Стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Сафонова Ирина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе по программе образовательной системы «Школа 2100».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch.docx305.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе

по программе образовательной системы «Школа 2100»

Тема урока: Введение в раздел. Стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: стимулировать творческое самовыражение детей, развитие интереса к чтению средствами литературного произведения.

Личностные результаты: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развитие умения формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и  заботиться о здоровье посредством элементов методики В. Ф. Базарного (автоматизированной системы «Бегающие огоньки», «вертушки», «экологического панно», СУС).

Познавательные УУД: развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: развитие  умения слушать и понимать речь других;

учить выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учить работать в паре и в группах.

Предметные  результаты: совершенствование техники чтения; закрепление умения работать с текстом, развитие памяти.

Оборудование:

  • конторки;
  • коврики;
  • панно (пейзаж на стене кабинета);
  • «волшебные бревна» (на полосках бумаги написаны виды сказок);
  • вопросы на доске;
  • «Бегающие огоньки» (по верхним углам кабинета последовательно мигающие лампы со звуковым сопровождением);
  • чистые альбомные листы;
  • чернильные авторучки;
  • СУС (схема универсальных символов на потолке - комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста)

Организация деятельности обучающихся.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

  • Какими вы должны быть на уроке?

(Внимательными, трудолюбивыми, старательными, уважительно относится друг к другу и т. д.)

  • Потренируем слух, внимание, память, мышление, координацию тела необычным способом и узнаем, чему будет посвящен наш урок…

Задача: повернуться на звук, указать рукой на загоревшийся огонек и, сложив   буквы в заданном порядке, прочитать слово (сказка).

  • Чему будет посвящен наш урок?

(Наш урок будет посвящен сказкам.)

II. Актуализация знаний. 

  • Прочитайте  название, рассмотрите иллюстрации (с. 190–191).
  • Что можете предположить?
  • Проверьте свои предположения. Самостоятельно прочитайте авторский текст (с. 192).
  • Чем необычна иллюстрация?
  • Кого из сказочных героев узнали?
  • Что ещё нужно сделать, чтобы ознакомиться с содержанием раздела?
  • (Посмотреть рубрику «Содержание» в конце учебника, перелистать учебник.)
  • Познакомьтесь с содержанием (обратить внимание детей, что этот раздел продолжается в части 2 учебника).
  • Мы уже прочитали много сказок. Как вы думаете, что-нибудь новое мы откроем для себя в этом разделе? (Познакомимся с новым произведением…)
  • Это же стихотворение!
  • Какие поставим цели?
  • (Выяснить: какое имеет отношение к сказкам данное стихотворение; почему оно попало в радел сказок?)
  • На панно построен дом Сказок.  Каждое «бревнышко» волшебное, что-то сообщает о сказках: народная, волшебная, жанр, бытовая, литературная, устное народное творчество, анимационная, богатырская.  
  • Разложите «бревнышки» по вопросам, которые записаны на доске:

1.Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

3.По авторской принадлежности какие бывают сказки?

Работа в группах.

I группа - 1 вопрос

II группа - 2 вопрос

III группа- 3 вопрос

2) Подведем итоги:

  • Прочитайте вопрос и дайте полный ответ:

1.Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)

2.Какие виды сказок вы знаете? (Волшебная, бытовая, богатырская, анималистическая.)

3.По авторской принадлежности какие бывают сказки? (Литературная, народная.)

  • Любите читать сказки? Какие?                                                                  

III. Исследовательская работа. 

Работа до чтения:

  • Рассмотрите иллюстрации на стр. 192-193.
  • Кто герои нового произведения?
  • Что необычного в их изображении?
  • Где будут происходить события?
  • Прочитайте заглавие и имя автора.
  • Как вы думаете, какое по настроению мы будем читать стихотворение?
  • Почему?
  • Что вам подсказало ответ?
  • Почему автор назвал произведение «Леса - Чудеса»? ( Леса обогащают воздух кислородом…)

Упражнения по СУС.

