Конспект урока по теме: "В. Белов. Малька провинилась Ещё про Мальку. Логический анализ. Характеристика героев". 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_v._i_belovu.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   Парфенова Елена Сергеевна                                                                                                                                                

                                                                                                                                                  МБОУ  «СОШ № 13

                                                                                                                                                    с углублённым изучением отдельных предметов»

                                                              г. Выборг

                                                                             

                                                                                           

                                                                                                         

                                                                   Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: В. И. Белов. Малька провинилась. Ещё про Мальку. Логический анализ. Характеристика героев.

УМК: «Начальная школа. Школа России».

Учебник: Л. Ф. Климанова. Родная речь. М., «Просвещение, 2010

Цель: Познакомить учащихся  с  творчеством В. И. Белова на примере рассказов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».

 Учебные задачи:

- формировать навык  выразительного осознанного   чтения;

- формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами;

- воспитывать интерес к творчеству В. И. Белова;

-формировать навык работы с текстом: умение находить отрывок в подтверждение мыслей;

-развивать внимание к языковым особенностям авторского текста;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на события рассказов, гуманное отношение к животным;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

- учебник «Литературное чтение. 3 класс Л. Ф. Климанова. Родная речь» М., «Просвещение, 2010

- портрет В. И. Белова;

- выставка книг писателя;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- компьютерная презентация «К уроку литературного чтения по рассказам В. И. Белова»;

- компьютер, проектор, экран;

 - словарь С. И.Ожегова;

- памятка «Пересказ»

Современные технологии:

- технология проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- информационно-компьютерные технология;

-технология работы в группах, в парах

-здоровьесберегающие технологии

Ход урока:

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент, проверка  д. з:

Цели:

  • актуализация знаний по теме
  • развитие связной речи

 -Вспомните, какой темой объеденены произведения, с которыми знакомились на прошлых  уроках?

-Кто был главным героем прошлого урока?  Назовите произведение и автора.

-Какое  задание по сказке готовили?

-Вспомните, о чём надо рассказать подробно, а  о чём сжато, кратко.  Вам поможет план, который составили на прошлом уроке. Напомним  главные правила рассказа:

Памятка (пересказ)

  • связность
  • последовательность
  • полнота
  • авторские выражения

-Чей рассказ  наиболее точно передал характер зайчонка?

-Люби живое.

(слайд 2.)

-Листопадничек из сказки Соколова-Микитова «Листопадничек.»

-Рассказ  Листопадничка о своём путешествии.

 

Рассказы учащихся.

(Оценочные суждения детей.)

2 . Беседа об авторе, работа с выставкой книг писателя

Цели:

  • выявление читательского опыта учащихся;
  • развитие интереса к творчеству писателя

-Прочитаем вместе имя писателя, с произведениями которого предстоит познакомиться.

- Знакомо ли вам это имя?

-Что означает дата?

-Почему одна дата?

-Вглядитесь в портрет писателя и скажите, какой перед вами человек?

-Итак, о чём рассказал вам портрет?

-Что ещё вы заметили на портрете?

-Как вы думаете, почему?

-А хотите послушать, что я  приготовила для вас о Василии Ивановиче Белове?

(Рассказ учителя:

-Родился писатель в Вологодской области, в деревне в крестьянской семье. Все работали на земле. После школы получил профессию столяра и работал на заводе. В это время писал заметки в районную газету. Эти заметки так понравились редакторам газеты, что те посоветовали Василию Ивановичу стать писателем. Тогда он поступил в Литературный институт, и с тех пор стал делиться с читателями своими мыслями с помощью романов, повестей, рассказов, стихов. Василий Иванович стал не только писателем, но и драматургом, так как по некоторым произведениям сняты фильмы. Вся жизнь писателя связана с вологодской деревней, где он живёт и по сей день.)

-Внимательно рассмотрите выставку. В каких книгах автор обращается ко взрослым, а в каких  - к детям? Почему вы так думаете?

-Послушайте названия некоторых произведений.

(По содержанию книг:

-Мишук. Сказка для Анюты. Мамина дочка.  Радуга. Каникулы

Старый да малый. Колыбельная. Катюшин дождик. Лесной спектакль.

-Какие это названия?

-Как выдумаете, каким главным  качеством  должны обладать герои из этих книг?

-С одним из произведений автора мы сейчас  и познакомимся .

Хоровое чтение:

-Василий Иванович Белов

-Писатель родился в 1932 году.

- Писатель живёт и сейчас.

Рассматривание портрета,  работа в парах.

-Писатель добрый, умный,  интеллигентный

-За портретом   изображена деревня

-Писатель жил в деревне.

