Жизнь сюжетов старых басен во времени.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Семянникова Оксана Юрьевна

Технологическая карта урока литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 97 г. Ельца»

Тема урока:

«Жизнь сюжетов старых басен во времени».

                                                                                                                                                      Семянникова О.Ю.

                                                           

Технологическая карта урока

Тема урока

«Жизнь старых басен во времени».

Место урока в теме

    Заключительный  урок в разделе «Басни»

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы организации учебной деятельности :

фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах , группах, индивидуальные задания, творческое задание.

 Цель урока:

Обобщить знания детей по изученной теме, учить самостоятельно делать выводы.

Задачи урока

Предметные:

- систематизировать теоретические знания по теме « Басня»

- способствовать формированию умения сопоставлять позиции авторов,

создавших произведения на близкие сюжеты (на примере басен Эзопа , Лафонтена

и И.А.Крылова)

- обучать сравнительному анализу текстов; умению анализировать содержание басен;

 - развивать творческое мышление;

- совершенствовать умения коммуникативного общения;

- расширять и углублять читательский интерес уч-ся .
- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

Знать:

литературоведческие понятия: басня, мораль, аллегория ,

« эзопов язык»;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

– отличать жанр басни от других жанров  

–давать анализ поступков героев басни;

– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

– выразительно читать басни с листа и наизусть;

– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

Компетенции/УУД

Метапредметные:

А) познавательныеУУД:

-развитие умения извлекать информацию из текста.

- обобщать и классифицировать учебный материал;

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

В)регулятивныеУУД

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

- умение планировать свою деятельность при работе в группах, парах.

3. Личностные:

-Воспитывать морально-нравственные качества личности через изучение басен.

 

 Педагогические технологии:  исследовательская, технология организации проблемного диалога , проектная , ИКТ, здоровьесберегающая .

Методы:

 Проблемного обучении

Обучение в сотрудничестве

Обучение оценке и самооценке

Обуч  

Оборудование:

 Презентация

Сборник басен

И.А. Крылова

Выставочный стенд книгами .

Карточки для индивидуальной и групповой работы .

Цель/ задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Стадия вызова интереса к теме 

  1. Организационный момент.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Подготовка класса к работе . Активизация каждого учащегося.

Мы начинаем урок литературного чтения . А это значит   мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое.

Чтобы наш урок был интересным и познавательным . давайте создадим установку.

Включение в рабочий ритм.

Надо

хочу

могу

(Урок требует от нас  внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга)

  1. Проектирование темы и цели урока. 

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Постановка проблемного вопроса

Целеполагание.

Просит определить тему над которой будем работать на уроке .  Организует беседу, выявляющую знания учащихся по теме .  Контролирует правильность ответов обучающихся

Чему мы посвятим наш урок вы узнаете , прочитав  слова известного русского писателя Петра Вяземского. Какое слово вы бы вставили вместо пропуска? Какие слова доказывают что это басня?

СЛАЙД 1

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль:

Он__________ себя прославил,

И слава эта – наша быль.

Какие слова вам помогли понять , что это басня ?

Вы уже догадались мы посвятим наш урок ……………..

 Кому могли быть посвящены эти строки?

Мы уже много уроков посвятили этой  теме .

Давайте попробуем определить тему этого урока?  

 Прочтите  вторую часть стихотворения Вяземского , в каких словах заключена основную мысль  ?

И не забудут этой были ,

Пока по – русски говорят.

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Верно. Басня не будет забыта и будет жить веками.

Создаёт проблемную ситуацию.

Уточняет  тему урока

О чем вас заставили задуматься эти строки. (почему басни живут веками)

На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

СЛАЙД 2

 «Жизнь сюжетов старых басен во времени». – так звучит тема нашего урока:

Выдвигают предположение  и обосновывают его . Осуществляют актуализацию личного опыта.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Ставят цели, формулируют

тему урока

  1. Построение плана урока

Организует учащихся  к построению плана

выхода из проблемной ситуации.

Предложите вопросы, которые мы должны обсудить , чтобы понять почему басни живут тысячи лет. Давайте вместе составим план урока.

(выслушиваются ответы )( что такое басня, когда появились первые басни и кто их написал)

А еще мы  узнаем о басне , сюжет  которой живет вот уже более 25 веков и попробуем выяснить почему.

Слайд 3

Оценка деятельности.

Составляют план достижения

цели .

Что такое басня.

История басенного жанра .

Жизнь сюжета старой басни .

Стадия осмысления

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

1.Актуализация знаний. 

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Выявляет уровень знаний.

  А кто знает , сколько живет басня ? Как вы думаете это много или мало? Что же особенного в этом жанре , коль он живет 26 веков .  Давайте вспомним об этом жанре .

Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске и составим  рассказ , используя опорные слова .

Организует работу в парах

Приложение 1

Индивидуальная работа по карточкам

Приложение 2

Ученик , работающий по карточке дополнит  рассказ и напомнит нам что такое  аллегория , мораль, диалог  .

 

Мы успешно справились с 1 частью плана урока , вспомнили что такое басня . Подумайте , какие особенности древнего жанра  привлекают современного читателя? 

Примерные ответы : занимательность , нравоучение .

Нам пора переходить к следующему этапу , но сначала дадим возможность отдохнуть глазам.

СЛАЙД 4

Работа у доски с презентацией .

Поиск  и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей.

Самостоятельная работа  в парах с

самопроверкой по образцу .

Физкультминутка для глаз

 2.  Открытие новых знаний 

3. Оценка деятельности 

Постановка проблемного вопроса .

Организация поисковой деятельности .

Прием «Инсерт»  ( чтение с пометкой)

Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто был основателем  басенного жанра? Сейчас вы будете работать с текстом  и карандашом делать пометки .

 ( чтение 1 учеником , класс работает карандашом)

   

Какая информация в тексте для вас была новой?  

( Эзопов язык)

У вас есть предположения, что такое эзопов язык ?

(Это особенность его речи )

Что вы узнали   об особенности речи Эзопа ?  Прочитайте,  что  об этом говорится в тексте?

Найдите в тексте слово ,  которое поясняет , что такое эзопов язык ? (литературный прием)

Как в литературе называется такой прием , который  скрывает  под именами животных характеры и взаимоотношения людей? ( аллегория )

Сделайте вывод . Что такое эзопов язык? ( язык аллегорий)

Что такое аллегория ?

Какие синонимы можете подобрать к приему « эзопов язык» (иносказание , скрытый смысл)

Сравните свой вывод со сведениями из словаря Ожегова.

СЛАЙД-5

Для чего мы познакомились с этим приемом? Как его можно связать с темой урока ? ( если басни живут более 25 веков ,то лит. прием  использовали и  другие баснописцы)

Работа в парах

Чтение текста . Прием «Инсерт»  

+        Знакомая информация

Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры . Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу.

 -    Я  думаю иначе.

Басни Эзопа дошли до нас в стихотворном изложении.

 ?           Новая информация

Такой литературный приём назвали - эзоповым языком.

 В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми.  

-  Поскольку Эзоп был рабом и говорить о пороках окружающих не мог, он обращался к языку аллегорий, скрывавшему  под именами животных характеры и взаимоотношения людей. Такой литературный приём назвали - эзоповым языком.

Индивидуальная работа

1 ученик работает со словарем Ожегова.

Сравнивают собственные выводы со словарем.

4. Подведение к этапу формирования у учащихся собственного отношения к изучаемому.

Физкультминутка

Кто является последователем и учеником Эзопа?

Назовите его имя .  Учеником Эзопа считал себя французский баснописец , кот. жил 17 веке.

Почему Жан де Лафонтен спустя много веков стал последователем Эзопа?

 Жан де Лафонтен и И.А. Крылов заимствовали сюжеты  басен у  Эзопа .  Для чего они это делали? Давайте попробуем это выяснить.

Нам поможет активизировать мыслительную деятельность ….

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.  

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

5.

Структуирование полученного материала , формулирование вывода по теме урока.

Организует деятельность в группах  

Послушайте задание.

Нам басню пора прочитать.

Мораль ее надо понять ,

Чтоб с басней Эзопа сравнить,

Их сходство, отличие вместе открыть .

Деление на группы .

Обсуждение правил групповой работы

Распределение ролей : (капитан, оформитель, выступающий, чтец )

Работай дружно.

Спокойно высказывай своё мнение.

Уважай мнение другого.

Терпеливо выслушивай мысли других.

Вместе находи правильное решение.

Задание для групп

Приложения 3-8

ЕК ЦОР

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cb90e845-daa7-4ce4-bcd2-acc056a6971a/view/

Капитан оценивает работу групп.

СЛАЙД 6

(появление на экране сводной таблицы)

Я для себя составила такую же таблицу на слайде . Обратите внимание , чем похожи и чем отличаются графы таблицы?

(Все  басни рассказывают об одном событии (один сюжет),

менялись авторы и время , не менялась мораль)

   Почему Лафонтен и Крылов, прочитав басню Эзопа,  решили переписать ее для своего народа.

Почему они считали это важным?  ( хотели донести мораль басни)

 Так давайте ответим на главный вопрос нашего урока.

Почему незатейливый сюжет басни пережил века?

