Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [д] и [д’], буквы Д, д"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Жукова Марина Владимировна
1. Познакомить учащихся с новыми буквами, обозначающие согласные звуки [д] и [д’] ; 2. Учить давать характеристики звукам; 3. Читать слоги и слова с изученными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx77.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учебный предмет: урок обучения грамоте в 1 классе. УМК «Школа России», азбука В.Г. Горецкий

Тема: Согласные звуки [д] и [д’], буквы Д, д.

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Цели урока:

- познакомить учащихся с новыми буквами, обозначающие согласные звуки [д] и [д’] ;

- учить давать характеристики звукам;

- читать слоги и слова с изученными буквами.

 Предметные цели:

- научить вычленять в речи согласные звуки [д] и [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами;

- развивать умение давать звукам [д] и [д’] характеристику по твёрдости/ мягкости, звонкости/глухости;

- формировать правильное, плавное, выразительное, сознательное чтение;

- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, орфографической зоркости.

Метапредметные:

Познавательные: 

- самостоятельно формулировать познавательную цель, уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: 

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действия;

- уметь строить диалог, прогнозировать, исправлять, дополнять, анализировать;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. 

Коммуникативные:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач;

- оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других, учитывать чужую точку зрения, вступать в диалог, беседу на уроке;

- формулировать своё мнение и позицию, умение задавать вопросы, слушать собеседника, умение работать в группе;

Личностные:

- мотивация учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;

- формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Оборудование: иллюстрации картинок, цветные мелки, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков (зелёные, синие), карточки с буквами, учебник «Азбука».

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

1. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: Начинается урок.

Он ребятам пойдёт впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слова правильно читать.

1 ребёнок: Ведь мы умные и дружные

2 ребёнок: Мы – внимательные и старательные,

3 ребёнок: Мы в первом классе учимся

Все вместе: И всё у нас получится!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности.

Это… Russkaja_izba-32651 .  Из трубы идёт… smoke_rising_from_house_chimney_np00993650 .

У дома растёт … Oak.

В дубе 0_46e58_2c797100_XL . У дупла … 076 .

У дома сидит … grandad.

К дому ведёт … 5713_i20. У дорожки … animg.

У дома играют …  1d187d0b5d180d0b2d0bdd18f-31.

– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину?

- Ребята, давайте вместе произнесём слова.

- Что вы заметили?  Что общего в этих словах?

 На доску прикрепляем синий кружок. 

– Послушайте внимательно слова: дддед, дддятел, дддети, дддерево. Что вы заметили?  Что общего в этих словах?

На доску прикрепляем зелёный кружок. 

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

Дом                 Дым                Дупло              

Дорога        Дрова    

 

Дерево   Дятел   Дед    Дети

- Дом, дым, дерево, дупло, дятел, дед, дорога, дрова, дети.

- Дддом, дддым, дддупло, дддорога, дддрова.

- Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].

- Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].

Дети формулируют тему урока.

Согласные звуки [д] и [д’], буква Д, д.

3. Выявление места и причины затруднения

К доске вызываются два ученика.

- Составьте модель слова дом и дерево.

 - Обозначим звуки буквами.

- Назовите первый звук.

- Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой?

- Что же делать?

 

- Вывод:  нужно ввести новую букву.

- Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)

Учитель вывешивает “портрет” новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем. (На доске и в тетради появляется запись).

- Ученики у доски составляют звуковую модель (сначала фишками, затем знакомые звуки заменяют буквами, а дальше возникает проблемная ситуация)

- [д] и [д’].

- Нет.

- Дети выдвигают гипотезы по возникшей проблеме

дом и дерево.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Чтение слогов с буквой Д.

Игра “Паровозик”

Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют “билеты” (карточки с гласной буквой) у “гласных букв” (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут “ждать” их на станции с карточками буквы Д на груди.

- Ребята, паровозы отправляются на станцию Согласных букв. В вагонах первого поезда должны разместиться гласные буквы, которые дружат с мягкими согласными звуками. Во втором поезде должны расположиться гласные буквы, которые дружат с твердыми согласными звуками.

- Пассажиры займите свои места.

- Поезд отправляется.

После прибытия паровозиков “согласные буквы” здороваются за руку с “гласными буквами”. Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: “ДА!”. Буквы Д и Е приветствие: “ДЕ!” .

Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д (стр.105)

- Дети подходят к выбранному вагону и показывают “билет”. Вагоновожатые проверяют, правильно ли “гласные буквы” выбрали вагон и прикрепляют карточки с гласными буквами на вагоны.

ДА         АД

ДО         ОД

ДЫ        ЫД

ДУ         УД

ДИ         ИД

ДЕ         ЕД

5. Реализация построенного проекта

Физминутка

Чтение слов в «Азбуке». Сначала хорошо читающими учениками, а потом более слабыми

 ( с.105).

Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (с.105).

- Кем работает папа Димы и Нади?

- Что делали водолазы на дне реки?

- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?

Работа с многозначными словами.

- Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»?

- Составьте предложения с этим словом.

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где её место, в районе гласных или в районе согласных букв?

- На какой улице она будет проживать? На улице сонорных согласных, на улице парных по звонкости-глухости или на другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.)

Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].

- Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных?

- На какой стороне её домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.)

- Кто хочет поселить букву Д в нужный домик?

- Ответы детей

- С буквой Д (дэ).

- В районе согласных.

- Да.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Чтение слов с буквой Д.

На доске напечатаны слова и у детей на парте:

дым

длина

дрова

кудри

код

дно

домино

дрёма

дума

дни

Даниил

трава

Дима

где

посуда

вата

Алгоритм чтения слов такой:

1. Расставляем точки под гласными в слове.

2. Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу.

3. Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение.

- Дети читают слова.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Занимательные модели. Работа в парах

Придумайте слова, соответствующие схемам:

1. Д _ _             2. Д _ _ _          3. _ _ д _ _

1.  Дом, дым, дуб

2.  Дело, друг, дядя

3.  Ведро, садик, лодка

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа над дикцией.

- Прочитайте с доски.

Мок  –  ды

Мик  -   до

Дон  -   би

Тон  -  бе

Ка  -  дыр

Но  -  суд

- А теперь прочитайте эти слоги, поменяв их местами.

- Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д’]- зелёную.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил –

Дырку в дубе он пробил.

- Дымок, домик, бидон, бетон, дырка, судно.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Что было самым интересным на уроке?

-Что вызвало затруднение?

- Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д.

- Ответы детей.

-Дети поднимают руки.

Домашнее задание

- Нарисовать фрукты и овощи, в названиях которых есть звуки [д] и [д’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте по теме "Звуки ф и ф \'. Буквы Фф" 1 класс

Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К"

Урок открытия нового знания по УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...