Дети рассматривают книги, выходят к доске и показывают книги для взрослых и книги для детей, обосновывая свой выбор.

-Ласковые, нежные, добрые

-Добротой

3.Первичное чтение рассказа

Цели:

  • знакомство с рассказом
  • предугадывание содержания текста
  • развитие внимание к заглавию рассказа
  • формировать навык медленного вдумчивого чтения с комментариями, используя приём хорового чтения

-Прочитаем его  название.

- Попытаемся определить, кто главный герой произведения?

-Каким представилось? Докажите.

- О чём будет текст? Какое слово в названии на это указывает?

-Что значит «провинился»?

-Откройте учебник на стр. 69, рассмотрите иллюстрацию. Что добавите?

-Какие  вопросы  ставит перед нами название?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на ваши и другие вопросы?

-Приступаем к чтению. Как надо читать, чтобы понять произведение?

-В   этом нам поможет хоровое чтение. Прочитаем хором первое предложение.

-Где и когда происходит действие? Обоснуйте своё мнение.

-С каким персонажем знакомит нас автор?

-Кто ещё является действующим лицом? Почему?

-Продолжаем чтение. Вы поднимите руку, как  только поймёте, кого же ругает Лидия?

-Кого же ругает хозяйка?

-Почему вы не сразу догадались об этом?

-Продолжаем читать.

Учитель останавливает детей после предложения « Деревня, где я жил…»

-Какой вопрос у вас возник?

-Ответ на этот вопрос вы дадите сами, но позже. Продолжаем читать.

Хоровое чтение с доски.

-Какое-то животное.  

Учащиеся высказываются.

-О том, что  главный герой в чём-то провинился.

-Сделал что-то не так, чувствует свою вину.

-Малька – это собачка. Она маленькая, поэтому её так прозвали. Это дворняжка.

-В чём провинилась эта собачка? Почему автор посвящает ей целое произведение?

-Внимательно прочитать произведение, подумать, какие поступки и почему совершают герои?

-Громко;  не торопиться во время чтения.

Хоровое чтение.

-В деревне зимой.

-С Лидией, которая  ругает кого-то.

-Сам автор, он рассказывает, написано «я». Он сам наблюдал эту историю.

-Хоровое чтение (каждый ряд читает 1 предложение). Дети поднимают руку в конце отрывка.

-Хозяйка ругает собачку.

-Некоторые слова относятся и к людям; было непонятно,  ругают ребёнка, или нет.

Хоровое чтение по рядам.

-Для чего  автор описывает деревню, ведь речь идёт о собачке?

Хоровое чтение.

4.Вопросы по осознанию эмоций

Цель:

  • развитие эмоционального отклика на события в рассказе

-Кому было интересно во время чтения?

-Когда вам захотелось улыбнуться?

-В какие моменты вы волновались?

-Когда радовались?

-Какое это произведение по виду литературного искусства?

Докажите.

-Сверьте своё мнение с определением из словаря.

-Что добавите?

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывая их.

Это рассказ. Есть начало, что происходило потом, в конце узнаём, чем всё закончилось.

Чтение учащимися определение со слайда № 4.

-Рассказ - произведение небольшое.

5. Физкультурная пауза.

Цель:

  • Снять напряжение, создать условия для дальнейшей работы, активизировать внимание

«Поднимает солнышко…»

6. Подробный логический, языковой анализ

Цели:

  • формирование  навыка выборочного чтения;
  • развитие внимание к авторскому языку для характеристики персонажей литературного произведения

-Я поняла, что рассказ всем нам понравился.  Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.

- Какой вам представилась Лидия? Почему?

-Какие из этих слов имеют противоположные значения?

-Разрешить возникшее противоречие  поможет только обращение к авторскому слову.

 -Что привлекло внимание писателя?

-Чему автор был удивлён? Прочитаем.

-Какое слово указывает, что ругают сильно?

- Уточнить значения слов нам поможет толковый словарь.

(Учитель показывает словарь Ожегова.)

-Для чего нам необходимо обращаться к словарю?

-Перед вами – выдержки из этого словаря. Найдите значение слова и прочитайте про себя.

-Как иначе можно сказать о Лидии?

-А какое слово точнее?

-В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?

-Что на это указывает?

-Найдём отрывок  о том, как ругалась Лидия. Перечитаем его.

-Как автору удаётся передать состояние хозяйки дома. Обратите внимание на предложения,  их интонацию.

-Прочитайте  «жужжащим» чтением 1 вопрос  на стр. 70 и скажите, как иначе можно назвать состояние Лидии.

-Найдите определение слова по словарю.

-Какое слово наиболее точно раскрывает состояние Лидии?

