Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по  литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»

                                                                                     

                                                                    Утверждаю

                                                         Директор школы № 2                  

                                                                                                                   

                                                                             _________________

                                              Н. П. Халяпина    

                                                                         Приказ     № ______

от  « ____» _______2017 г.                                        

Рабочая программа

учебного курса

«Литературное чтение»,

изучаемого на базовом уровне

в 4  классе

102 часа  (3 часа в неделю)

Маркелова Надежда Викторовна,

учитель первой квалификационной категории,

срок действия до 15.10.2021 г.

Срок реализации программы сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

2017 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа предмета «Литературное чтение»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы» (2011) ) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2014.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2014.

Программа предмета «Литературное чтение» в 4 классе направлена на достижение следующих целей:

  •  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  •  совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  •  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  •  воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  •  формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа предмета «Литературное чтение» в 4 классе нацелена на решение следующих задач:

  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  • составлять план к прочитанному;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  •  формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  •  начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
  •  умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
  •  навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся 4 класса должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

 Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Обучающиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

В результате изучения курса «Литературное чтение» обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • уметь:
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Вводный урок. (1 ч)

Введение. Знакомство с учебником.

Былины. Летописи. Жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (16ч)

П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;  А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А.Бунин. «Листопад».

Литературные сказки  (13 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

 Делу время — потехе час (8 ч)

 Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

 Страна детства (7 ч)

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

 В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»;  С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»;  М. Н. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (9 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».

 Поэтическая тетрадь (6 ч)

 Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин.«Лебедушка».

 Родина (5 ч)

 И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О,Родина!    В    неярком    блеске...»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (6 ч)

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (8  ч)

Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»; Г.X.Андерсен «Русалочка»; М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

 (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

 (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА        ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Тип/форма

урока

Дата

проведения

по

плану

по

факту

1

ВВОДНЫЙ УРОК

Введение. Знакомство с учебником.

1

1

Урок открытия нового знания

2

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ

Знакомство с названием раздела. Из летописи  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

8

1

Урок открытия нового знания

3

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторического источника. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1

Урок открытия нового знания

4

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге»

1

Урок систематизации знаний

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

Урок открытия нового знания

6

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

1

Урок открытия нового знания

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»

1

Урок систематизации знаний

8

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». «Житие Сергия Радонежского»

1

Урок открытия нового знания

9

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Календаря исторических событий». Тест №1

1

Урок  развивающего контроля

10

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

16

1

Урок открытия нового знания

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок.

1

Урок систематизации знаний

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героев.

1

Урок систематизации знаний

13

А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

Урок открытия нового знания

14

А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев.

1

Урок открытия нового знания

15

 А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Деление сказки на части

1

Урок систематизации знаний

16

Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина

1

Урок  рефлексии

17

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1

Урок открытия нового знания

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

Урок систематизации знаний

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев

1

Урок систематизации знаний

20

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого.   Л. Н. Толстой «Детство»

1

Урок открытия нового знания

21

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал»

1

Урок открытия нового знания

22

Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого

1

Урок рефлексии

23

А. П. Чехов «Мальчики»

1

Урок открытия нового знания

24

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

1

Урок систематизации знаний

25

Обобщающий урок – КВН  «Чудесный мир классики». Оценка достижений (П/р №2)

1

Урок развивающего контроля

26

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

10

Урок открытия нового знания

27

А.А. Фет. «Весенние дождь», «Бабочка»

1

Урок открытия нового знания

28

 Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  

1

Урок открытия нового знания

29

 А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Ритм стихотворения

1

Урок открытия нового знания

30

 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

Урок открытия нового знания

31

 Н.А. Некрасов «Школьник»

1

Урок открытия нового знания

32

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

Урок систематизации знаний

33

И.А. Бунин «Листопад».

Картина осени в стихах И.А.Бунина

1

Урок открытия нового знания

34

Внеклассное чтение.  Родные поэты

1

Урок рефлексии

35

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

1

Урок развивающего контроля

36

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

13

1

Урок открытия нового знания

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки

1

Урок открытия нового знания

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ..

