"Познание себя через познание другого"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Атарщикова Наталья Николаевна

Мини-лекция с элементами драматизации.

В процессе  беседы учителя  дети определяют, как они поняли, ка­кие качества помогали этому великому человеку прожить та­кую интересную жизнь, справиться с многочисленными труд­ностями, реализовать (применить) свой талант, воплотить в жизнь свои мечты.

Создают вместе с учителем  занятие,  думают не только о великом человеке, но и о СЕБЕ.

Вопросы учителя развивают у учеников  интерес к самопознанию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx85.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  «РАЗВИТИЕ  ИНТЕРЕСА

К САМОПОЗНАНИЮ.  ПОЗНАНИЕ СЕБЯ

ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ДРУГОГО».

(на примере личности В. А. Моцарта)

во 2-м классе

Тема:

Цели :

Оборудование:

  • портрет В. А. Моцарта;
  • карточки на каждого ученика с портретом В. А. Моцарта (10x15);
  • карты самопознания «Чем я похож на героев»;
  • карточка со словом «портфолио» (с его смысловым значением).

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

—        Сегодня у нас необычное занятие. В чем его особенность,
вы мне скажете сами чуть позже. Я вас просила принести свои
фотографии. Сегодня узнаете зачем.

—        Как вы думаете, о чем или
о ком мы сегодня будем говорить?
— Кому из вас известно имя этого человека?

  • Что вы знаете о нем?
  • А хотели бы повстречать его?
  • Поговорить с ним? Почему?
  • Давайте представим, что у нас в гостях великий австрийский композитор В. А. Моцарт.

Портрет В. А. Моцарта

2. Мини-лекция

Ведущий — учитель. Исполнитель роли Моцарта — ученик.

Мини-лекция с элементами драматизации

Ведущий, Более двухсот лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном музыканте, которому не было еще и пяти лет. Рассказы о том, как он с необыкновенным мастерством играет на клавесине, скрипке, органе, передавали из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. «Этот мальчик затмит нас всех», — признавали многие из них.


Моцарт (исполнитель). В те ранние годы у меня внутри начинала звучать музыка, которую я никогда не слышал. В такие минуты я был замкнутым и молчаливым, что пугало моих близких, ведь они не знали, отчего это. Не зная еще нотной грамоты, я наигрывал эту музыку на клавесине и просил отца за
писать ее. Так рождались мои первые, еще очень несовершенные произведения.        

Ведущий. Отец никогда не баловал маленького Вольфганга, наоборот, воспитывал в строгости. Первым заметив его незаурядные способности, он старался внушить мальчику, что чем больше человеку дано от природы, тем больше с него спросится. Поэтому чем легче давалось сыну учение, тем выше становились требования к нему. С малых лет повседневный труд и строгая дисциплина стали спутниками жизни будущего великого композитора. Семейство Моцартов объехало всю Европу.        

Газеты сообщали о необыкновенных концертах маленького маэстро в Германии, Англии, Швейцарии, Италии, Франции. Моцарту было всего 12 лет, когда он написал свою первую оперу. Она называлась «Притворная простушка». На бумаге она занимала 500 листов. Представляете, сколько часов надо было высидеть мальчику за клавесином и нотной тетрадью? Но музыка жила в нем, и писать ее было огромным удовольствием.

Моцарт. В то же время я столкнулся с первыми трудностями. Мою оперу никак не удавалось поставить на сцене, несмотря на все усилия отца. Я мог лишь догадываться по отрывкам родительских разговоров, что моему творчеству противостояла зависть придворных музыкантов: они подговорили певцов и оркестр, чтобы те отказались выступать под управлением «какого-то мальчишки».

Ведущий. Детство проходило, и вместе с ним уходили беззаботность и свобода. Отец уже не мог защитить сына от трудностей, которые вставали перед ним, повзрослевшим. Семья вернулась домой, в родной Зальцбург. Отец должен был устроить Вольфганга на службу к князю-архиепископу, ведь они были его подданными. Вольфганг получил должность концертмейстера придворной капеллы и должен был за небольшое жалованье исполнять прихоти князя: ежедневно являться ко двору, услаждать слух господина музыкой во время обеда, сочинять ее по заказу.

Моцарт. Моя жизнь стала тусклой и тягучей. Но у меня была музыка! Поздно ночью, когда все засыпали, начиналась моя настоящая жизнь. Забывались хамские окрики князя, грубое вмешательство в мои музыкальные дела всяких лакеев. Стремясь излить все, что накопилось в душе, я писал музыку. Писал с лихорадочной быстротой, взахлеб, едва поспевая макать в чернильницу притупившееся перо. Хорошо, что мама с вечера затачивала целую связку гусиных перьев, хотя их хватало лишь часа на два-—три.

