сложности выполнения:

1 уровень – чтение сказки, иллюстрация

2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам

3 уровень – чтение сказок «Барсук – любитель стихов» и «Луна на ветке», сравнение двух барсуков.

Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя.

Урок 6.

Тема урока: Секреты свитка

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Два урока мы провели с предками Гостеприимного Барсука.

Выступления с защитой домашней работы по желанию.

этап актуализации и пробного учебного действия

Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства?

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Секреты свитка».

Обращение к толковому словарю – объяснение слова «свиток».

Учитель читает короткую интригу.

Работа по свитку. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» по вопросам (с.109), с обращением к иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слова «тростник», с применением лупы.

Обсуждение в паре (в четвёрке)

Высказывания по вопросам.

этап выявления места и причины затруднения

В чём вы испытали затруднения?

Проговаривание затруднений

этап построения проекта выхода из затруднения

Работа по вопросам (с.110)

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Учитель читает короткую интригу.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Так какой секрет есть в этом свитке?

Дети рассуждают или используют фрагмент текста — «Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом»

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (красота в простом, утка, тростник, снег и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Предлагает «Автор учебника советует нам, чтобы по пути из школы каждый из нас постарался быть очень наблюдательным, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное, — то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Поэтому я не могу дать это в качестве обязательного задания. Но вы все-таки постарайтесь: вдруг у кого-то это уже сегодня получится? Следующий урок по литературному чтению мы как раз с этого и начнем: сначала выясним, удалось ли кому-нибудь из наших ребят обнаружить красоту — в простом. Не возражаете?»

Выбор детей.

Урок 7.

Тема урока: «Красота» С.Козлов. «Травы» А.Дюрер

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Какой секрет открыл вам свиток Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»?

Дети рассуждают или используют фрагмент текста — «Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом»

Получилось ли у кого-то приглядеться к чему-нибудь простому и увидеть красоту?

Высказывания детей.

Вы счастливые люди. Вы смогли увидеть красоту в самом простом.

Высказывания детей.

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Красота. Травы».

этап актуализации и пробного учебного действия

Чтение учителем сказки «Красота» С. Козлова (с.111-114)

этап выявления места и причины затруднения

Работа с толковым словарём («шалеют»), объяснение непонятных слов и выражений.

Чтение по цепочке (4 чел.) – текст маркирован для такого чтения

Работа по вопросам (с.114)

этап построения проекта выхода из затруднения

Какие затруднения вы испытали в работе?

Проговаривание затруднений.

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (веточки, листики и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Прочитайте фрагменты текста в голубой рамке. Чей это взгляд на мир?

Возращение к тексту.

Предположения детей

Прочитайте фрагменты текста в розовой рамке. А это чей это взгляд на мир?

Возращение к тексту.

Предположения детей

В чём было затруднение?

Высказывания детей, но особое затруднение в том, что среди фрагментов в розовых рамках есть слова Зайца. Цветовые выделения в этом тексте нужны для того, чтобы обозначить контраст между поэтическим взглядом на жизнь (Медвежонок, Ёжик) и трезвым, обыденным взглядом, лишенным фантазии и поэзии (Заяц). Слова Зайца «Лучше рябину» помечены розовым цветом, чтобы подчеркнуть, что и Зайцу совсем не чуждо чувство прекрасного — он видит красивое, когда это очевидно красивое; просто у зайца чувство прекрасного не настолько развито, чтобы увидеть красивое в голых прутиках.

Разрешение этого затруднения.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Кто же такие поэты?

Как вы понимаете «Красота в простом»?

Высказывания детей.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Вас приглашают в «Музейный Дом» познакомиться с картиной Альбрехта Дюрера «Травы».

Работа по картине. Альбрехт Дюрер «Травы» по вопросам (с.114-115), с применением лупы.

Что вызвало у вас затруднения?

Проговаривание затруднения.

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (травы и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Предлагает домашнее задание на выбор – чтение сказки «Красота» С. Козлова и работа по вопросам или составление рассказа по картине А. Дюрера «Травы».

Выбор детей

Урок 8.

Тема урока: Секрет коротких стихотворений

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выступления с защитой домашней работы по желанию.

Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства?

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Секреты коротких стихотворений».

этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель читает интригу (с. 115-116) и хокку Хиросиге об утке.

Возвращение к свитку. Рассмотрение  иероглифов с использованием лупы.

этап выявления места и причины затруднения

Работают  по учебнику – по текстам хокку Иссё, Бусон, по вопросам (с.115-119), обращение к иллюстрированному словарю растений и животных – объяснение слова «хризантема».

этап построения проекта выхода из затруднения

Что вызвало у вас затруднения?

Проговаривание затруднения.

Сравнивают свои выводы с мнением авторов учебника

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Нас приглашают в «Музейный Дом».

Знакомство с картиной «Жнецы» Алексея Венецианова. Работа по картине по вопросам (с.119) с использованием лупы.

Обращение  к толковому словарю – объяснение слова «жнецы»

Что вызвало у вас затруднения?

Проговаривание затруднения.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Работают  по учебнику – по текстам хокку Тиё, Оницура, по вопросам (с.119-121)

Обращение  к толковому словарю – объяснение слова «бадья»

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Что вызвало у вас затруднения?

Проговаривание затруднения.

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (утка, хризантемы, пион, вьюнок, цикады и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Какое домашнее задание может быть к этому уроку?

