УМК "Школа России" 3 класс. В.И. Белов " Малька провинилась", "Еще про Мальку"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

" Малька провинилась"

Цели деятельности учителя:

- Учить осмысленному, выразительному чтению

- Познакомить с творчеством В.Белова

-  Развивать связную речь через пересказ текста и  ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.

-  Прививать интерес и любовь к животным

.Планируемые результаты:

Предметные:  

- научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

- анализировать текст, обобщать, делать выводы;

- формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные:

- знакомиться общечеловеческими ценностями;  

- воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

«Еще про Мальку»

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с рассказом В.И. Белова «Еще про Мальку;

- учить видеть и понимать окружающую природу, прививать любовь к братьям нашим меньшим;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

-анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные:

-знакомиться общечеловеческими ценностями;  

-воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; ---формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл малька провинилась 34.44 КБ
Файл еще раз про мальку29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: ___________                                                                                                          Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                                          Методист: Кондратьева И.И._________

Класс: 3-б                                                                                                                         Студент: Яринцева Светлана, 42гр

Кабинет: 213

Тема: «В.И. Белов " Малька провинилась"»

Цели деятельности учителя: 

- Учить осмысленному, выразительному чтению

- Познакомить с творчеством В.Белова

-  Развивать связную речь через пересказ текста и  ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.

-  Прививать интерес и любовь к животным

.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные: знакомиться общечеловеческими ценностями;  воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентац

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент

Метод- словесный

Прием- беседа

1 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Приветствовать  учителя

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Артикуляционная гимнастика

Метод- практический

Прием- упражнение

4 мин

Речевая разминка

-Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл:

- кричал Архи, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

- прочитайте скороговорку птичьем базаром.

-медленно

- с ускорением

- наоборот, замеляя темп

- шепотом

- громко

-весело

-грустно

-выразительно

- скороговоркой

Выполнять упражнения
Читать скороговорки, объяснять смысл

П. Читать вслух скороговорку, объяснять ее смысл

Мотивационный

Метод- словесный

Прием-пересказ

5 мин

Проверка домашнего задания. 

-  И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. У старой зайчихи на болоте родились:

   А) три маленьких зайчонка      

   Б) два маленьких зайчонка        

   В)четыре маленьких зайчонка

2.Называют охотники осенних зайчат:

А)беляками                Б)русаками                      В)листопадничками

3.Убежал  тихонько  из  родного  гнезда  маленький  зайчонок  …

А) собираться  к отлёту  в  тёплые  страны

Б) искать журавлиные тёплые  страны

В) ходить  по  плотине

4. Звери  трудолюбивые,  ходко  работают,  любят чистоту  и  порядок.

А) Бобры               Б) Лисицы                       В) Выдры

5В  бобровой  хатке  …  этажа.

А) два                      Б) три                               В) четыре

6Бобровое кушанье -  это …

А) репка                     Б) рыбина                     В) ивовая  и осиновая  кора

7. В  хатке  бобров   место  хранения  корма называется …

А) кладовая                           Б) плотина                              В) нора

8. Маленький зайчонок  стал  нянькой для …

А) долговязых  журавлят    Б) маленьких  зайчат      В) пушистых  бобрят

9. Незнакомый зверь  сидит, весь мокрый,  в  зубах  большая  рыбина.  Делает много  зла,  портит  и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха           Б) Разбойница – выдра                       В) Злая  рысь

10.Зайчонка  научил  плавать  и нырять

А) Мать – зайчиха                Б) Старый Бобр                        В) Выдра

11. А  вода  всё выше  и  выше.  Подмочила  зайчонку    …

А) лапки                  Б) хвостик                        В) ушки

Выполнять задание учителя.

Решать тест по прошлой теме.

П: строят речевое высказывание

 Актуализация знаний

Метод-словесный

Прием- беседа

Словес.:ответы на вопросы

5 мин

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

- Что означает слово любовь?

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урокаВ нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Чтобы узнать какое произведение мы будем читать сегодня, расшифруйте слова.