 -Перечитайте отрывок «жужжащим чтением» в парах и отметьте все слова, которыми  Лидия ругала Мальку.

-Проверим.

-Какие из слов требуют пояснения?

- В каждой местности есть такие  слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются  только в разговорной речи и  называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения.  Такими словами и являются  «шельма, блудня, батявка».  Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?

-Итак, какой вам представилась Лидия из этого отрывка? Какие слова описывают её характер?

-Обратимся к следующему отрывку.

-Что добавите о Лидии?

-Жалость – это то качество, которое в русском народе всегда ценилось. Про таких людей ещё говорят, что они душевные, что у них добрая душа.

-Почему же тогда Лидия так сильно ругала Мальку?

 

-Каким словом в этом отрывке названы щенята? Как оно звучит?

-Какое слово напоминает?

-Уточните его значение по словарю.

-Это слово тоже является просторечным.

-А как ещё в просторечье называют щенят, когда хотят их поругать.

-Как звучит слово: зло или сердито?

-Какой из этого отрывка представилась нам Малька?

Докажите.

-Как она относилась к  своим щенятам? Докажите.

-Что помогло Лидии окончательно успокоиться?

-Прочитайте.

-Где произошла встреча писателя с Малькой?

- Что тронуло душу автора?

-Найдите слова,  которые помогают понять чувства писателя?

-Какие слова вы подчеркнули?

-Как понимаете значение слова  «деловито»?

-Найдите значение по словарю. Прочитаем хором.

- Какой из отрывка представилась вам Малька?

 

-Вот теперь перечитает отрывок выразительно, передавая голосом, интонацией, что писатель переживает за собачку.

-Удалось ли (ученику…) выразить отношение автора к увиденному? Как вы думаете, совпадает ли авторское отношение  с отношением читающего?

-Какой отрывок мы пропустили?

-Для чего же автор подробно описывает деревню?

-Перечитаем выразительно это описание.

-Уточним, где происходят события рассказа.

-Как Лидия оценила поведение Мальки?

-Почему вы так думаете?

-Перечитаем этот отрывок выразительно по ролям.

-Как отнёсся рассказчик к тому, что узнал?

-У кого из вас отношение к Мальки совпадает с авторским? Кто хочет попробовать передать его при чтении?

-У кого получилось наиболее удачно?

-Итак, мы подробно поработали над авторскими словами и выражениями. Для чего  мы провели эту работу?

-Решим наше противоречие: какое определение точно не подходит к описанию характера Лидии? Докажите.

-Повторим хором, какими словами можно описать Лидию?

-Вспомним вопрос, который мы задавали автору?

-Как вы думаете?

-Найдём предложения, подтверждающие ваши ответы. Прочитаем их хором выразительно.

-Что мы сейчас определили?

-Я поняла по вашему чтению, что ваше отношение к Мальке совпадает с авторским,  и рада этому.

-Прочитаем на стр. 70  название следующего рассказа.

-Почему рассказ начинается со слова «ещё»?

-Рассмотрим иллюстрацию на странице 71 и предположим, что же ещё случилось с Малькой?

-Кто хочет узнать о том, что случилось с Малькой?

- Объединяемся в группы и читаем «жужжащим»  чтением. Когда дочитаете до самого напряжённого момента  – поднимите руку. При чтении подчеркните слова, которые помогают представить характер Мальки.

- Почему этот момент вызвал волнение?

-Какой представилась Малька из этого рассказа? В каких предложениях?

-Какие слова требуют разъяснения?

-Узнайте по словарю.

-Какой новый герой появился в рассказе? Какой он? Какие поступки об этом говорят.

-Найдите его слова.

-Какое   предложение  в рассказе  подтверждает главную мысль предыдущего рассказа?

-Какие слова в этом предложении главные?

Как можно продолжить главную мысль предыдущего рассказа?

-Итак, вы познакомились с двумя рассказами про Мальку.

Несколько рассказов об одних и тех же героях в литературе получили название «цикл рассказов».  Найдите на выставке книгу, которая познакомит с другими историями  с собачкой.

Как вы догадались?

-Проверим.

(Учитель открывает содержание и читает названия рассказов)

 -Что вы можете добавить о писателе Василии Ивановиче Белове по прочитанным рассказа?

- Совпадает ли ваше мнение с первоначальным представлением?

-Кто является героями его рассказов?

-Как он относился к своей малой родине? Докажите.

-Это и есть главное достояние творчества писателя –  он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

-Дома вы составите рассказ: 1 вариант о Лидии, а 2 – о Мальке. Помните, что каждое своё высказывание необходимо подтверждать словами текста.