Высказывания детей.

Предлагает  разделить задания по уровню сложности выполнения:

1 уровень – чтение хокку, иллюстрация

2 уровень – выразительное чтение, работа по вопросам

3 уровень – рассказ по картине А. Венецианова «Жнецы»

4 уровень – сочинить своё хокку

Выбор каждым ребёнком домашнего задания для себя.

Урок 9.

Тема урока: Винсент Ван Гог «Комната в Арле»

Вид урока: урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятия о настоящем богатстве, эстетических, нравственных, моральных ценностях.

Дидактические материалы и оборудование: учебники по литературному чтению (1 часть, 2 класс, автор Чуракова Н.А.), учебники русского языка (2 часть, 2 класс, авторы Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.), хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный» (2 класс, автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.), карта Путеводной звезды (общая большого формата или индивидуальная), индивидуальные путевые листы, таблица критериев оценки, сундук (макет или рисунок), индивидуальные лупы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выступления с защитой домашней работы по желанию.

Вы готовы двигаться дальше в поисках настоящего богатства?

Обращение к карте Путеводной звезды. Нахождение следующего пункта – «Комната в Арле».

этап актуализации и пробного учебного действия

Работа по картине Винсента Ван Гога «Комната в Арле» по вопросам (с.121), с применением лупы.

этап выявления места и причины затруднения

Обсуждение в паре (в четвёрке)

Высказывания по вопросам.

этап построения проекта выхода из затруднения

В чём вы испытали затруднения?

Проговаривание затруднений

этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

О каком богатстве идёт речь?

Высказывания детей.

Записывает  ответы – объекты на карточках (красота в простом и так далее), которые складываются в сундук для сокровищ.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

А теперь рассмотрим, какие богатства мы нашли во время нашего поиска.

Прочитывают те «богатства», которые были зафиксированы, сравнивают их, сопоставляют.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Какой вывод можно сделать? Что является настоящим богатством? Привела ли вас Путеводная звезда к настоящим сокровищам?

Высказывания детей.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Как вы оцените свою работу на уроке в путевом листе?

Оценивание по критериям

Какое домашнее задание может быть к этому уроку?

Высказывания детей.

Предлагает продумать ответ, что же такое настоящее богатство

Урок 10.

Тема урока: О настоящем и ненастоящем богатстве

Вид урока: урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, умения работать с источником информации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧАЩИХСЯ

ПОМЕТКИ

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

С какими произведениями мы познакомились в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»?

Высказывания детей.

этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Какие богатства вы нашли за время этих уроков?

Высказывания детей.

Это настоящее богатство?

Высказывания детей.

Какие секреты и тайны вы открыли в этом разделе?

Высказывания детей.

этап включения нового знания в систему знаний и повторения

Предлагаю вам выполнить задания на карточках, а затем оценить свою работу

(карточка к уроку 10)

Выполнение работы

КАРТОЧКА к уроку 10

1. Как называются в Японии стихотворения из трёх строчек?

___________________________________________________________

2. Перечисли авторов хокку, представленных в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»:

___________________________________________________________

3. Напиши, из какой японской сказки эти барсуки:

барсук, который создаёт красоту – _____________________________

барсук, который ценит красоту – ______________________________

4. Напиши авторов этих картин:

«Тростник под снегом и дикая утка» – __________________________

«Травы» – _________________________________________________

«Полумесяц» – ______________________________________________

«Комната в Арле» – __________________________________________

«Жнецы» – ________________________________________________

5. Вспомни сказки С.Козлова про Ёжика и медвежонка, японские сказки про барсуков, хокку и картины. Что ты можешь назвать настоящим богатством?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Оценивание работы:

Я выполнил(а) _____ заданий верно.

Я отметил(а) знаком Х те задания, в которых было затруднение.

Я оцениваю свою работу на __________ баллов.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Предоставление «эталона»

Сравнение своей работы с «эталоном»

1. Как называются в Японии стихотворения из трёх строчек? хокку

2. Перечисли авторов хокку, представленных в разделе «О настоящем и ненастоящем богатстве»:

Исса, Хиросиге, Иссё, Бусон, Тиё, Оницура

3. Напиши, из какой японской сказки эти барсуки:

барсук, который создаёт красоту –  «Луна на ветке»

барсук, который ценит красоту – «Барсук – любитель стихов» 

4. Напиши авторов этих картин:

«Тростник под снегом и дикая утка» – Хиросиге

«Травы» – Альбрехт Дюрер

«Полумесяц» – Татьяна Маврина

«Комната в Арле» – Винсент Ван Гог

«Жнецы» – Алексей Венецианов

5. Вспомни сказки С.Козлова про Ёжика и медвежонка, японские сказки про барсуков, хокку и картины. Что ты можешь назвать настоящим богатством?

В этих произведениях показаны настоящее богатство – природа (ночь, туман, луна, цветы, травы, веточки, насекомые, птицы и так далее) стихи, музыка, произведения искусства. Красота в самом простом.

В чём вы испытали затруднение?

Проговаривание своего затруднения.

Почему возникло затруднение?

Проговаривание причин затруднения.

Предоставление критериев оценки:

«5» – выполнил все задания верно

«4» – выполнил четыре или три задания верно

«3» – выполнил два задания верно

Оценивание своей работы

Проговаривание своего оценивания работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению "О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.

Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...