Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения  выразительно читать произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lit.chteniyu.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам ,воспитывать любовь к русским писателям.

Планируемы результаты:  

Личностные результаты:

формируют любовь к чтению;

формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающим.

Метапредметные результаты обучения:

формирование умения работать с новым произведением по теме (отбирать, выделять, обобщать, анализировать);

расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина (познавательные УУД);

формирование умения выстраивать речевые высказывания;

формирование умений работать в статичных парах (коммуникативные УУД);

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Предметные результаты обучения:

развивать умения и навыки смыслового, правильного, выразительного и беглого чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.


II.

Мотивация учебной деятельности.

Речевая разминка.

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась, Раструбили журавли по рощам, 
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет, 
Лисью шапку примеряет вяз.

- Прочитайте способом жужжащим чтение.
- Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. 
- Прочитаем весь текст, выделяя голосом глаголы. (Дети читают текст)
- Прочитайте скороговоркой.
- А сейчас медленно, выразительно, выделяя нужные слова.

III. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи ;
- Мы с вами закончили изучение раздела «Поэтическая тетрадь 1». А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. - Посмотрите на портрет писателя на с.82. Знаете ли вы, кто это? (Здесь портрет А.С. Пушкина) 
- Что вы о нём знаете? Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? ( Ответы детей) 
- Определите тему и цели урока.

IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. (слайды)
- Откройте с.82-83 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете ещё сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
- Послушайте небольшой рассказ который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте. ( Рассказ учителя об авторе. )
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

2. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.(слайды)

На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пушкина, который бы выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается. Что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Вои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были написаны стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

V. Физкультминутка.
Гуси серые летели, 
На лужайку тихо сели,
Травку пощипали,
Букашек поклевали.
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.
Закричали все тогда:
Га-га-га! Га-га-га!

VI. Первичное закрепление нового знания.

1.Чтение текста об А.С. Пушкине.
(Текст на с. 84-85 читают хорошо читающие ученики)

2. Вопросы после чтения.
(Работа в парах)
- Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
(Вопросы учителя) 
- Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
-Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? ( В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла Первого)
- На каком языке говорили в семье А.С, Пушкина? (В семье говорили на французском языке).
- Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять стихи рано, когда был совсем маленьким).
- Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка).
- Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита).
- Перечитайте статью на с. 84-85 учебника и разгадайте кроссворд.

3.Чтение стихотворения «За весной, красой природы…»

- Прочитайте стихотворение «За весной, красой природы…».
- О чем рассказывает нам автор?
- Каким настроением наполнено стихотворение?
- Прочитайте его выразительно.

VII. Рефлексия. 
Подведение итогов урока. 
- Чем занимались на уроке?
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что нового узнали на уроке?

-Оцените свою работу на уроке. Прикрепите яблоки на Дерево познания.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы…». Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Подготовить сообщение.



Приложение1.

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась, Раструбили журавли по рощам, 
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет, 
Лисью шапку примеряет вяз
.

Приложение2.


Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) — образцы романтической и гражданской лирики — и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В июле 1823 Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями — семьей Осиповых-Вульф — и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I" и другие.

17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828).

В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.

Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина."

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....

"Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина"

Урок входит в раздел "Великие русские писатели" второй урок после знакомства с разделом. Содержание урока соответствует программе "Школа России" и современным требованиям к уроку...

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....

Урок по литературному чтению. Тема:А. С. ПУШКИН. «ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...», «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,

Проверка домашнего задания.– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?&nda...