Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лайкина Анна Николаевна
Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Развивать творческие способности, речь, память, мышление. • Воспитывать интерес к русской словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс.

ОС «Перспектива».

Учебник: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий «Литературное чтение».

Урок проведён 12.10.16.

Тема: Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устным народным творчеством.
  • Учить работать с учебной книгой, с текстами.
  • Учить прогнозировать содержание раздела.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать творческие способности, речь, память, мышление.
  • Воспитывать  интерес к русской словесности.

Формируемые  УУД:

Предметные:

  • Знать виды сказок.
  • Уметь выделять сказку среди других литературных жанров по определённым признакам.

Метапредметные :

  • Уметь определять тему и цель урока с помощью заданий и вопросов учителя; планировать свои действия.
  • Уметь выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; работать в группе.
  • Уметь ориентироваться в собственных знаниях; находить ответы на вопросы учителя; находить ответы на вопросы в тексте; анализировать изучаемые объекты.

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебному материалу.
  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование:

  • тематические картинки;
  • карточки с надписями: сказка, вымысел, сказочный персонаж; с обозначением признаков сказок;
  • рабочие листы с заданиями для работы в группах;
  • листы с печатными текстами;
  • цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Ребята, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

*кинезиологические упражнения (дети выполняют стоя у своих парт)

#упражнение «Колечко» ( Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.)

#упражнение «Думающая шляпа» (Потереть ладони друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Затем медленно одеть на голову. Массажировать уши под счёт до 8 сверху вниз 2-3 раза, большой палец впереди. Детям предлагается надеть воображаемую шляпу, которая поможет им справиться с любыми трудностями.)

II. Повторение, проверка домашнего задания.

-Ребята, с какой деятельности мы начнём наш урок? (с повторения, с проверки того задания, которое выполняли дома)

–Какое задание вам нужно было выполнить дома? (вспомнить произведения из изученного раздела «Краски осени»)

- Задание, которое я вам сейчас предложу, поможет нам в этом. Вам нужно узнать произведение по отрывкам и назвать фамилию автора.

* Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.              (А.С.Пушкин «Осень»)

*Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо. Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зелёная, а пруд стеклянный. Лёд.  Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит.                   (С.Образцов «Стеклянный пруд»)

*Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.           (С.Есенин «Закружилась листва золотая»)

*Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес разноцветный, пёстрый – осенний.             (Н.Сладков «Осень»)  

*Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.                                  (А.Плещеев «Осень наступила»)    

III. Самоопределение к деятельности, постановка темы урока.

(перед уроком учитель раздала некоторым детям иллюстрации к народным сказкам)

-Раз мы проверили домашнее задание, к какой деятельности можем переходить? (к изучению новой темы)

-У моих помощников на партах лежат картинки. Как думаете, какое действие нужно будет выполнить этим ученикам?

-Я предлагаю вам продолжать, отгадывая загадку, говорить название произведения, а тот ученик, у которого будет нужная иллюстрация, поместит её на доску.

*Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.                 («Репка»)

*Домик в поле появился.

Он в жилище превратился.

Всех зверюшек спрятать смог.

Что за сказка?                            («Теремок»)

*Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей.

Сделался мигом красивой, пригожей?             («Царевна – лягушка»)

NB (Пригожая – красивая, миловидная, с привлекательной внешностью.)

*Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?            («Три поросёнка»)

*В гости  друг к другу они всё ходили,

Но гостя своего так и не накормили.     («Лиса и журавль»)

*Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.                     («По щучьему велению»)

NB (Уплетать – есть с аппетитом.)

*Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Вы названье этой сказки.              («Три медведя»)

*Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки …… («Маша и медведь»)

-Ребята, посмотрите на доску. Название произведений какого литературного жанра мы с вами вспомнили? (Сказка)

(на доске) табличка со словом «Сказка»

-О чём мы будем говорить сегодня уроке; назовите тему урока. (будем говорить о сказках) – Правильно, но не просто о сказках……..

-Откройте учебник на с.46 Прочитайте название нового раздела, уточните тему урока. (Мир народной сказки)

IV. Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности.

-Ребята,  вспомните и поясните, какую сказку называют народной? (это история, которую сочинили люди. У такого сказочного  повествования нет конкретного автора)

-Вспомните и скажите, какие ещё могут быть сказки? (авторские) – Что это значит? (у сказки есть автор)

-Ребята, что это за жанр такой – сказка? Как думаете, чем она отличается от произведений других литературных жанров? Что вы ещё помните или знаете о сказках?