-Кого заинтересовало творчество писателя?

-Вы  можете найти и прочитать другие истории про Мальку, а на следующем уроке  поделиться своими впечатлениями.

-Где можно найти книги?

Дети высказывают различные мнения.

(Сердитая, злая,  добрая, сердечная, ворчливая)

-Добрая - злая.

-Хозяйка кого-то так сильно и громко ругала, что было слышно издалека.

Читает 1 ученик.

-Честит.

- Чтобы стал понятен смысл неясных слов. (Слайд № 5).

-Честить – бранить, обзывать обидными словами»

-Лидия  обзывала обидными словами, бранила кого-то.

 -Честит.

-Рассержена,  взволнована

-Лидия не обратила внимания на гостя.

1ученик читает.

- Предложения  короткие,  восклицательные

Чтение «про себя» 1 вопроса.

-Лидия негодовала.

Чтение со слайда  № 5.

-Негодовала

Работа в парах.

-Кривоногая, шельма, блудня, батявка, бессовестная

-Шельма, блудня, батявка,

Учащиеся высказываются.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Чтение вслух 1 учащимся.

- Лидия была добрым,  человеком. Она жалела щенят, поэтому  положила щенят в старую шапку-ушанку, чтобы они согрелись.

-Она переживала о том, что никто не возьмёт щенят.

-Слово «кутёнок» звучит ласково, как и «ребёнок».

Чтение (про себя) учащимися значения со слайда № 5.

-Шаромыжники.

-Сердито, но не зло.

-Малька предана своей хозяйке, она стыдилась,  вертела виновато хвостом.

-Малька оберегала щенят. (Учащиеся перечитывают слова и выражения в подтверждение своих мыслей)

-Щенят забрали.

Чтение вслух 1 учащимся.

-На тропе.

-Малька каждый день  бегала  к своим щенятам в другую деревню.

Самостоятельная работа.

-Ножки, мелькают, одна-одинёшенька, деловито.

-Не отвлекалась.

Слайд 5.

-Малька – смелая собачка. Малька – хорошая, заботливая  мать. Она любит своих щенков. Маленькая собачка, а к своим обязанностям относится серьёзно.

Чтение 1 учащимся.

Ученик старался при чтении.

-Описание деревни.

-Чтобы стало понятно, как трудно было Мальке, какая она смелая

1 учащийся читает.

-На родине писателя.

-Она радовалась, что  со щенятами всё в порядке. Теперь Лидия беспокоилась за Мальку.

 

Чтение по ролям. (Роли выбирают по желанию)

-Писатель восхищается поступком Мальки.

Чтение вслух  2-3 учеников.

-Мы поняли их значение. Слова помогли представить характер главных героев рассказа.

-Злая.

-Добрая, душевная, жалостливая, добросердечная, ласковая.

Хором: Для чего писатель рассказал этот случай?

 Мнения учащихся.

Хоровое чтение.

-Определили главную мысль рассказа.

(Слайд № 6)

Хоровое чтение:

-Ещё про Мальку.

-Автору  хотелось добавить что-то важное про собачку.

- Весной Малька не могла перебраться на другой берег к своим щенкам.

Работа в группах.

-Малька могла погибнуть.

Малька – смелая, находчивая собачка.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста.

-Плёсо.

(Слайд № 5)

-Отзывчивый, добрый

Учащиеся читают.

«И мы оба подивились Малькиной материнской верности».

-«Материнская верность»

-Материнская верность Мальки.

-По иллюстрации.

-Писатель был добрым человеком, любил животных.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Деревенские жители, собачка Малька

-Писатель уважает  деревенских жителях. Главную героиню называет полным именем – Лидия.

В домашней, школьной или городской  библиотеке

7 . Рефлексия .

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

-Кто хочет дома поделиться впечатлениями о прочитанном?

-Оцените свою работу на уроке: встаньте те, кто считает, что работал активно. Поднимите руку, кому было трудно на уроке?

Оценивание учителем работы учащихся, объявление отметок.

-Главное, что никто из вас не остался равнодушен к историям, которые читали. Благодарю всех за хорошую плодотворную работу.   Урок окончен.

Учащиеся   анализируют  свою работу, выражают  свое отношение к изученному материалу.

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

Конспект урока на тему"Роль математики в жизни людей и общества" (УМК"Школа России"1 класс)

Цель:выявить роль математики в жизни людей, познакомить с учебником и правилами работы по нему. Планируемые образовательные  результаты Предметные:·...

Конспект урока на тему"Окончания существительных во множественном числе в разных падежах" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель деятельности учителя:-совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результаты предметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные ...

Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...