Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».

Конспект урока, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ковернинская средняя общеобразовательная школа № 1

Автор: Белая Ирина Игоревна, учитель начальных классов.

Класс: 1а

Тема урока: «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».

Цель:  познакомить детей со звуками [з], [з’], строчной буквой з.

Задачи:

  1. Образовательные: дать знания о звуках [з], [з’], букве з, их особенностях; развитие умения выделять их в словах, читать слова, предложения с новыми звуками, развитие умения находить слова с заданным звуком, формирование умения различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  2. Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитательные: формировать привычку к труду, умение четко, ясно выражать свои мысли,  воспитание бережного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация (представлена в Приложении), аудиоматериалы.

П. Ковернино

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и ТООУ

Организационный момент

Повторение ранее изученного

Знакомство с новым звуком

Характеристика звука

Обозначение звука буквой

Физкультминутка. Речевая разминка.

Первичное закрепление

Работа с книгой

Работа в парах

Физкультминутка

Чтение текста

Подготовка к чтению

Чтение текста

Итог урока

Снег летает и сверкает

 В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и  дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

(Звучит песня «Три белых коня») Слайд 1

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Слайд 2

О каком времени года эти строчки?

«Пришла, рассыпалась, клоками

Повисал на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, среди холмов.» А.С. Пушкин

Слайд 3

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница… Слайд 4

К нам на урок заглянула Зимушка-зима. Расскажите. Какая бывает зима?

Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие.

Прежде чем начать наше путешествие, предлагаю вам вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках литературного чтения.  

  1. Как называется всё то, что мы говорим?
  2. Какой бывает речь?
  3. Устная – это какая? А письменная?

  1. Из чего состоит наша речь?

  1. Что такое предложение?

  1. Из чего состоят предложения?

  1. Из чего состоят слова?
  2. Из чего состоят слоги?

  1. На какие две группы можно разделить звуки? Расскажите про них.

  1. Согласные можно разделить на …

Оцените свою работу на данном этапе? Поднимите карточку с нужным цветом:

             - активная работа;

             - отвечал на вопросы редко, но старался;

             - на вопросы не отвечал, задания не выполнял; учителя не слушал.

А сегодня мы познакомимся с еще одной буквой и звуками. А какой – вы мне сами и скажите.

Назовите первый звук в слове зима. Повторим его все вместе, хором.

Дайте ему характеристику. Слайд 5

Я вам покажу картинки – кого можно встретить в лесу зимой. А вы мне скажите: как можно их назвать. Слайд 6, 7, 8

Назовите первый звук в слове зверь. Дайте ему характеристику.Слайд 9

А для вас задание от Зимушки-зимы «Одень звуковичка». Слайд 10

Звуки [з], [з’] обозначаются буквой «з». Слайд 11, 12, 13

Внимательно послушайте стихотворения и ответьте: на что похожа буква «з»?

По белому полю

В туман и снега

Бредут потихоньку

Бараньи рога. Слайд 14

З - не просто завитушка,

З –пружинка, крендель, стружка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу. Слайд 15

Буква З – два завитка,

Два разорванных кружка.

Эта буковка звенит, ярким золотом блестит.

Посмотрите, кто к нам пожаловал.

Я метель, царица снега.

Заметаю всё вокруг.

Я смешаю землю с небом.

 Заведу свою игру!

Я холодными ветрами

Заморожу города,

Вьюгой остужу, бураном,

Льдом покроется вода. Слайд 16, 17

Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Слайд 18

 

         

Что мы видим?

Составьте слоги.

На какие две группы можно разделить эти слоги. Назови их.

Что является показателем мягкости [з’]?

Метелица закружила снежинок и унесла с собой, ветерок побежал за ней.

Игра «Повторяй за мной»

  • Дятел долбит дерево: за – за – за…
  • Ветер завывает в лесу: зу – зу – зу…
  • Зайчик прыгает по сугробам: зо – зо –зо….
  • Снегирь тоненько пищит: зи – зи – зи…

Слайд 19 Снегирь принес в клювике слоги. Прочитайте их.

Зима взмахнула волшебной палочкой и закружились снежники. Составьте  слова из данных слогов.

Зимой ходит по земле Мороз и заглядывает в каждый дом. Но вы в это время спите. Поэтому Мороз оставляет  для вас на окне кружевное послание… Слайд 20

 Сегодня мы найдем там еще и слова.

Чтение столбиков слов.

Слайд 21

1 столбик.

Что общего?

Чем отличаются?

Слайд 22

2 столбик.        

Подберите проверочные слова к словам озеро, узкие.

Слайд 23

3 столбик.

Что вы можете сказать об этих словах?

Какой у них корень?

Чем они отличаются?

Найдите слово, обозначающее действие.

4 столбик. Слайд 24

На какие две группы можно разделить все слова?

А сейчас поработаем в парах: прочитайте столбики слов соседу по парте и оцените чтение друг друга.

Мы снежинки, мы снежинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Работа по учебнику, стр. 116.

Зима - трудное время года для животных. Почему?

Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя?

Волк.

- Что ты волк такой худой?

- Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня –

А обед во все лопатки

Припустился от меня!

