Конспект урока для 1 класса " Согласный звук [ н ], [ н '] и буква н."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Пилипишина Марина Александровна

На уроке применялись следующие педагогические технологии: игровая,здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_n_n.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласный звук [  н ], [ н '] и буква н.

Цели:

Предметные: познакомить учащегося с  буквой н   и  звуками [  н ], [ н '],способствовать формированию знаний учащихся о твёрдом  и  мягком согласном звуках [  н  ],

[  н ’]  и  обозначении их  буквой « н », корригировать и развивать мыслительные операции при рассматривании иллюстраций, воспитывать культуру речевого общения.

Метапредметные:

       регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать

       свои достижения;  

познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н']. 

       коммуникативные:  выразительно рассказывать сказку по сюжетной картинке;частвовать в

       диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

вступать в учебное сотрудничество с учителем;

Личностные: развивать  учебно-познавательный  интерес;  положительное  отношение к уроку,

        готовность преодолевать трудности;

Методы обученияобъяснительно-иллюстративный метод, проблемный, практический, игровой, словесный.

Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, диалог, развитие мышления.

Оборудование : Цветовые схемы гласных звуков, твёрдых  и  мягких согласных звуков; плакат с изображением букв  « Н , н», карточки с гласными и согласными буквами, иллюстрации, схема массажа лица, запись песни «Три поросенка», маски поросят и волка, спички без головок, презентация, детские игрушки, камень, вата, картинка «Ночь».

 

Ход урока:

I. Организационный момент урока.

1. Проверка рабочего места (учебные принадлежности);

2. Знакомство с сегодняшним днем (день недели, число, месяц);

3. Пальчиковая гимнастика;

-   Здравствуй, солнце золотое (соединяются мизинцы)

    Здравствуй, небо голубое (безымянные)

    Здравствуй, лёгкий ветерок (средние)

    Здравствуй, маленький дубок (указательные)

    Мы живём в родном краю (большие)

    Всех я вас приветствую (ладошки пожимают друг друга)

4. Массаж лица (схема);

  - Поверните ладошки к солнышку. Лучики греют их. Тёплыми пальчиками делаем массаж лица по схеме, после  каждого движения  встряхиваем руки.

  - Зная средство от простуды, мы здоровыми все будем

   Есть волшебные точки у нас, нажимай их каждый раз.

   Точку первую найдём, пальчик кругом поведём

   Пальчик ко второй приставим, чтобы носик наш дышал,

   Насморк деткам не мешал, покрутили точку эту,

   Передали эстафету, точку третью мы найдём

   И опять по кругу водим. Стоп. Пойдём теперь вперёд,

   Кто четвёртую точку найдёт. Точка четвёртая на грудке у нас

   Находим все дружно её мы сейчас. Пальчиком водим по кругу мы снова,

   Из школы домой, пойдут дети здоровы.

5. Упражнения для улучшения мозговой деятельности;

- Качания головой.

II. Повторение изученного материала.

1. Чтение стихотворения учителем;  

  - Любимый русский алфавит из букв и звуков состоит

   АБВГДЕЖ - дальше знаешь ты уже

   Звук с тобой мы говорим, произносим и кричим,

   Шепчем, воем, слышим. Буквы с тобой  пишем

   Можем их нарисовать, напечатать и прислать,

   То есть звуки только слышим, ну а буквы только пишем.

2. Беседа по содержанию стихотворения;

 - О чём говорится в стихотворении? (в стихотворении говорится о  звуках и   буквах)

 - Что такое буква? (это значок, который пишем)

 - Чем буква отличается от звука? (буквы пишем, а звуки говорим)

3. Работа над буквами (прикреплены буквы);

    Ш М А Л  

    О Л А

 - На сколько групп можно разделить эти буквы? (эти буквы можно разделить на две группы, буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки)

 - Какая буква лишняя в каждом ряду? (лишнюю букву убрать)

4. Игра «День – ночь».

 

III. Работа по теме урока.

1. Прослушивание песенки «Три поросенка»;

 - Чья эта песенка? (это песенка трех поросят)

 - Как их звали? (одного – Ниф-Ниф, другого – Наф-Наф и следующего Нуф-Нуф)

 - От кого спасались поросята? (поросята спасались от волка)

 - Изобрази сердитого волка.

 - А сейчас изобрази, как страшно было поросятам.

 - Покажи, как они прятались.

 - А теперь изобрази смелых поросят, радостных поросят.

 - Покажите, чем любили заниматься поросята.

2. Работа над заданием;

- Поросята принесли нам задания (загадки):

- Вот гора, а у горы две глубокие норы

  В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (нос)

- Значение слова нос? (орган обоняния, находящийся на лице человека)

- Нос бывает разным: добрым, вредным, гордым, важным, длинным, маленьким, отважным, толстым,  тонким, конопатым.

3. Звуковой анализ:

 - Нос.

 - Сколько звуков? Слогов?

 - Назови первый звук. Дай ему характеристику.

 - Какой  буквой  обозначим? ( н )

 - Какие действия совершали поросята, когда строили дом? (таскали, носили)

 - Нёс – звуковой анализ

 - Сколько звуков? слогов?

 - Назови первый звук. Дай ему характеристику.

