И.А.Крылов басня "Ворона и лисица". урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Хохлова Нина Николаевна

Задачи:

  • Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;
  • Отработать навыки выразительного чтения;
  • Воспитывать высокие моральные качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока: Познакомить  учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи:

  • Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;
  • Отработать навыки выразительного чтения;
  • Воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковые словари С.И. Ожегова и Даля,  конверт с пословицами.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка книг)

- Рассмотрите книжную выставку.

- Как вы думаете с произведениями,  какого автора мы познакомимся?

(слайд 1)

- Прочитайте высказывание Крылова.

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

- Как вы понимаете, такое порок?

Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.

3. Знакомство с биографией И. А.Крылова

(рассказывает подготовленный ученик)

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет.  Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.

4. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля.

( работа  в 2 группах)

- Что же такое басня? (ответы детей)

- Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.

       Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

       Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными

 (слайд 2)

- Сравните эти два определения.

- Что общего?

- Чем отличаются?

- Составим из двух значений свое определение басни.

 (ответы детей)

Басня – это…

        Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

-  Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

-   С помощью чего  в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)

5. Повторение изученных басен

Конкурс «Мораль сей басни такова»

- Угадайте,  в какой басне такая мораль и ее героев?

  • « Ай, Моська, знать она сильна,

               Что лает на слона!»

        (Слон и Моська)  (слайд 3)

  • « Чем кумушек считать – трудиться,

             Не лучше ль на себя, кума оборотиться»

                        (Зеркало и Обезьяна)

  •  «Ты, все пела, это дело

Так, поди же, попляши»

        (Стрекоза и Муравей)

- Какими стали эти выражения?

- Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова.

6. Сообщение темы урока

      Познакомится с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной басней  « Ворона и Лисица»

7. Работа над новыми словами

     -  Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.

 Лесть – угодливое восхваление

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Все не впрок – не на пользу

8. Знакомство с новой басней

- Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

- Какая история приключилась  с Вороной?

(читает подготовленный ученик)

9. Восприятие прочитанного текста

- Какая же история приключилась  с Вороной?

-  Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

 Хитрит, лукавит, заискивает- вертит хвостом

Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит

Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Каркнула очень громко - во все горло

Исчезла, скрылась  - была такова

Трудно дышать – дыхание сперло

10. Повторное чтение басни

    -   Прочитайте басню еще раз и попробуйте  разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.

  1. Находка
  2. Льстец
  3. Простофиля.

11. Работа с текстом басни.

   - Назовите главных героев басни.

      Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)

     С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

  -  Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

 Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

  -      Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

Взгромоздилась

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула

   - На что они указывают? Какой предстает Ворона?

   -  Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?

   - С которого момента начинается развиваться действие басни?

   - Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.

   -  Проследите, как действует на Лисицу сыр.

   - Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?

12. Подготовка к выразительному чтению.

      -   Почитайте, как  Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе?

     -  Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду.

Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?

    -  Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к «ангельскому голоску»

   - Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

  - Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?

  - Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?

  -  Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?

  - Почему  Лисице удалось обмануть Ворону? Сравните поведение Вороны и Лисицы.

  - Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?

  -  Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу

13. Выразительное чтение басни.    

Проведем конкурс чтецов.

(предлагается трем ученикам участие в конкурсе. По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец )

14 . Работа над моралью басни.

     -   Найдите  мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

    -   Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

    -   О чем он советует помнить постоянно?

    - Какие пороки людей осуждаются?

    -   Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят?

   - Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)

  - Соберите пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце- ледок.

15. Домашнее задание (дается по выбору)

  • Выразительное чтение басни.
  • Чтение по ролям
  • Инсценировка басни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп "Ворон и лисица", И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов«Ворона и Лисица». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе "Начальна...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...