"Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему

Ведерникова Виктория Сергеевна

Урок входит в раздел "Великие русские писатели" второй урок после знакомства с разделом. Содержание урока соответствует программе "Школа России" и современным требованиям к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемы результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания), мелодии.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Речевая гимнастика. На доске висит 4 мелодии.

Класс делится на 4 команды(выбирает название команд),  выбирает себе мелодию и поет под мотив данное стихотворение. (слайд 2)

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,

Раструбили журавли по рощам, 
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет, 
Лисью шапку примеряет вяз.

- Оцените деятельность каждой команды. (Красный – вообще ничего не поняли, зеленый – очень хорошо, все понял, синий – затруднялись).

III. Проверка домашнего задания.
-3 класс мы с вами закончили изучение какого раздела? (Поэтическая тетрадь 1) А какой раздел мы стали с вами изучать? (Великие русские писатели)

Давайте проверим ваши знания по предыдущему разделу. Но перед началом вспомним правило поведения. (Викторина)
- Посмотрите на портреты писателей (слайд 4). Знаете ли вы, кто это? (Оцените деятельность команд)
- Перед вами портрет, кто изображен на нем. Что вы о нём знаете? Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? ( Ответы детей)
- Определите тему и цели урока.

IV. Введение в тему Актуализация знаний. Работа по теме урока.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
- Откройте с.82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете ещё сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
- Послушайте небольшой рассказ который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте. ( Рассказ учителя об авторе. )
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

2. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.

На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пушкина, который бы выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается. Что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Вои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были написаны стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили вперед.
VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение текста об А.С. Пушкине.
(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики)

2. Вопросы после чтения.
(Работа в группах)
- Перечитайте текст. Составьте по нему 3 вопроса другим одноклассникам.
(Вопросы учителя)
-  Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
- Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? ( В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла Первого)
-  На каком языке говорили в семье А.С, Пушкина? (В семье говорили на французском языке).
-  Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять стихи рано, когда был совсем маленьким).
-  Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка).
-  Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита).  (Оцените деятельность групп)

3.Чтение стихотворения «За весной, красой природы…»

- Прочитайте стихотворение «За весной, красой природы…».
- О чем рассказывает нам автор?
- Каким настроением наполнено стихотворение?
- Прочитайте его выразительно.

- А сейчас я хочу послушать ваши выразительные стихотворения «Великих русских писателей».

- Оцените каждого.

На доске 3 лица нужно прилепить лучики к соответствующему личику.
4. Подведение итогов урока.
- Чем занимались на уроке?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «За весной, красой природы…» стр. 84 – 85. Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Подготовить сообщение.

МБОУ Коноваловская СОШ

Ташлыковская НОШ

Конспект урока

литературного чтения

«Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

Выполнила: учитель начальных классов

Ведерникова Виктория Сергеевна

2017г.

  1. Вставь пропущенное слово «… дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» (Подруга)
  2. Назови автора произведения «Весенняя гроза». (Федор Иванович Тютчев)
  3. В каком произведении поэт ведет воображаемый диалог с тучей (А.С. Пушкин «Туча»)
  4. Объясни значение слова тороватый.(Щедрый, нескупой)
  5. Приданное царицы – мачехи из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Зеркало)
  6. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» назови автора. (Иван Саввич Никитин)
  7. Чему подобен плач Терека? И кто автор данного произведения? (Буре. М.Ю. Лермонтов)
  8. В каком произведении забавы крестьянских детей похожих на ваши? («Детство». Иван Захарович Суриков)
  9. Где спал Ашик – Кериб когда встретил Магуль – Мегери? (Под виноградником)
  10.  Чем крестьянин укрыл избу снаружи в произведении «Зима» И.З.Сурикова? (соломой)

  1. Вставь пропущенное слово «… дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» (Подруга)
  2. Назови автора произведения «Весенняя гроза». (Федор Иванович Тютчев)
  3. В каком произведении поэт ведет воображаемый диалог с тучей (А.С. Пушкин «Туча»)
  4. Объясни значение слова тороватый.(Щедрый, нескупой)
  5. Приданное царицы – мачехи из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Зеркало)
  6. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» назови автора. (Иван Саввич Никитин)
  7. Чему подобен плач Терека? И кто автор данного произведения? (Буре. М.Ю. Лермонтов)
  8. В каком произведении забавы крестьянских детей похожих на ваши? («Детство». Иван Захарович Суриков)
  9. Где спал Ашик – Кериб когда встретил Магуль – Мегери? (Под виноградником)
  10. Чем крестьянин укрыл избу снаружи в произведении «Зима» И.З.Сурикова? (соломой)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения 3 и 4 классе

«Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

В классе 16 человек. Класс среднего уровня развития.

Цели урока:

1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина и других писателей.

2. Способствовать формированию понятия описания природы.

3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты.

4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению.

5. Способствовать расширению словарного запаса детей.

6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).

7. Совершенствование работы в группах.

8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

 Урок входит в раздел «Великие русские писатели» - 2 урок после знакомства с разделом.

 Содержание урока соответствует программе «Школа России» и современным требованиям к уроку.         

Я выполнила намеченный план урока. Эффективно и целесообразно использовала Технические Средства Обучения и наглядность. Детям в начале урока сразу был дан психологический настрой – на успешную деятельность. Обстановка на уроке была доброжелательной и способствовала хорошей активности и работоспособности учащихся.

Урок был построен с учетом принципа научности обучения, принципа осознанности и системности знаний умений и навыков, связи с жизнью, межпредметной связью (русским языком, ИЗО, окружающим миром, музыкой).

       Урок был построен с учетом возрастных особенностей и развития учащихся, осуществлен также и дифференцированный подход, создана ситуация успеха, даны задания на дом по выбору. На уроке также была проведена и работа в группах, которая способствует сплочению коллектива, воспитанию у учащихся чувства взаимовыручки, ответственности.

       Большая работа была проведена и по расширению словарного запаса детей, образности речи. Учащиеся легко и свободно, без всяких стеснений рассуждают, анализируют прочитанное (самооценка, самоанализ, оценка деятельности товарищей).

       На уроке использовала наглядно-иллюстративный, словесный методы (объяснения, беседа, рассказ).

При этом использовала методические приемы:

-          организационные;

-          логические (постановка проблемных вопросов, обобщение, выводы).

На уроке были использованы виды чтения:

-          чтение учителя;

-          чтение сильными учащимися;

-          анализ, выборочное чтение;

-          самостоятельная работа над выразительным чтением.

Я считаю, что урок поставленных целей достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлкою прошлась, Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет, Лисью шапку примеряет вяз.

Слайд 2

1. Вставь пропущенное слово «… дней моих суровых, голубка дряхлая моя !» Подруга 2. Назови автора произведения «Весенняя гроза » Федор Иванович Тютчев 3. В каком произведении поэт ведет воображаемый диалог с тучей А.С . Пушкин «Туча » 4. Объясни значение слова тороватый. Щедрый , нескупой 5. Приданное царицы – мачехи из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало

Слайд 3

6. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» назови автора. Иван Саввич Никитин 7. Чему подобен плач Терека? И кто автор данного произведения? Буре. М.Ю. Лермонтов 8. В каком произведении забавы крестьянских детей похожих на ваши? «Детство». Иван Захарович Суриков 9. Где спал Ашик – Кериб когда встретил Магуль – Мегери ? Под виноградником 10. Чем крестьянин укрыл избу снаружи в произведении «Зима» И.З.Сурикова? соломой

Слайд 4

Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов И.З.Суриков

Слайд 5

Ф.И.Тютчев А.П. Чехов А.А.Фет

Слайд 6

А.С . Пушкин ( 1799-1837 )

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

«За весной, красой природы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "А.С. Пушкин. Интересные факты"

Интересные факты из жизни поэта А.С. Пушкина. Для урока чтения в 4 классе....

Конспект урока по литературному чтению "Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина."

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте...

жизнь и творчество Пушкина

жизнь и творчество Пушкина 3 класс...

А.С.Пушкин "Узнай сказку"

А.С.Пушкин "Узнай сказку"...

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения  выразительно читать произведение....