V. Постановка учебной задачи.

-Так много вариантов ответов я от вас услышала.

-Так скажите мне, ребята, что мы сегодня на уроке должны понять и систематизировать? -Чему должны научиться?  (по каким признакам отличаются сказки от произведений других литературных жанров)  –Да, сегодня на уроке мы узнаем, какие общие признаки есть у сказок.

VI. Открытие нового знания.

-Ребята, прочитайте в учебнике определение, что такое сказка.

- (выборочное чтение) На какие группы разделили народные сказки?

## таблички «О животных», «Бытовые», «Волшебные», «Богатырские» (вспомнить, кто является героями этих сказок)

##- Ребята, возьмите листы с текстами, которые лежат у вас на парте. Прочитайте отрывки из сказок. Что-нибудь заметили? Можете выделить какую-то группу отрывков, которые схожи? (отрывки, которые являются началами сказок)

табличка «Зачин» (начало сказки) –Сказка начинается особыми словами.

##-Если у сказки есть «особое» начало, то есть особенности в её окончании. Чем чаще всего заканчиваются сказки? (добро побеждает зло)

табличка «Добро побеждает зло»

##-Вы говорили, что в сказках есть волшебные предметы. Проверим, знаете ли вы их названия.

(задание обучающиеся выполняют самостоятельно. Проверка: обменяться с соседом по парте листочком и проверить работу)

VII. Физкультурная пауза.

“Сорви молодильные яблоки” 

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими молодильными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

VIII. Открытие нового знания (продолжение).

-Ребята, посмотрите на доску, на картинки. Что заметили? (отдельно размещены иллюстрации с тремя поросятами, тремя медведями, драконом с тремя головами)

##табличка «Троекратный повтор»

-Что значит слово «троекратный»? А встречались ли вам в прочитанных сказках троекратные повторы? Приведите примеры.

-Ребята, на иллюстрациях сказки кем представлены? (героями, персонажами). Прочитайте в учебнике, как героев охарактеризовали в определении? (вымышленные герои). Что значит «вымышленный»? (выдуманный, придуманный, фантастический, несуществующий, сочинённый)

##табличка «Сказочные персонажи»

IX. Первичное закрепление во внешней речи.

-О каком жанре мы сегодня с вами говорили? (о сказке)

-Что значит «народная сказка»?

-На сколько групп можно разделить сказки? (4)

-Перечислите их.

-Давайте ещё раз повторим, какие отличительные признаки объединяют все сказки.

-А какие бывают герои в сказках? Можете вы их разделить на группы? (положительные и отрицательные)

X. Групповая работа с проверкой.

-А сейчас развернитесь друг к другу так, чтобы вас было по 4 человека. Какой деятельностью будете заниматься? (работать в группе) Что нужно вспомнить, чтобы успешно работать в группе? (вспомнить правила работы в группе)

-у каждой группы лист с изображением различных сказочных героев  -Как думаете, какое задание я вам могу предложить? (вырезать и наклеить персонажей по группам; раскрасить сказочных героев; обвести; соединить героев одной группы линией; придумать про них предложения  и др.)

-Обведите положительный сказочных персонажей карандашом синего цвета, а отрицательных персонажей карандашом коричневого цвета. (если позволит время, можно обратить внимание на то, что в сказках могут действовать герои – помощники)

-проверка/ -Как происходила работа в группе?

XI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к любимой народной сказке. (Для выбора сказки можно обратиться к Читательскому дневнику, к сказкам, которые читали на летних каникулах)

XII. Рефлексия деятельности, подведение итогов.

-Ребята, наш урок закончился. –Что нового узнали на уроке? Какое задание вам понравилось выполнять? Каким волшебным предметом вы хотели бы обладать и для чего он вам был бы нужен? Какое задание или вопрос учителя вызвал у вас затруднение? Остались ли у вас  какие-то вопросы по этой теме? Как бы вы оценили свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения в 3 классе.Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка".Конспект урока и презентация....

Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения в 3 классе Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"...

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок литературного чтения: Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка»для  учащихся  2  класса      Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и...

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Цели деятельности учителя: закрепление знаний об английской сказке «Сказка про трёх поросят»; развитие навыка ...