Ведущий. Творчество приносило радость, а жизнь в Зальцбурге — горести и огорчения. Все сильнее становилась неприязнь князя-архиепископа к молодому Моцарту. Он не мог простить Вольфгангу, что тот не лебезил перед ним, держал себя с достоинством, независимо. Чем дальше, тем труднее было Моцарту сдерживаться.

Моцарт. В моей душе постоянно шла борьба. С одной стороны, меня сжигало страстное желание поддаться вспышке чувств и высказать этим жалким людишкам все, что я о них думаю. С другой стороны, я был вынужден повиноваться отцу, который верил, что угодничество и учтивость перед этими невеждами обеспечат мне спокойную сытную жизнь. Что делать? Я очень любил своего отца, мать и сестру. Но внутри что-то подсказывало, что я не смогу жить дальше в такой зависимости. И я решил во что бы то ни стало покинуть родной город, вырваться из этого рабства.

Ведущий. Это оказалось совсем не просто. Несколько месяцев князь не давал разрешения на отъезд Вольфганга из Зальцбурга, Пожалуй, не было в то время ни одного композитора, который, отказавшись от более или менее сытного существования капельмейстера, предпочел бы необеспеченную, полную лишений жизнь свободного музыканта. Но Моцарт сделал этот нелегкий выбор и ничуть не жалел об этом. Наоборот...

Моцарт. Я был счастлив в предчувствии долгожданной свободы. Ведь я видел свое предназначение не в прислуживании князьям и государям, а в службе одному лишь искусству. Да, впервые я остался один на один с жизнью, без заботливого отца, без привычной обстановки. Впереди была неизвестность. Но это меня не останавливало. Я чувствовал, что свободен, что передо мной весь мир, что я, наконец, смогу заниматься любимым делом.

Ведущий. И вот снова дорога. Нужно было завоевывать Европу заново. Те придворные вельможи, которые в свое время восторгались искусством малыша, а несколькими годами позже снисходительно аплодировали подростку, проигрывавшему отрывки из своей первой оперы, теперь с холодным равнодушием отвернулись от невзрачного, худого юноши, не умеющего и не желающего угождать, напрямик выпаливающего все, что думает. Серьезная, глубокая, выразительная музыка их не увлекала. Теперь он стал для них одним из многих музыкантов, обивающих пороги в поисках работы. К тому же в придворных театрах того времени в моде были итальянские композиторы.

Моцарт. А я мечтал о том, чтобы весь мир узнал и полюбил музыку моего народа. Я не могу похвалиться тем, что всю жизнь купался в богатстве и славе. Наоборот, большая часть моей жизни прошла в нищете, а народ, распевающий на улицах песни из моих опер, не знал имени их автора. По разве это главное? Ведь сбылась моя мечта. Во всех городах Европы — на улицах и в богатых домах — всюду звучала моя музыка.

Ведущий. Когда вы станете взрослыми, то сможете насладиться чудесной музыкой опер Моцарта «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта». У нeгo есть много произведений, которые могут порадовать и детей. Например, «Рондо в турецком стиле», или, как его еще называют, «Турецкий марш».


Ученики слушают

Имя Моцарта стало нарицательным. Если хотят, например, сказать о человеке, который в какой-то области знания или искусства проявляет гениальные способности, несмотря на трудности, пробивает себе дорогу в жизни, уверен в необходимости донести до людей свой талант и посвящает этому всю свою жизнь, то о нем говорят: «Он в своем деле Моцарт». Свои моцарты есть в математике, в химии, компьютерном деле, строительстве — везде, где трудится человек. Есть Моцарт и в каждом из нас с вами. Потому что каждый человек что-то, пусть даже незначительное, умеет делать лучше всех в мире, и в этом деле он — Моцарт.

3. Беседа после лекции

        

  • Есть ли у вас мечта?
  • Как вы хотите выразить себя в жизни?
  • Можете уже сейчас сказать или вам надо время это понять, осмыслить?
  • Какими мыслями, чувствами хотели бы поделиться?
  • На ваших столах лежат портреты этого человека. Рассмотрим его.
  • В процессе нашей беседы определим, как вы поняли, какие качества помогали этому великому человеку прожить такую интересную жизнь, справиться с многочисленными трудностями, реализовать (применить) свой талант, воплотить в жизнь свои мечты.

Мы будем вместе создавать наше занятие. Вы думаете не только о великом человеке, но и о СЕБЕ.