Объясни, как ты его прочитал.

“М про А ви Л ни Ь ла К сь А”

Итак, кто может назвать тему нашего урока?

Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку?

Попытаемся определить, кто главный герой произведения? О чём будет текст? Какое слово в названии на это указывает? Что значит «провинился»?

Прочитаем вместе  имя  писателя, с произведениями которого предстоит познакомиться.

Знакомо ли вам это имя?

Что вы знаете об этом писателе?

Послушайте, что  я приготовила для вас о Василии Ивановиче Белове.

 Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха,  Харовского района, Вологодской области. Это русский писатель.  Родился в  семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, и ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Расшифровывают слово

Формулируют тему и цели урока.

Слушают биографию писателя.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод- Практический

Прием- чтение

5 мин

10 мин

А чтобы узнать верны ли ваши предположения , о том, узнаем когда прочитаем. Для  начала прочтем  трудные слова.

Посмотрите все на слайд. Прочитайте слова по слогам, затем орфоэпически:

Кри-во-но-га-я кривоногая

Блуд-ня  БЛУДНЯ

Ба-тяв-ка                 БАТЯВКА

О-ка-зы-ва-ет-ся ОКАЗЫВАЕТСЯ

С не-до-у-ме-ни-ем  С НЕДОУМЕНИЕМ

Бес-по-мощ-но    БЕСПОМОЩНО

Ша-ро-мыж-ни-ков  ШАРОМЫЖНИКОВ

Од-на- о-ди-не-шень-ка ОДНА-ОДИНЕШЕНЬКА

Какое слово вам не понятно?

Шаромыжник- человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

Блудный – говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

А сейчас немного отдохнем и продолжим нашу работу дальше

Физминутка – видео

Итак, откройте учебники на стр 68. Следите внимательно за мной. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

-В чем же провинилась Малька?

- Понимала ли Малька, за что её ругают?  

-Кому хозяйка отдала щенков?

-Куда Малька бегала каждый день?

- Зачем она туда бегала?

-Как она относилась к  своим щенятам?

-Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?

Анализировать значение «трудных» слов

Слушать учителя

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Выделять информацию из текста для ответа на вопросы

Высказывать мнение по поводу героев рассказа

Выполнять физические упражнения

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Анализировать рассказ

П: осмысленно читают текст

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

3 мин

- О чем это произведение?

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

- Найдите и зачитайте в тексте слова, что произошло в доме Лидии?

- В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?

Итак, давайте подведем  итог нашего урока. Назовите имя писателя, с творчеством которого мы сегодня познакомились на уроке?        

 Какой рассказ  прочитали? О ком он?                                                                  

Оцените свою работу на уроке: встаньте те, кто считает, что работал активно. Поднимите руку, кому было трудно на уроке?

Оценивание учителем работы учащихся, объявление отметок.

Проводят

самоанализ.

Проводят анализ чтения.

 

Р:Оценка деятельности

Домашнее задание

 2 мин

Чтение

Записывают домашнее задание

П. Осмысление информации



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: ___________                                                                                                          Учитель: Абрамян Н. А_____________

Учреждение: № 22                                                                                                          Методист: Кондратьева И.И._________

Класс: 3-б                                                                                                                         Студент: Яринцева Светлана, 42гр

Кабинет: 213

Тема: «Еще про Мальку»

Цели деятельности учителя: 

- познакомить учащихся с рассказом В.И. Белова «Еще про Мальку;

- учить видеть и понимать окружающую природу, прививать любовь к братьям нашим меньшим;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:  

-научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

-анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные: 

-знакомиться общечеловеческими ценностями;  

-воспитание толерантности; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; ---формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент

Метод- словесный

Прием- беседа

1 мин

Здравствуйте. Садитесь!

Приветствовать  учителя

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Артикуляционная гимнастика

Метод- практический

Прием- упражнение

4 мин

Речевая разминка

-Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл:

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Выполнять упражнения
Читать скороговорки, объяснять смысл

П. Читать вслух скороговорку, объяснять ее смысл

Мотивационный

Метод- словесный

Прием-пересказ

5 мин

Проверка домашнего задания.

-Перескажите текст от имени Мальки.

Пересказывать текст

Выполнять задание учителя

П: строят речевое высказывание

 Актуализация знаний

Метод-словесный

Прием- беседа

Словес.:ответы на вопросы

5 мин

Самоопределение к деятельности.

-С каким произведение познакомились на предыдущем уроке? (Малька провинилась)

-Что вы можете рассказать об авторе?

-О чем чаще всего писал Белов?

-Какие еще произведения Белова вы знаете?

-Ребята, откройте учебники на стр. 70  как же называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Ещё про мальку)

-Как вы думаете, о чем оно?

-Какая цель нашего урока?

Отвечать на вопросы учителя.

Определять тему и цель урока

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод- Практический

Прием- чтение

5 мин

10 мин

-Прочитайте слова, разделяя их на слоги:

Е-жед-нев-но

О-бя-зан-ность

Не про-бе-решь-ся

Пле-со (плес) широкое водное пространство между островами, изгибами реки или большого водоема

Работа над текстом.

- Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас.

Физминутка

Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз №4

-Понравился ли вам рассказ?  

-Мы читали с вами пословицы и поговорки о маме, какие из них можно отнести к содержанию рассказа?

-Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка)

-Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки)

-Что случилось с Малькой? Кто помог Мальке?

-Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?  

Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа? Мы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

Анализировать значение «трудных» слов

Слушать учителя

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Выделять информацию из текста для ответа на вопросы

Высказывать мнение по поводу героев рассказа

Выполнять физические

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Анализировать рассказ

П: осмысленно читают текст

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

3 мин

«Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»

Вариант 1

А1. Кто автор рассказа о Мальке?

А) И. Соколов-Микитов

Б) В. Белов

В) М. Пришвин

А2.Куда пошёл писатель?

А) за хлебом

Б) за квасом

В) за молоком

А3.Что он услышал?

А) как хозяйка ругала собак

Б) как хозяйка ругала своих детей

В) как ссорились хозяин и хозяйка

А4. В чём провинилась Малька?

А) украла кусок мяса

Б) принесла двух щенят

В) плохо стерегла дом

А5. Кто забрал себе первого щенка?

А) комбайнёр

Б) тракторист

В) автор

Г) полицейский

А6. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

А) в соседнюю деревню

Б) в город

В) в избушку лесника

А7. На кого обменяла хозяйка второго щенка?

А) на цыплёнка

Б) на щегла

В) на кота

А8. Как люди ходили из одной деревни в другую?

А) через лес

Б) через болото

В) через речку

Г) через кладбище

А9. Какой породы Малька?

А) пекинес

Б) такса

В) беспородная

Г) овчарка

А10. Зачем Малька бегала в соседнюю деревню каждый день?

А) охотиться

Б) кормить своего щенка

В) искать полезные травы

Г) искать своих щенят

В1. Какое чувство толкнуло Мальку в холодную воду?

А) материнский инстинкт

Б) любопытство

В) страх

В2. Найдите строки, которые не имеют отношения к Мальке

А) "Каждый день за два километра в чужую деревню ... бегает кормить своего сынка"
Б) "Расковыряла пень", "рычала на него и лягалась задними пушистыми лапами"
В) "Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу."
Г) "Виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают"

В3. Какие чувства автор испытывает по отношению к Мальке

А) раздражение

Б) восхищение          В) гнев

А. Предметная

-Какой рассказ мы с вами читали на уроке? Как называется? Кто автор? Какое время описывется в рассказе? Кто главный герой?

-Что вы поняли после прочтения рассказа?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Проводят

самоанализ.

Проводят анализ чтения.

 

Р:Оценка деятельности

Домашнее задание

 2 мин

-Краткий пересказ текста стр. 70-72

Записывают домашнее задание

П. Осмысление информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Планета знаний».Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».

Тема урока: Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».Тип урока: изучение нового материала....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Конспект урока литературного чтения 3 класс. "В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»...