Тема урока: «Два брата»
методическая разработка по чтению по теме

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_brata.docx29.06 КБ
Файл prezentatsiya._dva_brata.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения


Тема урока: «Два брата»».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Цель урока: Создание условий для обобщения и систематизирования знания учащихся о сказке, как литературном жанре и творчестве Евгения Львовича Шварца.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной форме; работать в группах.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану.
  • Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Предметные (образовательные): умение воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; формулировать основную мысль теста.
Личностные (воспитательные): умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг. момент

2

2

Актуализация знаний

8

3

Постановка цели урока

2

4

Открытие новых знаний

20

5

Рефлексия

2

7

Итог урока

1

Утверждено:

Учитель________________ (Иванова Н.А.)

Этапы

Деятельность учителя

Развитие универсальных учебных действий

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу я, Юлия Сергеевна.
Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я (Юлия Сергеевна) называю предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте, если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед (проверка детьми готовности).
Вы готовы к работе? Итак, вы готовы, начинаем урок.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Активизация знаний

Постановка цели урока

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Два брата)

- Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц)

- Что вам запомнилось из его биографии? (Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.)

- Как вы думаете какая цель нашего урока? (Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.)

- Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям.

– С какими чувствами вы читали окончание сказки?

– За кого из братьев переживали особенно? Почему?

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Обобщение и систематизация знаний

- Определение главного смысла сказки

– Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие».

– Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»?

Комментированное чтение глав 5–8.

5-я глава.

– Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем?

– Легко ли открыть дубовую дверь?

– Зачем мальчик отогревал птиц и зверей?

– Понимали ли его птицы, белки и зайцы?

– Почему Мороз на этот раз простил мальчика?

6-я глава.

– Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга?

– Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила?

– Отчего дрожит мальчик, входя в зал?

– Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата?

7-я глава.

– Что впервые появляется в сказке? (Солнце.)

– Почему вдруг Старший почувствовал холод?

– Что придавало мужества зайцам?

– Что символизируют слёзы Мороза?

– Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.)

– Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади?

– Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание.

– Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения.

– Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат?

 8-я глава.

– Почему родители сидят у открытого окна?

– Сколько времени прошло с момента ухода братьев?

– Как бежали по лесу Старший и Младший?

– Что помогло отцу помолодеть?

– Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли?

Вопрос после чтения:

– Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.)

– Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей).

- Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста.

Обобщающая беседа.

– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»?

– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем?

– Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

– Какие обстоятельства изменили его характер?

– Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?

– Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.)

– Насколько сильно зло в сказке?

– Смог бы Старший один вернуть брата?

– Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?

– В чём жизненная мудрость этой сказки?

Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов.

Сопоставление сказки с народными сказками.

– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?

– «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении?

– А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.)

– Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему?

Сопоставление сказки с литературными произведениями.

– Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы?

– Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы.

Творческие задания.

– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное.

Л.Н. Толстой:

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему.

Главное: у каждого в жизни свой путь.

Е. Шварц:

Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего.

Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной форме; работать в группах.

Регулятивные: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные: выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Рефлексия

- Вам понравилось произведение? Что вы сегодня расскажите дома родителям?

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги.

- Напишите на «сердечке» одно слово, чему научил вас сказка Е.Л. Шварц. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету на доске).

Итог урока

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тонкий …, белая …, чёрный …, седая …, дубовая …, живой …, весеннее …, берёзовый ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...

Внеклассное мероприятие с презентацией 3 класс по теме:Дельфины наши братья по разуму и друзья.

Мероприятие разработано с целью расширения кругозора обучающихся о дельфинах и их повадках, образе жизни.....

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.

Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы» Цель урока: формирование представлений о героях произведения Р. Киплин...