1

Урок систематизации знаний

39

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра

1

Урок открытия нового знания

40

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения

1

Урок систематизации знаний

41

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

1

Урок открытия нового знания

42

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

1

Урок систематизации знаний

43

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Урок открытия нового знания

44

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

1

Урок систематизации знаний

45

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части

1

Урок систематизации знаний

46

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

1

Урок систематизации знаний

47

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей

1

1

Урок рефлексии

48

Обобщение по разделу «Литературные сказки» Оценка достижений (К/р №1)

1

Урок развивающего контроля

49

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

8

1

Урок открытия нового знания

50

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

1

Урок систематизации знаний

51

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Урок открытия нового знания

52

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Урок открытия нового знания

53

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка

1

Урок открытия нового знания

54

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

1

Урок систематизации знаний

55

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

1

Урок рефлексии

56

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений (Тест)

1

Урок развивающего контроля

57

СТРАНА ДЕТСТВА

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

7

1

Урок открытия нового знания

58

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения

1

Урок систематизации знаний

59

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Урок открытия нового знания

60

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

1

Урок систематизации знаний

61

М. М. Зощенко «Ёлка». Анализ поступков героев.

1

Урок открытия нового знания

62

Обобщение. по разделу «Страна детства». Оценка достижений

(Тест)

1

Урок развивающего контроля

63

Внеклассное чтение.

 Что такое серии книг и каково их назначение

1

Урок рефлексии

64

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

5

1

Урок открытия нового знания

65

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Урок открытия нового знания

66

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Урок открытия нового знания

67

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений (Тест)

1

Урок развивающего контроля

68

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

1

Урок рефлексии

69

ПРИРОДА И МЫ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе

9

1

Урок открытия нового знания

70

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

1

Урок открытия нового знания

71

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

1

Урок открытия нового знания

72

Е. В. Чарушин «Кабан»

1

Урок открытия нового знания

73

В. П. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

1

Урок открытия нового знания

74

В. П. «Стрижонок Скрип». Составление плана

1

Урок систематизации знаний

75

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»

1

Урок систематизации знаний

76

Проект «Природа и мы». Оценка достижений П/р №4

1

Урок развивающего контроля

77

Внеклассное чтение

Книги о природе 

1

Урок рефлексии

78

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

6

1

Урок открытия нового знания

79

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Урок открытия нового знания

80

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

5

Урок открытия нового знания

81

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

Урок открытия нового знания

82

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Урок открытия нового знания

83

Обобщающий урок-конкурс  «Поэзии прекрасные страницы» Оценка достижений. (Тест)

1

Урок развивающего контроля

84

РОДИНА

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

5

1

Урок открытия нового знания

85

С. С. Дрожжин «Родине»

1

1

Урок открытия нового знания

86

А. В. Жигулин» О, Родина! В неярком блеске»

1

Урок открытия нового знания

87

Обобщающий урок по теме «Родина». Оценка достижений (П/р №5)

1

Урок развивающего контроля

88

Проект «Они защищали Родину»

1

Урок рефлексии

89

СТРАНА ФАНТАЗИЯ

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

6

1

Урок открытия нового знания

90

Е. С. Велистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

1

Урок открытия нового знания

91

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

1

Урок систематизации знаний

92

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев.

1

Урок систематизации знаний

93

Путешествие по стране Фантазия. Оценка достижений (П/р №6)

1

Урок развивающего контроля

94

Внеклассное чтение по произведениям К Булычева

1

Урок  рефлексии

95

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

8

1

Урок открытия нового знания

96

Д. Свивт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы

1

Урок систематизации знаний

97

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка

1

Урок открытия нового знания

98

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика  героев

1

Урок систематизации знаний

99

М. Твен Приключения Тома Сойера». Сравнение героев

1

Урок открытия нового знания

100

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

1

Урок открытия нового знания

101

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений

1

Урок развивающего контроля

102

Урок-игра «Литературные тайны»

1

Урок рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по литературному чтению в 4классе. УМК "Перспектива"

Рабочая программа разработана на 102 ч (3 ч. в неделю, 34 учебные недели )...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).

Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...