Урок обучения грамоте "Русский алфавит"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ильина  Юлия  Ивановна

   Урок обобщения и закрепления знаний. На уроке дети закрепляют знания об алфавите,  пополняют свой словарный запас, делают выводы, чем отличаются и чем пожожи слова - букварь, азбука, алфавит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский алфавит21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ильина Юлия Ивановна

Предмет: Обучение грамоте.

Тема: Русский  алфавит. Составление рассказа по серии иллюстраций.

Цели: формировать  представления  об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;

      - закрепить знания детей об изученных буквах;

           - формировать навыки сознательного и плавного чтения;

           -развивать речь, умение составлять рассказ по серии картинок.

      - воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Основные термины и понятия, изучаемые на уроке:  алфавит, азбука.

Оборудование: современный алфавит, ребусы, карточки с текстами, сигнальные карточки «светофор»

Этапы

                       Учебная  ситуация

Форма обучения, место самооценки

Формируемые  УУД

Психологический настрой.

Актуализация знаний.

Создание   проблем ной ситуации

Целепола гание

Открытие нового знания

Примене ние нового знания

Рефлексия

- Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу. Желаю всем успехов и удачи.

-  Объясните, что обозначают выражения.

клевать носом

зарубить на носу

чесать языком

ломать голову

- Имеют они отношение к нашему уроку?

- На уроке нельзя клевать носом и чесать языком, а нужно чаще ломать голову и всё важное, о чем говорят, зарубить на носу.

- Что мы знаем о буквах?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Всё ли мы знаем о буквах?

Работа по учебнику.

- Давайте попробуем  расшифровать слова в разноцветных полосках.

- Как мы это сделаем? Что означают числа?

         букварь   азбука    алфавит

- Что мы будем сегодня учить?. Назовите нашу тему урока.

- Чему будем учиться на уроке?

узнаем, что такое …

выясним, для чего нужен …

- А  теперь, давайте исследуем слова, которые мы расшифровали. Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Какое слово может быть лишним?

- Одинаковы ли по смыслу слова? Что они обозначают?

      азбука    алфавит

      букварь   азбука

- Сколько значений у слов?

(Азбука – буквы, расположенные в определенном порядке;

                  первый учебник)

- Продолжим дальше исследование слов алфавит и азбука и узнаем, как образовались эти слова.

   Чтение текста из 1 задания «Почему алфавит так назвали?»

- Что такое алфавит или азбука?

- Как образовалось слово алфавит?

- А слово азбука?

Физминутка

- Изобразите руками букву

Ф, О, Р, Т, Г, У

  Работа по ленте букв

- А сейчас давайте обратим внимание на «ленту букв». На сколько групп можно поделить слова?

(На 4 группы – гласные, звонкие согласные, глухие согласные и буквы, не обозначающие звука.)

- Сколько всего букв на ленте?

- А звуков столько же?

 (Звуков больше – согласные могут обозначать твёрдые и мягкие звуки.)

Работа по алфавиту

- Откройте алфавит на последней странице. Сравните его с

«лентой букв». Что в них общего и чем отличаются?

(Одинаковое количество букв. Расположены по-разному -  на ленте буквы расположены по звуковой характеристике; нет цветового обозначения звука)

Задание 2

- А для чего нам нужен алфавит мы узнаем из текста «Зачем нужен алфавит?»

- Для чего нам обязательно нужно знать алфавитный порядок?

Задание 3

- А сейчас давайте проверим, кто у нас самый внимательный и быстрее всех ориентируется по алфавиту.

Физминутка

Задание 4

Выполнив следующее задание, мы проверим, как вы знаете буквы русского алфавита.

        Друзья познаются в беде.

- Что это?

- Объясните её смысл.

- Скажите,  как связана эта пословица со следующим заданием.

Составление рассказа по серии картинок.

 Составляют мини рассказы по каждой картинке. Выслушиваются варианты ответов. Затем составляют целый рассказ.

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое алфавит?

- Зачем нам нужен алфавит?

- Умеем ли мы пользоваться алфавитом?

- Какие задания вы бы хотели научиться выполнять по алфавиту?

- Как вы оцените свою работу на уроке? Зажгите фонарики светофора.

Фронтальная

 работа.

Оценивают ответ

Работа в паре.

Оценивают ответ

Фронтальная

 работа.

Оценивают ответ

Самостоятельная работа.

Оценивают ответ

Работа в паре.

Оценивают ответ

Личностные УУД

- мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества

Регулятивные  УУД

- волевая саморегуляция

Познавательные УУД:

- умение  обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё предложение;

-  умение договариваться.

- умение работать в парах

Регулятивные  УУД

-контроль, коррекция

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение  договариваться.

Познавательные УУД:

самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение  договариваться.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

умение оформлять свои мысли

самооценка

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит"

Конспект урока по программе "Школа России". Учебник "Русская азбука"2011г...

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит. Упражнения в чтении и письме" УМК "Школа 2100"

Урок обучения грамоте с использованием интерактивной доски....

Урок по обучению грамоте "Алфавит"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Урок по обучению грамоте "Алфавит"

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но ...

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: "Алфавит"

Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема: Алфавит....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит"

В данном методическом материале представлена подробная технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит" с презентацией....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Алфавит"

Цель урока знакомство с алфавитом, его ролью в жизни людей; развитие умения пользования алфавитом....