Конспект урока на тему"Окончания существительных во множественном числе в разных падежах" (УМК"ПНШ"3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Связева Анна Александровна

Цель деятельности учителя:

-совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. 

Планируемые результаты

предметные:

-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, т.е. склоняются;

-учить различать имена существительные множественного числа, ставить вопросы, определять падеж.

личностные:

- прививать интерес к родному языку, к данной части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_mn_pad.docx27.87 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.03.2016                                                                                                Учитель: Соколова Оксана Николаевна

Школа: № 95                                                                                                        Методист: Астахова Александра Анатольевна

Класс: 3-5                                                                                                        Студент: Связева Анна гр.32

Урок №2        

Кабинет №213                                                                                        

Конспект урока русский язык

Тема: «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах».

Цель деятельности учителя:

-совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. 

Планируемые результаты

предметные: 

-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, т.е. склоняются;

-учить различать имена существительные множественного числа, ставить вопросы, определять падеж.

личностные:

- прививать интерес к родному языку, к данной части речи.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 3 часть: система уроков по учебнику Н. А. Чураковой. -3. -е издание. М.: Академкнига. -3 часть: 89 с.: ил., презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: письм. граммат.упр.

≈ 3

Актуализация опорных знаний.

-Ребята, прочитайте предложение, запишите его у себя в тетради. (один ученик работает у доски)

В весенние месяцы на деревьях появляются почки.

-Найдите и обозначьте орфограммы во всех словах. Докажите.

-Подчеркните главные члены предложения.

-Подчеркните второстепенные члены предложения.

-Найдите слово, в котором букв больше чем звуков. Докажите. (появляются)

-Найдите существительные.

-Что вы знаете о существительных?

-Как изменятся существительные? (по числам и падежам)

-Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)

-Прочитайте существительные из нашего предложения. (месяцы, деревьях, почки)

-Могут ли они склоняться?( да)

-Давайте просклоняем каждое из них.

(на слайде слова:)

ПАДЕЖ

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

месяцы

Родительный

месяцев

Дательный

месяцам

Винительный

месяцы

Творительный

месяцами

Предложный

месяцах

ПАДЕЖ

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

деревья

Родительный

деревьев

Дательный

деревьям

Винительный

деревья

Творительный

деревьями

Предложный

деревьях

ПАДЕЖ

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Именительный

почки

Родительный

почек

Дательный

почкам

Винительный

почки

Творительный

почками

Предложный

почках

-Что их объединяет? (то что они все стоят в форме множественного числа)

-Подпишите над каждым существительным падеж и число.

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

-Какие мы поставим цель?

-С окончаниями, каких падежей вы уже знакомы? (у Р. п. (ов,ев, ей. нулевое), Д. п. (ам,ям), Т. п. (ами, ями), П. п. (ах,ях). И. п. и В. п. (и,ы,я,а)

Работать с предложением.

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем.

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: фронтал. проверка.

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

 Изучение нового материала.

Упражнение 100.

-Откройте учебник на странице 89. Прочитайте упражнение 100.

-В какую форму нам нужно поставить слова в скобках? (Т.п. мн.ч)

-На какой вопрос отвечает Т.п во множественном числе? ( кем?чем?)

-Что ещё нам нужно сделать? (выделить окончания, списать текст)

(на слайде первое слово : (чайник) разобрано, как надо)

-Давайте первое слово поставим в нужную форму все вместе. (чайниками)

-Итак, повторим ,что будем делать?

(списать, слова в скобках нужно поставить во мн.ч Т.п., выделить окончания , подписать падеж и число)

-Выполняем эту работу в парах.

(слова на слайде)

-Итак, в каком падеже стоят все существительные ?(Т.п.)

-Существительные Т.п. какие имеют окончания?(ами,ями)
-А почему у нас во всех словах встречалось только одно и тоже окончание?(ами)

(потому что окончание ами пишется, перед гласными звуками, а ями перед согласными)

Физминутка

Упражнение 101.

-Ребята, посмотрите на упражнение 101.

-Прочитаем текст.(до черты один,потом другой ученик)

-Давайте прочитаем значение не понятных нам слов. (плуг, мочи, косы, дебри)

-Теперь вставляем буквы в слова и объясняем выбор данной буквы.(под вьюгами-Т.п. мн.ч.,плугами-т.п.мн.ч.,росами-т.п.мн.ч,косами-т.п.мн.ч.,опоясана-безударная гласная в корне слова,болотами-т.п.мн.ч.)

-Обратите внимание на слово журавлями,почему у этого слова окончание ями?(потому что окончание ями пишется, перед согласными звуками)

-Найдите слова в форму которых входит подчеркнутый предлог?

Делаем вывод: существительные в форме мн.ч. Т.п. имеют окончания?(Ами,ями)

-Ребята, приведите свои примеры к этим окончаниям?

-Ребята, посмотрите на слайд. (на сладе девочка к которой подходит фразеологизм «быть не в своей тарелке»)

-Что вы можете сказать об этой девочке? Как она себя чувствует? Как можно по другому сказать? Какой фразеологизм мы можем подобрать к этой ситуации?

-Самостоятельно прочитайте историю этого фразеологизма . А я задам вам вопросы по содержанию.

-Из какого языка пришел к нам этот фразеологизм?

-Что означает «быть в своей тарелке?»

-Что означает «быть не в своей тарелке?»

-Перескажите друг другу в парах.

-Придумайте ситуацию ,в которой уместно было бы сказать : «Он был не в своей тарелке»

-Объединитесь в группы по четыре человека. Расскажите друг другу свою ситуацию и выберете самую смешную.(спрашиваю по руке 1-2 ситуации).

Работать с упражнением.

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Делать выводы.

Работать с упражнением.

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Делать выводы.

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Работать в группах.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем.

 

≈10

Работа на карточках. Самостоятельная работа.

-Сейчас вы выполните самостоятельную работу, за которую все получат оценки.

1 вариант.

1)Прочитайте текст. Выпишите выделенные существительные, определите падеж, выделите окончания.

Мы  с мамой пошли к озёрам. Дорога шла через леса. Зеленые и голубые стрекозы летали над травами. Сосны росли на песчаных холмах.

2)Допишите окончания имен существительных в форме множественного числа, определите падеж, выделите окончания.

Подарки для мам…, скучаем  по мам…,  дорогие мам…, стихи о мам….

2 вариант.

1)Прочитайте текст. Выпишите выделенные существительные, определите падеж, выделите окончания.

Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. На закате мы подошли к лесным озерам. В тишине ночи можно было услышать свист летучих мышей, сонные удары рыб в озерных омутах.

2) Допишите окончания имен существительных в форме множественного числа, определите падеж, выделите окончания.

Говорим с  мам…, торопимся  к мам…, любимые мам…, горько без мам… .

-Ребята, какую цель мы ставили на урок?

-С какими падежами работали?

-Какие окончания имеют существительные в  Т.п. мн.ч.?

-На какой вопрос отвечает Т.п во множественном числе?

-Запишите домашнее задание. В рабочей тетради на странице 47 выполнить упражнение 48.

Выполнять самостоятельную работу.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

Определять достигли ли мы цели на уроке.

Записывать домашнее задание.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

В весенние месяцы на деревьях появляются почки .

Слайд 3

ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Именительный месяц ы Родительный месяц ев Дательный месяц ам Винительный месяц ы Творительный месяц ами Предложный месяц ах В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 4

ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Именительный месяц ы Родительный месяц ев Дательный месяц ам Винительный месяц ы Творительный месяц ами Предложный месяц ах В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 5

ПАДЕЖ Множественное число Именительный деревь я Родительный деревь ев Дательный деревь ям Винительный деревь я Творительный деревь ями Предложный деревь ях В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 6

ПАДЕЖ Множественное число Именительный деревь я Родительный деревь ев Дательный деревь ям Винительный деревь я Творительный деревь ями Предложный деревь ях В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 7

ПАДЕЖ Множественное ЧИСЛО Именительный почк и Родительный поч ек Дательный почк ам Винительный почк и Творительный почк ами Предложный почк ах В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 8

ПАДЕЖ Множественное ЧИСЛО Именительный почк и Родительный поч ек Дательный почк ам Винительный почк и Творительный почк ами Предложный почк ах В весенние месяцы на деревьях появляются почки

Слайд 9

« Окончания существительных во множественном числе в разных падежах».

Слайд 11

Страница 89 упражнение 100

Слайд 12

чайник ами Т.п. мн.ч.

Слайд 13

Страница 90 упражнение 101

Слайд 14

Землю промёрзлую плугами - СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ ДЛЯ ВСПАШКИ ПОЧВЫ. / Не было мочи- не обладать способностью, силами что-либо делать. Звенящими косами - СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ ДЛЯ ДЛЯ СРЕЗАНИЯ ТРАВЫ. Дебрями окружена - МЕСТО, ЗАРОСШЕЕ НЕПРОХОДИМЫМ ЛЕСОМ.

Слайд 16

Домашнее задание: В рабочей тетради на стр. 47, упр. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

Презентация по русскому языку на тему "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах" (3 класс)

-закреплять навык письма окончаний существительных во множественном числе в различных падежах; -развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского язык...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...