Литературное чтение 3 класс В. И. Белов «Малька провинилась»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;  развивать познавательные интересы.

Воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поповская основная общеобразовательная школа»

Литературное чтение

3класс

В. И. Белов «Малька провинилась»

Учитель: Рыжова Н.А.

2018г.

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цель:

формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи:

 Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;  развивать познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД:

 Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;  умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса, тесты,  компьютер, проектор, экран, видео-презентация о В.И.Белове

Ход урока.    

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

II. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип осип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку "птичий базар"(медленно, с ускорением и наоборот, шёпотом, громко, весело, грустно, скороговоркой)

III. Проверка домашнего задания.

Тест

                          И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. У старой зайчихи на болоте родились:

   А) три маленьких зайчонка      

   Б) два маленьких зайчонка        

   В)четыре маленьких зайчонка

2.Называют охотники осенних зайчат:

А)беляками                Б)русаками                      В)листопадничками

3.Убежал  тихонько  из  родного  гнезда  маленький  зайчонок  …

А) собираться  к отлёту  в  тёплые  страны

Б) искать журавлиные тёплые  страны

В) ходить  по  плотине

4. Звери  трудолюбивые,  ходко  работают,  любят чистоту  и  порядок.

А) Бобры               Б) Лисицы                       В) Выдры

5В  бобровой  хатке  …  этажа.

А) два                      Б) три                               В) четыре

6Бобровое кушанье -  это …

А) репка                     Б) рыбина                     В) ивовая  и осиновая  кора

7. В  хатке  бобров   место  хранения  корма называется …

А) кладовая                           Б) плотина                              В) нора

8. Маленький зайчонок  стал  нянькой для …

А) долговязых  журавлят    Б) маленьких  зайчат      В) пушистых  бобрят

9. Незнакомый зверь  сидит, весь мокрый,  в  зубах  большая  рыбина.  Делает много  зла,  портит  и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха           Б) Разбойница – выдра                       В) Злая  рысь

10.Зайчонка  научил  плавать  и нырять

А) Мать – зайчиха                Б) Старый Бобр                        В) Выдра

11. А  вода  всё выше  и  выше.  Подмочила  зайчонку    …

А) лапки                           Б) хвостик                              В) ушки

IV. Работа по теме.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

- Что это означает?

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

- Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урокаВ нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

Знакомство с творчеством.

- Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым. (Просмотр видео).

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прослушаем текст.

Слушание аудиозаписи произведения.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

- Понравился ли рассказ?

- Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Физкультминутка

Словарная работа

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

- Какие из этих слов вам непонятны?

(Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

  • Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение таблицы.

Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.
  • Описание одного эпизода.

Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

- Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в таблицу.

- Назовите главного героя рассказа. (Малька)

- Кто такая Малька? (Собака).

- Какая Малька? Опишите её.

(МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ)

- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

Пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

Пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

- Как поступала с ней хозяйка?

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).

Пишем ВЕРНАЯ МАМАША

- Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в таблице ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

V. Рефлексия

Какие чувства и эмоции вы испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?

VI.Домашнеее задание.

VII. Итог урока.

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая,  ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

- Какой рассказ прочитали? О ком он?

- Что вы знали до урока по нашей теме?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"

Конспект к уроку литературного чтения В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"  УМК "Школа России"...

УМК "Школа России" 3 класс. В.И. Белов " Малька провинилась", "Еще про Мальку"

quot; Малька провинилась"Цели деятельности учителя:- Учить осмысленному, выразительному чтению- Познакомить с творчеством В.Белова-  Развивать связную речь через пересказ текста и  отв...

Конспект урока литературного чтения. В. И. Белов «Малька провинилась» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»Цели урока:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, с...