Разработка урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Разработка урока по литературному чтению 1  класс. Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.gruppovoe_obuchenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1.

Литературное чтение

Тема: А.С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Педагогическая технология:

групповое обучение

Тема: А.С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.      -развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– формируем умение относить сказочных героев к одной из групп;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

 Задачи:

- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

- определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание иллюстраций к сказке.

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать учебное сотрудничество;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

- использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

- формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;

- умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Ι. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение отрывков из сказки. Обсуждение.

2. Вопросы:

– Расскажите, а что бы вы попросили у золотой рыбки? Почему именно это?

Ученики зачитывают свои работы.

– У «Сказки о рыбаке и рыбке» есть автор? Кто? Назовите его имя.

II. Работа с биографией А.С. Пушкина.

1. Работа с выставкой книг.

В классе организована выставка книг – детских изданий сказок Пушкина. Вывешен портрет поэта. Можно начать урок с прослушивания увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Рассматривание книг.

– Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!

– Назовите, какие сказки Пушкина вы читали. Что особенно любите?

– Какие отрывки из них знаете наизусть?

Показ иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке».

– Какими строчками можно подписать иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Выборочное чтение.

2. Беседа о Пушкине-сказочнике.

– Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

– Сколько лет исполнится поэту в этом году?

– Почему же люди разного возраста любят его произведения? Что это был за человек? Я попробую рассказать вам о нём.

3. Рассказ учителя.

– Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна, простая крестьянка, были самыми близкими его сердцу людьми. У Арины Родионовны он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Её песни и сказки запомнились ему на всю

жизнь. Позднее Пушкин напишет о своих детских впечатлениях:

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

(А.С. Пушкин «Сон»)

– Прошли годы. Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом. Он написал много стихов о дружбе, о любви, о свободе. В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает.

«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру под именем сказка Александра Пушкина.

II. Развитие умений.

I.Наблюдение над особенностями авторской сказки Пушкина.

1. Постановка проблемы (темы) урока.

– Итак, Александр Сергеевич Пушкин прославил себя как сказочник. Что же такого необычного он сделал, чтобы его признали сказочником, автором сказок?

Теперь, когда мы уже знаем некоторые секреты народных волшебных сказок, попробуем ответить на вопрос: есть ли различие между русскими народными сказками и сказками авторскими?

2. Работа с таблицей.

– Прочитаем, чем отличается народная сказка от авторской.

Народная

Авторская (литературная)

Автор – неизвестен (народ).

Существует в устной форме.

Есть исполнители сказок – сказители.

Текст вариативен (сказитель может вносить изменения).

Относится к какому-то виду (волшебная, бытовая, о животных).

Автор – конкретное лицо.

Создаётся в письменной форме.

Исполнителя как такового нет.

Не допускается внесение изменений в текст.

Могут переплетаться волшебное и бытовое.

Что значит быть автором сказки? Может, Пушкин ограничился тем, что просто записал текст сказки после рассказа няни?

Предположения детей о том, что он, наверное, дальше работал над текстом, сделал его складным, записал стихами.

– Но ведь вы знаете, что часто собиратели сказок обрабатывали народные сказки после того, как их записывали, в том числе и переводили в стихи. А сказки так и оставались народными.

В качестве примера дети могут вспомнить сказку П. Ершова «Конёк-Горбунок».

– Почему же пушкинские сказки называют авторскими?

3. Работа с текстом.

– Известно, что в работе над сказкой Пушкин следовал правилу: «Пересказать по-своему».

– Найдите в тексте и прочитайте 5 описаний моря:

1) Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

2) Помутилось синее море.

3) Неспокойно синее море.

4) Почернело синее море.

5) Видит, на море чёрная буря;

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

– Как меняется море? Почему?

Вывод. В народных сказках мы не встречаем подобных описаний. Это один из примеров того, как Пушкин пересказывал известные сюжеты

по-своему.

4. Наблюдение над жанровыми особенностями сказки Пушкина.

(Анализ «сказочных примет».)

– Ещё на первом уроке мы говорили, что это произведение – сказка. Так определил жанр и сам Пушкин. Давайте найдём в тексте все «сказочные приметы».

– А помогут нам в этом вопросы и задания  учебника.

– Прочитайте первый вопрос.

– Что такое зачин? Прочитайте его.

– Вопрос №2 о троекратных повторах.

– Вопрос №3 о волшебных героях сказки.

– О каких ещё «приметах» сказки можно сказать? Перечислите их.

Вывод. Произведение Пушкина – действительно сказка. В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть приметы народных сказок. Но в чём-то она

от них отличается.

II. Целостный анализ сказки по группам

1 группа

Задача жанра.

Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека – что хорошо, что плохо. Ученики делают выводы, какие отрицательные качества осуждает автор в своих героях.

  1. группа

Содержание (картина жизни).

Сочетание волшебного и бытового, реального, земного. Ребята приводят примеры из текста.

  1. группа

Построение текста.

В отличие от народной волшебной сказки в сказке Пушкина нет троекратного повтора волшебных событий. Дети уточняют, что старик приходил к рыбке пять раз. Трижды в сказке он закидывал невод. Другой пример употребления в сказке магических чисел – тридцать лет и три года, прожитых стариком со старухой у синего моря.

  1. группа

Особенности предложения, слова.

Из особых сказочных «формул» в сказке Пушкина используется традиционный для народных сказок зачин, есть постоянные эпитеты.

– Найдите в тексте эпитеты к словам море – …, ворота – …, терем – …, землянка – …, царица – … и др.

– А вот традиционных для народных сказок присказок, особой концовки в пушкинском тексте нет.

  1. группа

Звуковой рисунок.

проследить за характером звукового рисунка на небольшом фрагменте текста –на строках ласкового слова старика, его обращения к рыбке (стал он кликать золотую рыбку – к–л).

Образец составления звукового рисунка:

Бог с тобой, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

– Прочитайте указанные строчки.

– Посмотрите, какие звуки в них чаще всего встречаются. Подчеркните соответствующие буквы.

– Произнесите эти звуки.

– Как они звучат? (Громко? резко? звонко? приглушённо? и др.

Звуки т, с – спокойные, приглушённые. Получается, действительно, ласково звучат слова старика.)

Вывод. Как принято в сказках, Пушкин некоторые картины рисует с помощью повторяющихся звуков.

  1. группа

Форма речи (ритмический рисунок, ритм, рифма).

Главное в стихах сказки – не рифма, а ритм. На отрывках дети  прохлопывают разные строки сказки, чтобы убедиться, насколько они ритмичны.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Итог.

 Действительно, Пушкин, использовав известный сюжет, сумел создать авторскую, неповторимую сказку. Он перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных старух…

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. На Пушкинской площади Москвы стоит бронзовый памятник великому поэту.

Показ фото памятника

– Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.

– Имя Пушкина всегда с нами. Он оставил нам не только свои изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.

– Впереди у вас – новые встречи с великим поэтом.

ΙV. Домашнее задание.

1. Нарисовать обложку книги «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотую рыбку – на выбор).

2. Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....