Крылов и Лафонтен пересказали басню Эзопа по своему . Для чего они это сделали?

Почему сюжет басни пережил века и живет в наши дни?

ОЦЕНКА  ( можно дать оценку работы группы капитану)

Формулируют вывод

Крылова  и Лафонтена волновали одни и те же проблемы, что и Эзопа , и они по-своему хотели о них рассказать.  Они считали , что людям нужно напоминать об их пороках, чтобы от них избавляться.

   6. Обобщение и систематизация материала. 

7

Домашнее задание .

Развитие творческих способностей через презентацию мини- проектов учащихся

А знаете , что Крылов и Лафонтен пересказали многие басни Эзопа. Давайте вспомним эти басни.

Ответим на вопросы теста .

Работа с ЦОР

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/view/

О каких пороках напоминали баснописцы. Что они высмеивали и в каких баснях.  ( работа группы

Мотивация к выполнению .

А знаете ли вы современных баснописцев . Послушайте басню С.Михалкова

ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО

                    Хозяйка в кладовушке, на окне,

                    Оставила сметану в кувшине.

                       И надо ж было,

                    Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

                    Два малых лягушонка в тот же час -

                    Бултых в кувшин,             не закрывая глаз,

                    И ну барахтаться в сметане!..

Предлагаю посетить школьную библиотеку или интернет и прочитать эту басню.

Действительно  сюжеты басен живут веками. А где басни живут сейчас?  Значит  они нужны современным детям?  Почему?

Обращается к выставке книг .

В нашей школьной библиотеке хранятся книги с баснями……

Оказалось , вы не только любите читать басни, но и умеете их сочинять. (чтение басен  )

     Как вы думаете , сколько еще будут жить басни?

Давайте представим на миг , что все басни исчезли. Исчезли их сюжеты, герои, мораль, « эзопов язык» . Что случится ?

Значит вопрос , который мы подняли в начале урока важен для всех поколений? Почему сюжеты басен живут? ( живут пороки и о них нужно напоминать)              

Работа с тестом ЭОР

Чтение басен , сочиненных учащимися

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Стадия рефлексии

 Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

 Организует рефлексию

Вам понравился урок? Какова была его цель?

Нам удалось ответить на главный вопрос урока ?

А теперь  дадим оценку своей работы на уроке .

Обратите внимание на свой лист самооценки. С обратной его стороны лестница успеха . Оцените свою работу.

СЛАЙД

Я узнал ….

Я понял , что…..

Наш  урок прошёл не зря

Пожелаю вам, друзья,

Нужно с баснями   дружить

И воспитанными быть!

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Чтение стихотворения собственного сочинения .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

надо могу хочу

Слайд 2

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль: Он ……… себя прославил, И слава эта – наша быль. БАСНЯМИ

Слайд 3

И не забудут этой были , Пока по – русски говорят. Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.

Слайд 4

Тема урока: «Жизнь сюжетов старых басен во времени».

Слайд 5

БАСНЯ Короткая сказочная история Смешное лирическое стихотворение Занимательный короткий рассказ Герои – животные, иногда люди Есть герои помощники Герои - богатыри Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними Цель: прославить русский народ, Русь Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение диалог мораль волшебство Троекратные повторы

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

+ Знакомая информация - Я думаю иначе. ? Новая информация

Слайд 8

С.И. Ожегов Эзоповский ( язык) . Изобилующий иносказаниями, недомолвками , приемами речи для сокрытия ее прямого смысла (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) .

Слайд 9

Эзоп И. А. Крылов

Слайд 11

Фамилия автора Эзоп Ж. Лафонтен И.А. Крылов Название Лис и виноград Лисица и виноград Лисица и виноград Время написания 6 век до.н.э . 17 век 18-19 век Форма изложения Прозаическая Стихотворная (нет рифм) Стихотворная Сюжет (Рассказ о чём?) Голодная лисица хотела съесть виноград . Лис – гасконец , умирая с голоду , пытался съесть виноград . Голодная кума лиса залезла в сад Мораль Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".

Слайд 12

Современные издания басен Крылова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам детских журналов. Вторая жизнь старого журнала.

Урок литературного чтения 2 класс "Школа России" (интегрированный урок литературное чтение, технология)....

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басняИ.А.Крылова «Ворона и лисица»)...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Цели: - организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова;     -способствовать формированию УУД: личностных - самоопределение; познавательных формирование  ...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Жизнь сюжетов древних басен во времени"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по системе  развивающего обучения Л.В.Занкова. Карта урока составлена в рамках системно-деятельностного подхода в обучении....

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)

План-конспект урока по теме "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" для 3 класса, УМК "Школа-2100"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...