И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisitsa.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

3 класс

Учитель: Кальницкая Л.А.

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Общеучебные

Метапредметные

К.И.Крылов  «Ворона и лисица»

Обучающийся научится:

1. научится выразительно читать произведение;

2.понимать содержание прочитанного;

3. владеть понятием «действующее лицо»;

4.  научится в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы;

5. научится инсценировать художественное произведение;

6. подбирать пословицу для доводов в споре.

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебнике;

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, презентации.

Коммуникативные УУД:

1. вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;

4.участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место;

2. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

1.Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями;

2. понимание основного содержания текста;

3. передача впечатления от услышанного своими словами;

4. ответы на вопросы по содержанию;

5. выразительное чтение.

Чтение текста

Беседа по вопросам

Выборочное чтение

Инсценировка художественного произведения


1. Организационный момент.

Психологический настрой  учащихся.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помогать  вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Речевая разминка

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип.

Архип осип.

- Что это? Прочитать медленно.

- Прочитать орфографически правильно (как пишем)

- Прочитать орфоэпически правильно (как произносим)

- Прочитать медленно, затем с ускорением

- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

3.  Целеполагание

Посмотрите на задание (работа в парах, листы на партах)

- Внимание! Важное задание: удалите все буквы П и Е.

ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ  

Прочитайте слово.  Крылов

-Какие произведения И.А. Крылова вы знаете?

- Обобщим и систематизирует наши знания об авторе и его произведениях.

Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...

Высказывание Исаковского

Есть писатели, книги которых переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится И.А.Крылов
Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов.

« Ни один из поэтов не сумел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино»

4. Прогнозирование содержания по заголовку.

 Отгадайте ребус

1 слово -  Ворона

2 слово - Лисица

- Знаете ли вы басню И.А.Крылова, где в названии используются эти слова? (Ворона и лисица)

- Сегодня на уроке мы будем с этой басней

-Давайте вспомним что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. Басни заканчиваются или начинаются моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни)

5.  Первоначальное знакомство.

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов нам узнать

  • Словарная работа

В басне встретятся следующие слова

Лесть лицемерное, уродливое  восхваление.                                                                                     Льстить хвалить из корыстного  желания расположить к себе.    

Гнусность–внушающий отвращение, омерзительный поступок

Не впрок – не на пользу.

Бог послал – случайно нашла.                                                                                                                                                                              

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь  –взобраться с усилием на что-то высокое

Пленить–заворожить, очаровать, увлечь красотой

Плутовка–хитрая и ловкая обманщица

Вещунья приносящая вести, в басне прозвище вороны.   

Зоб -  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.                                                                                                                                                                         (Аудиозапись)

Понравилась вам басня?

Что вызвало улыбку?

5.  Физминутка (текст басни)

Учитель – Ворона, дети изображают действия Лисицы. «С Вороны глаз не сводит» вы должны меня загипнотизировать.

6. Повторное чтение

Возьмите простой карандаш и подчеркните непонятные слова.

Остались ли ещё непонятные слова?

7. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

Опишите внешний вид вороны  (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

7. Выразительное чтение басни  учениками

Работа в парах

Инсценирование басни

Поиграем в театр. Попробуем изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.

8. Итог урока.

- В чём сила басни?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Рефлексия

  • Продолжите предложение
  • Домашнее задание (обязательное, по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...