Вопросы для развития интереса к самопознанию

  1. Как вы считаете, мог бы другой человек прожить такую же интересную жизнь? Что для этого нужно?
  2. Каким, по вашему мнению, нужно быть человеком, чтобы прожить такую жизнь и принести столько же пользы людям?        
  3. Что помогло Моцарту добиться успеха в раннем детстве?
  4. Всегда ли легко было нашему герою? Какие трудности ему встречались? Как он их преодолевал?
  5. А вам приходилось встречаться с трудностями? Какими они были? Всегда ли вы могли с ними справиться самостоятельно?
  6. Ребята, как вы думаете, всегда ли у героя нашего повествования была возможность с кем-то посоветоваться, прежде чем принять решение?
  7. Насколько часто ему приходилось самому решать, как надо поступать?
  8. Когда НС знаете, как поступить, с кем вы обычно советуетесь? Вспомните какой-нибудь случай, когда вам не с кем было посоветоваться и пришлось самому решить; «Я поступлю так!».

        9.        Как вам кажется, нашему герою часто приходилось отстаивать свое мнение? Где он проявил свою настойчивость?

  1. Кому-нибудь из вас когда-нибудь удавалось убедить в своей правоте товарищей или взрослых?
  2. Приходилось ли герою делать выбор? Между чем и чем ему приходилось выбирать? Трудно ли ему было?

12.        Что помогло ему сделать правильный выбор?
Давайте подумаем, приходилось ли вам когда-нибудь в жизни делать выбор?

Результат беседы: определение качеств Моцарта (запись на портретах).

— Ребята, вспомните, были ли у вас в жизни случаи, когда приходилось вести себя так же, как это делал герой нашего повествования, проявлять похожие качества.

Минутка отдыха «Покружимся в менуэте».

4.        Запись в картах самопознания

—        Ребята, запишите в свободных чистых картах самопознания случаи из своей жизни, когда вы попадали в похожие ситуации, поступали так же или проявляли такие же качества, как и Вольфганг Амадей Моцарт, когда вам приходилось самостоятельно справляться с трудностями, делать выбор, проявлять не зависимость и настойчивость.

5.        Сравнение карт самопознания с перечнем качеств, записанных на портретах Моцарта

—Сравните. Сделайте вывод.

—        Кто хотел бы прочитать, о чем написал? Какое качество помогло ответить? (Смелость, уверенность в себе, вера, умение быть самостоятельным.)

Юные музыканты

6. Итог занятия

Учитель. Моцарт достиг своей цели: хотя его жалованье было крошечным и требовалось много труда на протяжении всей жизни, он не боялся его и был обеспечен, — вот все, чего он желал. Богатство же его заключалось в светлом уме, твердой воле, горячей вере, чем он и воспользовался с необыкновенным умением.

Два драгоценных душевных свойства, унаследованные от матери, - веселый нрав и добродушие – пронес Моцарт через всю жизнь.

  • Как вы думаете, в чем же особенность нашего занятия? (Мы сравнивали жизнь Моцарта и свою.)
  • Зачем? Для чего? У каждого из вас на столе лежит папка с файлами. На ней написаны «Портфолио» и ваша фамилия. Что значит «портфолио»? Объясните. С этого дня мы будем заполнять эту папку важными и интересными для нас событиями. Спасибо вам за работу.

7. Прослушивание музыки В. А. Моцарта

— А сейчас вы насладитесь прекрасной музыкой великого композитора В. А. Моцарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по этическому воспитанию "Вглядись в себя, сравни с другими" (3 класс)

Конспект занятия по книге А. И. Шемшуриной "Этическая грамматика"...

«Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»

На классном часе обощаются знания детей об основных правах ребёнка, разграничиваются понятия «права» и «обязанности», показано единство прав и обязанностей, воспитывается уважение к высказыв...

"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Вглядись в себя, сравни с другими

через игру привести детей к пониманию того, что все люди разные, и...

Проект «Через книгу – к познанию мира и себя» (на примере изучения учащимися 2 класса жизни и творчества Леонида Пантелеева) (Из опыта работы)

Тема проекта выбрана с учётом возникшей на государственном уровне задачи приобщения детей к чтению, развитию интереса к отечественной литературе. Выбор писателя для изучения творчества был обусловлен ...

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания» Музыка «Грани познания» Пролог

Церемония награждения и закрытия фестиваля ученических проектов «Грани познания» Музыка «Грани познания» Пролог ...

Программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов "Ступени познания себя и мира"

Социализация- непрерывный и многогранный процесс,который продолжается на протяжении всей жизни человека...