«Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»
классный час (4 класс) по теме

Степанова Наталия Львовна

На классном часе обощаются знания детей об основных правах ребёнка, разграничиваются понятия «права» и «обязанности», показано единство прав и обязанностей, воспитывается уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_prava.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

Тема: «Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»

Цель: 

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование:

  • Презентация Power Point
  • Карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Приветствие:

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для серьёзного разговора. Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других».

 В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

II. Целеполагание:

Ученик 1:   Очень много стран на свете,

Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте,

                     Там король, здесь – президент.

Ученик 2:   Про вождей и про царей

Знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней

Для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра,

Маленький и нежный?
Всей Земле права его –

                     Право на надежду!

 III. Основная часть.

1. Беседа о правах человека.

      Учитель: Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.  Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

(Демонстрация слайда)

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. 

            -Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми)

(Демонстрация слайда)

           Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете.
          Вот вам
задание: напишите на листочках, какие вы знаете права человека. Работайте в группах, дружно и слаженно. (Идет работа в группах.) Молодцы! Давайте заслушаем ответы.

(Заслушиваются детские ответы.)

Вы верно назвали права, которые всю жизнь принадлежат человеку.

Это: - право на жизнь;

- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.

2. Работа с литературными произведениями (презентация)

3. Беседа о Конституции.

          - Ребята, а где перечислены наши права? (В конституции.)

         - Как вы понимаете, что такое конституция? (Законы жизни.)                   

           -Конституция, по которой мы сейчас живем, принята в 12 декабря 1993 года.

          - Ребята, кто может привести примеры из истории нашей страны, мира, когда нарушались права человека (или личные ваши права).
(Германия- Гитлер, Беслан, Ирак – Америка)

4. Разведение понятий «права» и «обязанности»

           Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения)

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего?

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? (Устав школы)

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника (учащиеся называют, взрослый фиксирует на доске)

                                          5. Анализ ситуаций.

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: - Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к учителю) :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами? Что забыли ребята?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации 

IV. Заключение.

             Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.

          В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

          Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

классный час "«Наши права и обязанности»

Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...

Классный час "Наши права и обязанности"

Сценарий классного часа, приложения...

Наши права и обязанности

Презентация на тему: "Наши права и обязанности"...

Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности".

Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности"....

Классный час. Наши права и обязанности.

Цель - на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуал...