Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия»  3  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaliya.docx132.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1

Кулундинского района Алтайского края

Согласовано.                                              

Заместитель директора                            

 по УВР МБОУ КСОШ №1                                               ________ Слепухина М.А.

 «____»________2017 г.                              

Утверждено.

Директор МБОУ КСОШ №1                                                                                                  ________             Хлебова В.Н.

 Приказ №     _________

 от « ______»_______2017 г.

                                     

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Читалия»

3 класс

C:\Users\User\Desktop\pens_1.jpg

                                                                     Составитель  Левицкая С.С.,

                                                                  учитель начальных классов

                         

                                          2017 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Читалия» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2012г.

Концептуальная необходимость введения филологического кружка «Читалия»

Насущной потребностью  современного языкового образования является  не столько усвоение детьми грамматического знания и овладение правописными навыками, сколько  овладение школьниками литературно - нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание  у школьников языкового чутья и языкового вкуса.

Изменились    и продолжают изменяться процессы, которые характеризуют высшие психологические функции. У нынешних детей другие характеристики внимания, мышления, речи.

Школа сталкивается с такими проблемами:

снижение детской интеллектуальной мотивации на 20-25%;

рост детей не посещавших д/сад на 5-7%;

увеличение заболеваемости на 10-15%;

рост социально-неблагополучных семей на 5-7%;

Иными становятся процессы, связанные  с работой головного мозга (структуры мозга растут и формируются до 21 года).

И с этой точки зрения современный ребенок  с психологией и психическим развитием  значительно отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности.

Причины таких метаморфоз – не только тектонические сдвиги в обществе и сознании людей, но и   глобальные изменения системы информационных потоков, с которыми сталкиваются дети.

Мир стал другим:

В 2009 г было создано новой информации больше, чем за предыдущие 5000 лет;

Объём новой технической информации удваивается каждые 2 года;

Запросы общества к выпускникам стали другими, а, следовательно, изменения должны произойти на всех ступенях школьного образования, и прежде всего на начальной ступени.

За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды;

10 наиболее востребованных профессий в 2010 году ещё не существовали 2004 году.

В  последнее два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества.

Ключ к успешному обучению, к жизни в информационном обществе – чтение.

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума.

Книжная  культура и ее носитель – « Homo legens» - «Человек читающий » внес неоспоримый  вклад в развитие цивилизации.

 Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности;                              

2015 –год литературы.

В России  в настоящее время - 34% взрослых россиян уже не читает.  

В чем отличие «читателей» от «нечитателей»

Читатели отличаются от «нечитателей»  уровнем развития интеллекта.

Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью.

Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.  Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. ( С. Н. Плотников, социолог культуры и чтения)

 «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» — обязательный компонент метапредметных результатов Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования.  

Итог работы «Идеального Читателя» - нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Общая характеристика.

Кружок «Читалия» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.  Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения  позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Задачи :

- Формировать приёмы функциональной грамотности;                                                                        - Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю - значит расту…»

- Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека

Педагогические и психологические приемы,  используемые в практике занятий

развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;

формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);

стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;

нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;

побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции

интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);

устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);

создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;

чтение по ролям;

драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа  героя, события и т.д.

сочинение предыстории или продолжения описанного события;

творческий пересказ от лица разных героев;

превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);

сочинение истории с  заданными героями, но с изменением основного тона;

рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.

Содержание  занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место курса в учебном плане. 

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. В 3 классе планируется  34 занятия.

Ценностные ориентиры содержания кружка. 

Содержание программы  «Читалия» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. 

В результате освоения программы кружка «Читалия» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание программы кружка  «Читалия»

                                                                     3 класс (33 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять

углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Календарно - тематическое планирование  3 класс

Тема

Кол – во часов

Дата

план

факт

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

2

4.09

4.09

2

Первые книги. Библия. Детская библия.

2

11.09

11.09

3

Летописи. Рукописные книги.

2

18.09

18.09

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

2

25.09

25.09

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

2

2.10

2.10

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

2

9.10

9.10

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь - семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

2

16.10

16.10

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника.

2

23.10

23.10

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

2

13.11

13.11

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

2

20.11

20.11

11

Герои басен. Инсценирования басен.

2

27.11

27.11

12

Родные поэты.

2

4.12

4.12

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

2

11.12

11.12

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

2

18.12

18.12

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

2

25.12

25.12

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок.

2

15.01

15.01

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

2

22.01

22.01

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю»

2

29.01

29.01

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

2

5.02

05.02

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

2

12.02

12.02

21

Дети — герои книг. Типы книг.

2

19.02

19.02

22

Книги-сборники произведений о детях

2

26.02

26.02

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —

твоих сверстниках».

2

5.03

5.02

24

Книги зарубежных писателей.

2

12.03

12.03

25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

2

19.03

19.03

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города» .Аннотация.

2

02.04

02.04

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

2

09.04

09.04

28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

2

16.04

16.04

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

2

23.04

23.04

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка»  и др.

2

30.04

30.04

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

2

07.05

07.05

3233

Создание классной газеты «Книгочей».

4

14,21.05

14,21.05

34

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

2

28.05

28.05

Методическая литература.

  1. Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
  2. Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
  3. И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
  4. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе

Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...