Самоанализ урока чтения во 2 «а» классе
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Денежко Ольга Ивановна

      Каждый урок для ребенка - это маленькая жизнь. И прожить он должен эту "жизнь" с пользой для своего интеллектуального и духовного развития. Особую духовную нагрузку должны нести уроки литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_denezhko.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока чтения во 2 «а» классе                                                                                                          учителя начальных классов

МОУ «СОШ№6 с. Солдато-Александровского»

Денежко Ольги Ивановны

      Каждый урок для ребенка - это маленькая жизнь. И прожить он должен эту "жизнь" с пользой для своего интеллектуального и духовного развития. Особую духовную нагрузку должны нести уроки литературного чтения. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.      
     Тема урока:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю. Мориц «Сто фантазий».

      Цель урока: познакомить учащихся с возможностью автора нарисовать образ, не существующий в реальной жизни, а читателя – вообразить этот фантастический образ.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
- образовательные:   подготовить детей к разговору о природе «необычного», «смешного», в основе которой может лежать контраст, противоречие, продолжить формировать основы читательской деятельности,;
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
в) обогащение речи учащихся средствами литературы;                                                                                         - развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой); помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;:

- воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на юмористическое  в произведении, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания, воспитывать в ребёнке отсутствие чувства страха перед высказыванием, пробудить в нём фантазию, укрепить творческую свободу. Для того, чтобы достичь поставленных целей, урок вела так, чтобы каждый этап органически следовал друг за другом. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

Данный тип урока -  «открытия» нового знания -   включает следующие этапы урока:

1 этап – этап мотивация учебной деятельности – целью  которого  является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; организационная  часть этапа подготавливает учащихся к включению в деловой ритм. На данном этапе в классе практикуется жужжащее чтение (пятиминутка), дыхательная гимнастика (задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика),чтение блоков (тренировка речевого аппарата, отработка навыка чтения целыми словами), упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения – логические задания.

 II этап - этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. Моя задача состояла в том, чтобы подвести детей к разговору о смехе, его роли в жизни человека. На этапе прослеживается связь с уроками русского языка (нахождение и  выделение синонимов), окружающего мира (органы чувств).

 III этап –  этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.

Работа с текстом во время чтения. Цель: показать возможность поэзии  обнаруживать чудесное в обычном, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Данный этап включает работу над  формированием читательских  умений предусмотренных программой:

 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Рисование картин к стихотворению.3. Какие чувства, настроение автор выразил в этом стихотворении? 4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?


 IV этап - выявление места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний. Мы имеем представление о божьей коровке, о луговой корове.  А что же мы знаем о морской корове?

V этап - этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний. В стихотворение  речь идёт о трёх коровках.

Знаем мы что-нибудь о морской корове. Путём включения воображения и дополнительной информации, дети получают знания  о морской корове.

VI этап - этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи. Продолжение работы с текстом во время чтения. Цель: отработка навыка выразительного чтения; умение находить признаки стихотворения (рифмы). Мы продолжаем работу над  формированием читательских  умений предусмотренных программой. Включаем детей в систему анализа литературных приёмов (противоречие),  опираемся на имеющиеся знания (рифма), на основе которых осуществляем работу следующего этапа.

VI этап -  включение в систему знания и повторения. Цель: включение - новых способов  в систему знаний, повторение, закрепление изученного. Дети работали в парах, искали рифму в стихотворении, составляли продолжение, используя знания парной и перекрёстной рифмы. На данном этапе отрабатывались умения переводить строчки  рифмованного  произведения в прозу (умение оформлять мысли в устной форме).

VII этап - итог урока. Цель: подвести учащихся к тому, что иметь чувство юмора необходимо для жизни. Дети сделали вывод,  и я считаю, что мой урок достиг цели.

VIII этап - рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитывая, что для младших школьников познание тесно связано с эмоциями, старалась вести урок эмоционально. Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:


• словесные (рассказ учителя, учеников,  работа с текстом произведений);
• наглядные (мультимедийная презентация некоторых  этапов урока, карточки для работы,  в  парах);
• самостоятельная работа;  
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
      В ходе урока были использованы
различные формы работы учащихся:
- коллективная;                                                                                                                                                                                                     - творческая;
- индивидуальная,  в парах.


      На уроке, с целью активизации работы, были использованы
различные виды проверок: самопроверка с доски, проверка выполненной работы на слайдах презентации.
В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Использование
компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Для эмоционального восприятия материала я использовала межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики: артикуляционная и дыхательная гимнастика, подвижная. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что умеют находить отличительные черты лирического произведения, определять темы текстов, анализировать, сравнивать, видеть красоту поэтического  образа, выполняли задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока чтения

Самоанализ урока чтения в 3 классе "Обобщение по разделу "Литературные сказки" УМК "Школа России"...

самоанализ урока чтения

УМК Школа России...

Самоанализ урока чтения

Самоанализ урока чтения...

самоанализ урока чтения

Самоанализ урока чтения...

Самоанализ урока чтения 2 класс

Самоанализ урока чтения  во 2 классе по АООП...