Чтение-путь к познанию
статья по чтению (1 класс) на тему

Чтение – путь к познанию

За годы работы я не раз сталкивался с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

На протяжении этих лет, я думал, как маленького человека ввести в мир книг? Как научить читать? Как научить любить книгу?

В своей практической деятельности я использую методику В. Н. Зайцева «Обучение оптимальному чтению». Но т.к. я работаю в первом классе, полностью она не приемлема, еще не изучены все буквы, а скорочтение необходимо, ибо реальная действительность требует этого (сейчас время неумолимо,  идет вперед, дети практически развиты, начали увлекаться компьютером…)

Многие авторы учебников считают, что очень важным фактором успешного обучения чтению является профессионализм учителя и знание им выбранной программы.

Основываясь на этом, я скорректировал программу в соответствии с уровнем своего класса и разработал теоретическую методику «Совершенствование навыков чтения в первом классе». В свете построения модульной программы по чтению, ориентированной на ребят на скорейшее запоминание звуков и букв по родному языку и их правильное произношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_-_put_k_poznaniyu_sher-ool.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение – путь к познанию

За годы работы я не раз сталкивался с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

На протяжении этих лет, я думал, как маленького человека ввести в мир книг? Как научить читать? Как научить любить книгу?

В своей практической деятельности я использую методику В. Н. Зайцева «Обучение оптимальному чтению». Но т.к. я работаю в первом классе, полностью она не приемлема, еще не изучены все буквы, а скорочтение необходимо, ибо реальная действительность требует этого (сейчас время неумолимо,  идет вперед, дети практически развиты, начали увлекаться компьютером…)

Многие авторы учебников считают, что очень важным фактором успешного обучения чтению является профессионализм учителя и знание им выбранной программы.

Основываясь на этом, я скорректировал программу в соответствии с уровнем своего класса и разработал теоретическую методику «Совершенствование навыков чтения в первом классе». В свете построения модульной программы по чтению, ориентированной на ребят на скорейшее запоминание звуков и букв по родному языку и их правильное произношение.

В связи с этим я применяю на уроке чтения по родному языку следующие виды работ, т.к. навык чтения характеризируется такими, качествами как сознательность, беглость, правильность и выразительности Они связаны между собой и одновременно.

В 1 классе в период обучения грамоте для активизации органов речи провожу следующие упражнения:

1. Артикуляционные упражнения

Для этого постоянно использую слоговую таблицу (гласные, согласные, сочетание звуков, закрытые и открытые слоги)

а—аа—ам—аам, ма – маа

н—но – ноо—оон

а—ма—ама...

………

При изучении нового звука провожу фонетические зарядки опираясь на практические действительность.

Например: Что просит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а). Как блеет баран? ( Бе-е-е). Как поют комары? (з-з-з) и т.д.

2. Для развития сознательного чтения

провожу логические упражнения

а) Назови одним словом.

Стул, стол, диван, шкаф, кровать;

Зеленый,  красный, белый, желтый;

Хлеб, масло, колбаса, сыр;

б) Какое слово лишнее и почему?

Молоко, кефир, сметана, мясо;

Ландыш, мак, роза, гриб, василёк;

Огурец, лук, яблоко, помидор, морковь: и т.д.

в) конструкция слова

Составить новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кора, лото, боксёр;

Молоко, невеста, тарелка; и т. д.

г) творческая модель (закончи рассказ)

Дежурные

Мерген и Омак дежурные. Они пришли в школу рано. Мерген  полил … …

д) Ребусы.

е) Загадки (любые, которые подходят к теме урока)

3. Упражнения, для формирования правильности чтения

а) Повтори, что сказал учитель.

б) Назови предметы на данный звук, который изучаем.

в) Заучивание четверостиший.

г) Чтение слов, имеющих одинаковые корни, окончания.

Тон — тону — тонум:

Хем — хемчик — хемчигеш;

Хемчигеш — шивигигеш –  хунчугеш; и т. д.

д) « Бегущая строка» - слова, трудные для произношения (через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слова).

4.Упражнения для развития беглости чтения

а) Чтение в темпе скороговорки

При чтении не следует уделять внимание на выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Требование к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.

б) На уроках часто использую элементы народной педагогики « Как живую воду» для малышей, тувинский фольклор — скороговорку.

Например: При изучении звука, букву А,  а        

Ажылдаза                                                       Арга тыпкаш,

Ажылдазын                                                    Алдар четсин

Ажылдааштын                                               ………..

Арга тынсын                                                   и.т. д.    

в) Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя:

б) хоровое чтение (если и в классе есть дети, медленно читающие или  очень робкие, то необходимо использовать этот вид чтения)

в) чтение одновременно с ведущим;

г) жужжащее чтение — когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

д) ежедневные пятиминутки чтения на любом уроке (считаю, кроме математики).

5. Упражнения на развития выразительности чтения

1. Чтение по ролям

2. Чтение небольших стихов

3. Чтение предложений с разными оттенками интонаций.

Развитие техники чтения часто заторможен из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 5-6 слов. Дочитав до третьего — четвертого слова, обычно забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения.  Необходимо в этом случае поработать над развитием оперативной памяти. Для восприятия живых звуков речи, я осуществлял через зрительные диктанты, которое непосредственно связаны с инновационной методикой В.Н.Зайцева и заключается в следующем:

буквы — слоги — (1,2,3) — слова — предложение — несколько предложений.

А                                            О

Ал                                          Оо

Аал                                        Оол

Ол аал.                                  Ол оол.

Ала мал.                                И т.д.

В осуществлении скорректированной мною приёмов работы по совершенствованию навыков чтения, я опирался на принципе модульности, обеспечивающий достижения поставленной цели, заключенного в перечисленных мною видах и формах работы.

СКОРОЧТЕНИЕ

Артикуляционные упражнения

Правильное чтение

Сознательное чтение

Беглое чтение

Выразительное чтение

Гласные, согласные звуки

Сочетание согласные открытые, закрытые слоги

Чтение с ведущим. Заучивание четверостиший.

Чтение слов

Ребусы, загадки.

Творческая модель предложений.

Чтение в темпе скороговорк.

Скороговорки

Чтение по ролям. Чтение небольших стихов Чтение

предл. С разными оттенками интонаций.

Вывод:

Учащиеся не только успешно овладевают практическими умениями предусмотренные программой, но и моя скорректированная форма работ форсирует обучение с опережением.

Мониторинг эффективности навыка чтения в 1 классе на 2003 – 2004 учебном году.

Количество слов прочитанных в 1 минуту

1 пол/годие (декабрь м-ц) Количество учащиеся

2 пол/голие.(февраль месяц) Количество учащиеся.

1 – 5

1

-

5 – 10

9

1

10 – 15

15

7

15 – 20

4

6

20 – 25

1

10

25 – 30

66% кач.

3

30 – 35

100% усп.

3

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение - путь к познанию.

Обобщение опыта работы по применению приёмов Ш.А.Амонашвили в период обучения грамоте....

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

"Познание себя через познание другого"

Мини-лекция с элементами драматизации.В процессе  беседы учителя  дети определяют, как они поняли, ка­кие качества помогали этому великому человеку прожить та­кую интересную жизнь, справитьс...

Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.

Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы....

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания-2019» Музыка «Грани познания» Пролог

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания-2019» Музыка «Грани познания» Пролог ...

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания-2019» Музыка «Грани познания» Пролог

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания-2019» Музыка «Грани познания» Пролог ...

Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии

Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии...