Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Насиковская Ольга Григорьевна

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_1.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

с углубленным изучением  отдельных предметов

Ворошиловского района  г. Волгограда

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

 (урок литературного чтения, 3 класс)

Выполнила:

Насиковская Ольга Григорьевна

учитель начальных  классов

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2014г.

Цели: 

  • Формировать  умения выделять жанровые особенности басни.
  • Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.
  • Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).
  • Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Задачи урока:

  • закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;
  • соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;
  • дать школьникам  представление о том, как рождались бродячие басенные истории;
  • подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;
  • провести сравнительный анализ двух басен;
  • помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.

Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Учащиеся приветствуют учителя, гостей, подготавливают рабочие места)

II.      Актуализация прежних знаний обучающихся.

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости).

( Слайд 1)

- Что мы изучаем в этом разделе? (Басни)

- Что такое, басня?  (Басни - небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием)

1

- Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование)  Вывод? ( Моралью)

- А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы – это остроумные народные выражения. У них нет авторов))

- А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.)

- Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов)  

- Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне – греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен - французский баснописец – 350 лет назад; И.А. Крылов - русский писатель , баснописец – 200 лет назад)

  1. Постановка цели и задачи урока.

- Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями  мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица»,  И. Крылов. « Ворона и лисица».)

- Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни  с одинаковым названием, но написанные в разное время)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Давайте прочитаем басню Эзопа Ворон и лисица. (Читает ученик)(Слайд 2)

- Прочитав басню, давайте ответим на вопросы. (Дети читают вопросы)

-Чему посвящена первая часть басни -  её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)

- А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям)

- Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)

-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)

- Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)

2

- Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)

- Кто, не выдержал лести? (Ворон)

- Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)

- Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».

- А что, как правило, осуждается в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке: глупость или хитрость? (Глупость )

- Прочитайте пословицы.

-  От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»

- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?  (Тому, кто стал жертвой, вороне»)

- Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)

  1. Этап физической разрядки.

- Сравнение понятий «лесть» и «похвала» (Хороший отзыв о ком-чем–нибудь  одобрение) (Слайд 3)

Игра «Похвали соседа по парте». (Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди хвалят друг друга)

  1. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Чаще всего басни пишутся в стихах. Сегодня мы познакомимся ещё  и с прекрасным миром басен И. А. Крылова. ( Слайд 4)

- А что рассказал о вороне и лисице И. А. Крылов вы узнаете сейчас. (Читает басню ученик)

- Встретились ли вам, незнакомые слова и выражения?

- Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.

Словарная работа:

Льстец – тот кто склонен к лести

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)

3

Пленил – очаровать, увлечь.

Вещунья – предсказатель

- А теперь давайте составим «Словарь наоборот». Я буду читать выражения, а вы их замените выражениями из басни.         (Слайд 5,6)

  • Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру.
  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
  • Очень близко – близёхонько.
  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
  • Каркнула очень громко - во всё горло;
  • Исчезла, скрылась - была такова;

- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?

- А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!... И верно ангельский быть должен голосок!»)

- Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)

- Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)

- Добилась ли Лиса поставленной цели?

- После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)

- А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)

- Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

- Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?

- Могли бы привести примеры?

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому?

- Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.

  1. Сравнение басен Эзопа и  Крылова.

- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая, что и в басне Эзопа?

4

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов? (Бродячие истории)

- В чем сходство и различие этих  двух басен?

- Какая басня написана прозой, а какая – стихами?

- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?

- Какая басня тебе кажется более смешной и почему? ( В басне И. Крылова – героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной)

- Найдите КОНТРАСТ в описании внешности и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в  реальности, а также при сопоставлении внешности)

- Миша и Маша тоже познакомились с этими баснями, но Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша нашла её.

- Есть ли мораль в басне,  в какой части текста она приводится?

  1. Формирование УУД

Работа с пословицами.

- Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение  басен.       (Слайд 7)

  • Лестью и душу вынимают.
  • Ласкатель – тот же злодей.  
  • Лесть без зубов, а с костьми съест.
  • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

 Работа с иллюстрацией к басне, художника Валентина Серова. (Слайд 8)

- Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это – рисунок карандашом.

- Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.

- Сравни величины фигурок Вороны и Лисицы.

- Высоко ли сидит Ворона?

- Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны  «перышки» и какой у неё «носок»?

- Почему, художник, выбрал такую точку зрения? (Валентин Серов использует зрительный контраст - большой вороны и крошечной лисицы, поскольку совершенно ясно, что с такого расстояния лисица никак не может разглядеть внешности вороны)

5

  1. Обобщение усвоенного материала.

 - С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-  Кто их авторы?

- Как называются такие истории?  (Бродячие)

- Что высмеивают басни? ( Лесть,  глупость, хвастовство, невежество)

- Чему учат басни ? (Отличать истинные чувства от лживых.) (Мудрости, доброте, дружбе, трудолюбию, честности)

  1. Рефлексия.  (Слайд 9)

- Закончите предложения

  1. Я сегодня узнал(а)…
  2. Было интересно…
  3. Я понял (а), что…
  4. Я научился…
  5. Мне захотелось

  1. Домашнее задание
  1. Прочитать басни, ответить на поставленные вопросы.
  2. Выучить одну басню наизусть ( по выбору).

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения

Задачи:Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;Отработать навыки выразительного чтения;Воспитывать высокие моральные качеств...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...