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Посмотрите на картинку: кого же мы видим? Слайд 25

Прочитайте текст, который нам предлагает Зимушка-зима. Слайд 26, 27

  1. Чтение  текста учителем. Это текст-описание.
  2. Выборочное чтение

Найдите предложения, в которых описываются признаки наступления зимы.

На доске: Слайд 28

ударили морозы

застыли озера и реки

запели свои песни ветра

заиндевели ветви

Что обозначают эти слова?

  1. Чтение текста детьми по цепочке.

Как автор относится к зиме? А вы?

Чем она вас радует?

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие звуки обозначает буква «з»?

Дайте характеристику звукам [з], [з’].

Что запомнилось?

Что, придя домой, расскажете маме?

Оцените свою работу на уроке с помощью карточек.

             - активная работа; всё понял;

             - отвечал на вопросы редко, но старался;

             - на вопросы не отвечал, задания не выполнял; учителя не слушал.

Как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает снежинки?

Спасибо за работу.

Урок окончен.

О зиме.

Зима.

Снежная, вьюжная, холодная, морозная.

  1. Речь.
  2. Речь бывает устная и письменная.
  3. Устная речь – это та речь, которую мы произносим и слышим. Письменную речь мы читаем и пишем.
  4. Речь состоит из предложений.
  5. Предложение – это законченная мысль.
  6. Предложения состоят из слов.
  7. Из слогов.
  8. Из звуков, которые мы слышим и из букв, которые мы пишем.
  9. Согласные и гласные. Гласные при произношении поются, согласные – встречают преграду.  
  10. Твердые, мягкие, звонкие, глухие.

[з’] – согласный, звонкий, мягкий.

Зверь, [з] – согласный, звонкий, твердый.

Так как «з» - звонкий, то наденем на него шапочку-колокольчик, так как он может быть твердым, то один башмачок раскрасим в синий цвет, а другой – в зеленый, так как он может быть и мягким.

Ребята находят в презентации начертания буквы «з».

В рогах барана

Чайка

Метелица.

Гласные буквы и букву «з».

За, зо, зу, зы, зи, зе, зё.

  • где [з’]: зи, зе, зё;
  • где [з]: за, зо, зу, зы

Последующая за ним гласная буква.

ЗИ РО МА ЗА МО ЗЕМ РОЗ ЛЯ

Зима, земля, мороз, роза и др.

Узор

Зал

Зов

Зуб

Начинаются со звука «з», односложные, заканчиваются согласным звуком

Лексическим значением.

Азбука

Озеро

Узкие

Озеро – озёра, узкие – узок.

Звон

Звонок

Звонил

Это однокоренные слова.

-звон-

Лексическим значением.

Звонил.

Звонкие

Перезвон

Зазвонил

С приставкой – перезвон, зазавонил; без приставки – звонкие.

Работа в парах

В это врем года трудно найти пищу, холодно.

У волка нет еды – он голодный, худой. У него нет сил.

Серого волка.

ударили морозы – наступили резкие холода;

застыли озера и реки – реки и озера покрылись льдом;

запели свои песни ветра – начали дуть ветра;

заиндевели ветви – ветки покрылись инеем

Эмоциональный и психологический  настрой на урок; активизация внимания учащихся

Привитие любви к русской поэзии

Нравственное и эстетическое воспитание

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Закрепление сформированных УУД

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Обеспечение восприятия, осмысления и осознания процесса учения

Умение представлять информацию в виде схемы

Первичное закрепление изученного

Обозначение звуков на письме, связь с письмом

Формирование умения слушать друг друга

Формирование умения проводить анализ

Развитие восприятия, воображения

Формирование умения синтезировать

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению

Смена вида деятельности; предупреждение усталости

Умение ориентироваться на развороте букваря

Развитие умения на основе анализа объектов делать выводы

Развитие умение работать в парах; развитие умения оценивать действия других в соответствии с поставленной задачей

Формирование умения выявлять сущность объектов

Создания представления картины, описываемой в тексте

Привитие любви к животным

Отработка навыка чтения

Развитие наблюдательности

Обогащение словарного запаса

Развитие речи

Отработка навыка чтения

Оценка и отношение собственное к происходящему

Развитие умения высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения; выражать свои эмоции

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения на тему:«Согласные звуки [ з ] , [ з ҆҆ ] , строчная буква з» Автор: Белая Ирина Игоревна, Учитель начальных классов Р.п.Ковернино 2012 г.

Слайд 4

зима [ з ’ ] Какой он? Дайте характеристику.

Слайд 8

звери [ з ] Какой он? Дайте характеристику.

Слайд 9

З

Слайд 17

А О У Ы Е Ё И З

Слайд 18

зи ро ма за мо зем роз ля

Слайд 20

Зал Зов зуб

Слайд 21

азбука озеро узкие

Слайд 22

Звон Звонок звонил

Слайд 23

Звонкий Перезвон зазвонил

Слайд 27

Ударили морозы; Застыли реки и озера; Запели свои песни ветра; Заиндевели ветви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л.

Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л....

Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Школа России" по теме "Строчная буква э"

Цуканова Е. А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по русскому языку 1 класс «Школа России»Тема: Строчная буква ...