 - Какой  буквой  обозначим? ( н )

 - Изобразите на модели, что узнали о  букве   Н ? (обучающийся на столе составляет модель из синего и зеленого цветов)

 - Н

 - Правило ( Буква   Н  выполняет две работы, обозначает два звука согласный твёрдый  и согласный мягкий)

 - Выложи из  палочек.

 - На что похожа  буква   Н ? (буква н похожа на лесенку)

 - С какой  буквой  будем работать сегодня на уроке? (сегодня будем работать с буквой н)

 - Что вы о ней узнали? (говорится она с трудом, язычок встречает преграду, петь нельзя эту буковку,  значит  она живет в синем домике)

4. Определение позиции звука;

 - Определи позицию звука: в начале, середине, в конце слова (движение руки)

 - Незабудка, окунь, кран, пятница, санки, тетрадь (ловушка), синий, ночь, нитки, кукла (ловушка)

 5. Работа по карточке;

- Найди и подчеркни  букву   н:

 

6. Чтение слогов;

Ан он на но                                             он ын но ны                                    

                                нон нун нын

ын ун ны ну                                             нан нун нын

7. Определение звука по произношению;

- Заспорили поросята о первой  букве  их кличек. Наф-Наф  и  Нуф-Нуф утверждают, что их клички пишутся с  буквы   Н , а Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая  буква   Н ’. Кто из них прав, ведь первые звуки в их  кличках разные –  Н   и   Н ’?  И  Наф-Наф с Нуф-Нуф  и  Ниф-Ниф  правы, так как звуки Н   и   Н ’ обозначаются одной  буквой … ( буквой   н )

- Обрадовались поросята  и  решили по этому поводу устроить праздник. Пригласили в гости  ещё своих  друзей.

8. Работа  над словами; (выставляются игрушки: слонёнок, тигрёнок, телёнок, львёнок, жеребёнок,  верблюжонок)

  - Какой звук есть в названиях этих животных? (звук н, показывается  игрушка волчонок)

  - Кого они не пригласили? (они не пригласили волчонка)  

  - Подбежал волчонок к домику Нуф-Нуф. Из каких прутьев он сделан? (домик  Нуф-Нуф сделан из деревянных прутьев). Значит домик… (деревянный). У Ниф-Ниф домик  из соломы, значит он…  (соломенный). У Наф-Наф домик из кирпича, значит он … (кирпичный).

9. Произношение звуков [  н ], [ н '];

-  Произношение звуков Н и Н’ в словах.

 - Что хотел сделать волчонок? (волчонок хотел быть первым)

 - Как проучили волчонка друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф?

12. Составление предложений;

- Составь предложения со словами: пустился, набросился, наутёк, незваный гость, проказничать, прогнали.

IV. Физминутка (звучит песенка  «Три поросёнка»)

V. Работа по теме (продолжение)

1. Подбор антонимов;

- Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф пригласили гостей к столу. Где стояли тарелки? (тарелки стояли на полке, на столе)

 - Где сидели гости? (гости сидели на скамейке, на стуле).

- Ниф-Ниф предлагает гостям и тебе  игру «Скажи наоборот».

  Под…(на), высоко…(низко), направо…(налево), вверх…(вниз), день..(ночь), верх…(низ), верхний…(нижний), вперёд…(назад).

 -Пока вы играли, стало темно, значит, наступила …ночь. (выставляется картинка с изображением  ночного  пейзажа).

 - Как мы догадались, что это ночь?(на картинке тёмное небо, светит  луна).

 - Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них всё в  порядке? (можно  позвонить по телефону.)

 - Что они сказали мамам? Твои ответы должны начинаться со слов надо, можно. (мама можно я еще  немного  поиграю у друзей) Надо, можно и нельзя – всем знакомые слова. Надо маме помогать, можно с другом погулять.  

  Но нельзя без разрешенья нам из дома убегать.

- Назовите слова со звуками[  н ], [ н ']. (надо, нельзя, нам)

- Чего нельзя делать на уроках? (на уроках нельзя кричать, бегать, драться)

- А дома? (нельзя драться, кричать, сорить)

VI. Подведение итога урока.

- Чему научился сегодня на уроке?

VII. Оценивание обучающегося.

 - Сегодня на уроке Лачин  хорошо работал, отвечал, рассуждал, говорил, повторял слова, выделял  букву в словах, поэтому получает карточку с изображением солнышка, молодец!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в 1 классе. Согласные звуки [б] и [б\']. Буквы Б, б.

Цель урока - познакомить с новыми согласными звуками [б] и [б\'] и новой буквой б; упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой; учить распознавать новые звуки в словах; продолжить формирование на...

конспект урока "парные согласные звуки и обозначение их буквами"

Урок проводился в школе-интернате №7 г.Казани , где обучаются дети с ТНР.В план урока включены  работ логопедического характера.Урок построен с учетом требований ФГОС...

Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л.

Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л....

Урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В и в."

Полный конспект урока грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в']. Буквы В и в"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Согласные звуки [ г ],[ г`] и буквы Г, г.

Организовать учебную деятельность, направленную на усвоение новой буквы г и звуков, которые она обозначает;  формирование  умения находить  её в словах, читать слова с этой буквой; сове...

Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».

Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».Конспект урока, презентация....

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [д] и [д’], буквы Д, д"

1. Познакомить учащихся с новыми буквами, обозначающие согласные звуки [д] и [д’] ; 2. Учить давать характеристики звукам; 3. Читать слоги и слова с изученными буквами. ...