Режим №2.  

Дети становятся в центре кабинета под схемой-тренажером и взором «оббегают» траектории в заданных направлениях. При этом они выполняют непроизвольно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем. Примерно по 10 раз по каждой траектории: «кресту», «овалам», «восьмерке».

Чтение стихотворения про себя.

Вопросы после чтения:

  • Оправдались ли наши предположения о героях стихотворения, месте событий, настроения?
  • Кто из героев вам понравился больше других?
  • Давайте совершим все вместе путешествие в леса-чудеса.

Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

 1-2 строфы.

« Мы с тобой» поедем в леса - это о ком идет речь? (Речь идет о нас.)

  • Какие чудеса мы сразу увидим?

2-строфа.

Прочитайте еще раз.

Автор впервые отправляется в эти леса? (Он знаком с жителями леса, знает их повадки, их быт, привычки.)

Почему Медведь умный, ведь во всех сказках он недодепа?

С чем сравниваются глаза Совы? Прочитайте. (Генрих Сапгир, наверное, ночью был в лесу, поэтому смог подобрать столь удачные сравнения.)

Прочитайте вслух лесную песню. Что необходимо сделать, чтобы быстро запомнить? (Проиллюстрировать, создать образы…)

С помощью гелевой авторучки (простого карандаша) проиллюстрируйте песню:

        

  • Пропойте хором песню с помощью своих рисунков.
  • Как называют художников, изображающих животных? (анималисты)
  • Кто из художников любил иллюстрировать сказки? (Виктор Михайлович Васнецов)
  • Проверка домашнего задания. (Краткое сообщение ученика  о Васнецове.)

3 строфа.

  • Продолжаем читать стихотворение-сказку.
  • Каким представляете Льва?
  • Для чего у него на двери табличка?
  • Как мог лев оказаться в лесу? (Сказка волшебная.)
  • Какого вида данная сказка? (Сказка волшебная.)

4 и 5- строфы.

  • Чем вас еще удивил этот край?

6 строфа.

  • Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?

Вопросы после чтения.

  • Сумел ли Генрих Сапгир вас убедить, что в лесах происходят чудеса?
  • Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок?  (Здесь нет борьбы Добра и зла. Это самая добрая сказка. Зло в виде рогаток в  сказку не пускают)
  • Расскажите о героях стихотворения.

Лиса: ответственная, трудолюбивая.

Медведь: умный, добродушный, компанейский.

Сова: умная, гостеприимная.

Выразительное чтение.

Можете ли вы, прочитав это стихотворение, выделить черты характера поэта? (Поэт -  добрый человек, очень любит природу.)

IV. Домашнее задание: выразительное чтение, по желанию выучить. (Записать в дневники.)

V. Рефлексия. 

  • Чему учились?
  • Что нового узнали?
  • Что закрепляли?
  • Мы выполнили цель, поставленную в начале урока? (Выяснить: какое имеет отношение к сказкам данное стихотворение; почему оно попало в радел сказок?) Стихотворение «Леса-чудеса» - волшебная сказка.
  • Самооценка (в дневниках):

Красный кружок – есть вопросы, не принимал участие в работе.

Синий кружок  – есть вопросы, принимал участие.

Зеленый кружок  – все понятно, работал активно.

  • Кто был самым внимательным на уроке? (трудолюбивым…)

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Г. Сапгира "Леса-чудеса"

Конспект урока с проблемно-диалогической технологией...

Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

План-конспект урока по теме "Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка», 3 класс, "Школа-2100"...

Тестовое задание для аудирования по стихотворению Г. Сапгира "Леса-чудеса"

Умение слушать относительно длинный отрывок текста, понимать его и запоминать — сложная задача для детей с интеллектуальными нарушениями. Именно поэтому при реализации курса "Речевая практи...

Конспект: Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка».

Конспект занятия во второй младшей группеТема  «Сравнение двух групп предметов».Цель:Обучающая:обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов н...

Литературное чтение. Стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч» и Г. Сапгира «Кошка»...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...