Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения
статья по чтению (4 класс) на тему

Кирюшкина Елена Сергеевна

Познавательные универсальные учебные действия.

Пример задания для определения личностного самоопределения.

Формирование коммуникативных действий на уроках литературного чтения.

Формирования регулятивных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические техники20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Кирюшкина Е.С., учитель начальных классов

ГБОУ Лицей №126 Калининского района

Санкт-Петербурга

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Рассмотрим примеры развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных) на уроках в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия.

I. Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

III. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках литературного чтения совершенствует навык правильной речи учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков правильного общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Пример задания для определения личностного самоопределения.

Игра «Кто Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, употребление прилагательных

Возраст: 10 лет

1. Настройка на занятие

Каждый ученик получает картинки с символическим изображением своего настроения – радостный человечек, нейтральный, грустный. В заранее подготовленную коробочку каждый опускает человечка с тем настроением, которое ему соответствует на начало урока. Учитель открывает коробочку и сообщает, с каким настроением пришли большинство ребят. Если настроение грустное, выясняет что случилось. Настраивает на положительный лад.

2. Делаем комплименты

Каждый ученик делает комплимент соседу – хорошо выглядит, красивая кофточка и т.д.

3.Самоанализ. Кто я?

Каждый записывает (с опорой на заранее подготовленный список слов, которые могут пригодиться учащимся – веселый, смелый, робкий, остроумный, задиристый, справедливый,…) Каждый ученик, не показывая свой листочек, выходит к доске, садится на стул и слушает мнения одноклассников о себе. Сколько совпадений – столько баллов.

Формирование коммуникативных действий на уроке литературного чтения.

"Кто прав?"

Цель: формирование коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, умение вести дискуссию

Возраст: 10 лет

Инструкция: учащиеся знакомятся с основными правилами ведения дискуссии.

Описание: учащиеся делятся на две группы. Одна готовит аргументы "за" телевидение, вторая – "против". в результате необходимо прийти к общему результату

Групповая (парная) самостоятельная работа в классе связана преимущественно с продуктивной речевой деятельностью. Учитель предлагает учебным парам разнообразные ситуации для составления, например, собственного диалогического высказывания. Парные формы самостоятельной работы могут проводиться и на основе жесткого опосредованного контроля. Речевые партнеры получают опорные карточки, где на одной стороне написаны задания диалогического или монологического характера, а на другой – ключи, по которым проверяется правильность речи собеседника.

В качестве основных приемов (заданий) для рефлексивной самооценки используются различные виды опросников, контрольные тесты самооценки, оценочные шкалы.

Формирование регулятивных учебных действий

I. Проба на внимание

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Возрас: 8-10 лет

Метод оценивания: фронтальный опрос

Описание: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки.

Фиксируется время работы учащегося, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст…)

II. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль. Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Оценка выполняет, как минимум, две функции – обратную связь и подкрепление (поощрение). Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать учащегося на успех, содействовать развитию его самооценки. Без них обучение становится невозможным.

Использование даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинг качества обученности и успеваемости. Контроль овладения знаниями, умениями и навыками, являясь заключительным этапом определенных действий, выступает, прежде всего, индикатором эффективности использования той или иной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся первой ступени обучения "Разговор о правильном питании"

Соблюдение режима  дня, правильное питание - залог хорошего здоровья младших школьников....

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Современное образование уделяет большое внимание результатам обучения учащихся. Под результатами понимается предметные знания и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому важной ...

Адаптация учащихся первой ступени обучения.

Чтобы сделать ребёнкаумным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровымЖ.-Ж. Руссо...

Выступление на МО Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени.

Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом 3-х "Т" Требование к условиям. Требование к структуре образовательных программ. Требование к результатам....

Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы.

Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы....