Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка», 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_56_vvedenie_v_skazku.doc48.5 КБ
Office presentation icon urok_56_vvedenie_v_skazku.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 56. Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса»,

В. Берестова «Сказка».

Цель. Сделать обзор жанра сказки.

Задачи.

  1. Рассмотрение особенностей жанра сказки.
  2. Чтение стихотворений Г. Сапгира «Леса-Чудеса», В. Берестова «Сказка».

Доп. материал:

Аудио «У Лукоморья дуб зелёный»,

Презентация «Сказки».

Часть

Ход урока

Слушание аудио «У Лукоморья дуб зелёный».

О чём мы с вами поговорим на уроке?

Сегодня мы начнём знакомиться с таким литературным жанром как сказка.

Какие вы сказки знаете?

Что вы знаете о сказке? (Варианты детей). На этом уроке мы обобщим наши знания о сказке.

Какие 3 вида литературы вы помните? (лирика, эпос, драма).

Учитель рисует на доске, дети в тетради.

                                        Литература

Род:      лирика                 эпос                     драма

Скажите, к какому роду литературы можно отнести сказку: лирике или эпосу? (Эпосу).

Правильно, одним из жанров эпоса является сказка. Учитель дорисовывает.

                                        Литература

Род:      лирика                 эпос                     драма

Жанр:                     сказка

Другие жанры эпоса – рассказ, повесть, басня, роман. Сейчас мы поговори о сказке.

Объединитесь в группы по 4 человека, выберите себе капитана.

Посмотрите себе в тетрадь, где мы сравнивали лирику и эпос, уточним жанр сказки по приведённым линиям сравнения.

Линии сравнения

Лирика

Эпос

Цель

Идея, основная мысль

Что это?

Изображение чувств, душевного состояния

Повествование, рассказ, история

Основа выражения

Картина

Сюжет

Действующее лицо

Автор, лирический герой

Образ-персонаж (главный герой, второстепенный герой)

Место действия

Внутренний мир действующего лица

Согласно сюжету

Подумайте в группах, от какого слова произошло слова «сказка»? (2 мин.).

От слова «казать» - перечень, список, точное описание. Слово сказка появилось в литературе не раньше 17 века, но современное значение приобрело с 18-19 века.

Подумайте в группах, как бы вы определили, что такое сказка. Представьте, что перед вами иностранец и вам необходимо объяснить ему смысл этого слова.

(Сказка – описание вымышленных событий, иногда фантастических событий, происходящими с животными и человеком).

Что же является основой сказки картина или сюжет, благодаря чему мы познаём смысл рассказанной сказки? (сюжет, т.е. история, поэтому сказка – эпос, а не лирика).

Где происходят действия сказки? (ответы детей). Действия происходят в волшебном или реальном мире.

Каких героев сказок вы знаете? (ответы детей).

Давайте прочитаем стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса» и определим, кто же является героем сказки.

Дети читают по желанию и по очереди стиховорение Г. Сапгира «Леса-чудеса».

Кто же является героем сказки? (Человек, животные, растения).

А предметы-диковинки могут стать героями сказок? (Да. Вспомним сказку, про Федорино-горе или про Алису в стране чудес, или сказка про саломинку, лапоть и пузырь.).

Скажите, а кто придумал сказки?

Авторы многих сказок не известны, они родились из народных мифов и передавались из уст в уста – это так называемые фольклорные сказки. Приведите примеры (репка, колобок, теремок, царевна-Лягушка и пр.).

Но есть сказки, которых создали писатели – это литературные сказки. Приведите примеры (Пинокио, страна Оз, Гарри Поттер и пр.).

Таким образом, сказки можно разделить на фольклорные и литературные (сделать запись в виде схемы на доске).

Сказки можно разделить и по-другому (также запись в виде схемы со стрелочками на доске).

Как бы вы назвали сказки, герои которых животные, птицы, рыбы, предметы, растения и явления природы? Сказки о животных.

Приведите примеры.

Маша и медведь, волк и семеро козлят, теремок и пр.

Вам очень известны и так называемые волшебные сказки. В основе их - рассказ о преодолении потери чего-либо при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Сказка начинается с того, что главный герой обнаруживает потерю или нарушает запрет, за которым следует беда. Далее герой отправляется из дома на поиск потерянного, сражается с противником и побеждает, т.о. преодолевая потерю.

Приведите примеры. Сивка-бурка, царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная, о богатырях, властелин колец, Гарри Потер, Алиса в стране чудес и пр.

Бытовые сказки отличаются от волшебной тем, что события происходят в реальном мире, передаются особенности быта той эпохи, а главный персонаж – обычный человек из народа, борющийся за справедливость и добивающийся своего при помощи смекалки, ловкости и хитрости.

Приведите примеры.

Сказки Салтыкова-Щедрина (будете знакомиться в старших классах), Сказка о попе и его работнике Балде, вечера на хуторе близ Диканьки.

Есть ещё анекдотические сказки – развёрнутое повествование анекдота, а также небылицы – сказки, построенные на небылице, небольшие по объёмы, часто в идее прозы.

Скажите, а вам известно имя Шарля Перро? (да, нет). Вспомните, автора сказки про Золушку – Шарль Перро. Именно французский поэт и литературный критик Шарль Перро первым начал собирать сказки, в 1697 г. им был издан сборник «Сказки матушки Гусыни». Сказкой интересовались и короли. В 1704-1717 г.г. в Париже вышло издание сказок «Тысячи о одной ночи», подготовленное для короля Франции Людовика 14. Как звали авторов сказки про бременских музыкантов? Братья Гримм. Это немецкие писатели, которые  также издали сборник «Домашние и семейные сказки» в 1812-1814 г.г. В России также собирались сказки, первым собирателем был Александр Николаевич Афанасьев, а также Авдеев, Даль, Шейн, Малкович.

Много ли вы нового узнали о сказке? (ответы детей).

Скажите, а вы любите сказки?

А почему?

Прочтём стихотворение Валентина Берестова «Сказка».

Чтение детьми по желанию.

Д/з

Пересказ любимой сказки (можно принести книгу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Фольклорные сказки

Слайд 3

Литературная сказка

Слайд 4

Сказки о животных

Слайд 5

Волшебная сказка

Слайд 6

Бытовые сказки

Слайд 7

Небылицы

Слайд 8

Шарль Перро

Слайд 9

Якоб и Вильгельм Гримм

Слайд 10

А. Н. Афанасьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по системе Занкова."Мир семьи в стихотворениях В. Берестова "Братья","Лапта","Плащ","Семейная фотография".

Дан подробный конспект урока по литературному чтению по системе Занкова.Согласно требованиям ФГОС....

Стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе по программе образовательной системы «Школа 2100»....

Стихотворение Г. Сапгира "Леса-чудеса"

Конспект урока с проблемно-диалогической технологией...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Тестовое задание для аудирования по стихотворению Г. Сапгира "Леса-чудеса"

Умение слушать относительно длинный отрывок текста, понимать его и запоминать — сложная задача для детей с интеллектуальными нарушениями. Именно поэтому при реализации курса "Речевая практи...

Конспект: Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...