Литературное чтение 4класс.Е.Шварц "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке Е.Шварца "Два брата" с презентацией и материалом для распечатывания для данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat.doc2.55 МБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc91 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

Какие цели вы поставите перед собой? - узнать что - то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.

-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

-Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.

Итак, начинаем наш урок.

Беседа с учащимися.

(слайд2,3)

– С какими чувствами вы читали окончание сказки?

– За кого из братьев переживали особенно? Почему?

– Какие отрывки из сказки хотели бы перечитать сегодня в классе? (зачитать)

Литературный диктант

(задание II.3 в тетради).

– Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей).(слайд)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

1. Работа с текстом сказки.

Работа с текстом после чтения.

У.  В сказке  много ситуаций  связанных  со  льдом.

У.   А  кого  в сказке  можно  сравнить  со  ЛЬДОМ?  (Подтверждение  из  текста)

Д.  Прадедушку  Мороза  и  вначале  сказки  Старшего  брата. (Дети зачитывают  отрывки из сказки)

У.  Ребята,  а  как  вы  думаете,  это  хорошо,  если  тебя  сравнивают  со  льдом?

Д.  НЕТ!!!

У.  Да,  друзья,  согласна  с  вами.  А  вот  вы  сказали,  что  Старшего  брата  можно  сравнить  со  льдом  только  в  начале  сказки,  означает ли  это,  что  потом  Старший  брат  изменился?

Д.  Да.  Сердце  Старшего  брата  изменилось,  оно  стало  добрым.

У. Посмотрите,  ребята,  какая  создаётся  интересная  ситуация:  двух  героев  вначале  сказки  можно  сравнить  со  льдом,   позже  один  из  героев  меняется,  он  становиться  лучше,   а  другой  остаётся  таким  же  ледяным.  Почему?   Как  понять?  Как  разобраться?

 Составление сводной таблицы «Линии сравнения»

У.   Что  появилось  на  нашем  уроке?

Д.   Противоречие,  проблема.

У.   Да,  на  нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. При  каких  условиях,  качествах,   чувствах  возможно  изменение  героев  сказки  в  лучшую  сторону.

Чтение отрывков  сказки  с целью осмысления  характеров  Прадедушки  Мороза  и  Старшего брата

У. – Ребята, какое  слово  объединяет  героев  сказки  в  начале  истории,  что  нам  и  позволило  сравнить  их  со  льдом? (слово ПОКОЙ).  Найдите  отрывки  и  зачитайте  их.  

Д.   Их  объединяет  слово - ПОКОЙ.  (Дети зачитывают  отрывки)

У.   К  чему  привело  желание  Старшего   личного  покоя?  (Зачитайте)

Д.   К  страшному  горю,  Младший  брат  исчез.  (Читают  отрывок)

У.   Друзья,  как  вы  считаете,  изменился  ли  Старший  брат  с  исчезновением  Младшего? (Зачитайте)

Д.  Да,  он  изменился.  Старший  впервые его  жалел.  (Зачитывают  отрывок)

У.  При  каких  обстоятельствах  произошла  встреча  Старшего  брата  с  Прадедушкой  Морозом?  (чтение  по  ролям)

Д.  Они  встретились  в  ледяном  лесу – царстве  Прадедушки  Мороза.

У.  Ребята,  какой  поступок  Старшего  понравился  Прадедушке  Морозу.  (Зачитайте)

Д.  Старший  выгнал  из  дома  Младшего.  (Зачитывают)

У.  А  какой  поступок  Старшего  разозлил  Прадедушку  Мороза?  (Зачитайте)

Д.  Попытка мальчика  открыть  дверь  «49»  зала.  (Зачитывают)

У.  Какие  слова  из  сказки  позволяют  нам   с  уверенностью  сказать,  что  Старший  брат  изменился?  

Д.  Когда  разбился  Младший.  (Зачитывают)

У.  А  какие  слова    из    сказки    позволяют    нам     с    уверенностью    сказать,    что    Прадедушка    Мороз  не   изменился?  

Д.  Когда  Прадедушка  Мороз  заплакал  от  злости,  от  того  что  не  сумел  догнать  Старшего. (Зачитывают)

У.  Было  ли  желание  у  вас,  ребята,  помочь  Старшему?

(таблица на слайде) –Ребята я все ваши выводы занесла в таблицу, посмотрите.

Обобщающая беседа.

– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»?

– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем?

– Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

– Какие обстоятельства изменили его характер?

– Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?

– Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.)

– Насколько сильно зло в сказке?

– Смог бы Старший один вернуть брата?

– Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?

Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради).

а) «Где твой младший брат?»

б) «А Старший шагал, шагал, шагал...»

в) «Ты останешься здесь навеки».

г) «Так и пошли дни за днями».

д) «Завтра начнём сначала!»

е) «Все его друзья собрались».

ё) «И Старший обнял его».

ж) «Братья жили теперь дружно».

1) Обобщающая беседа.

– В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка? (заполнить таблицу, работа в парах)

Вопрос 4 учебника (с. 81).Автор использует в сказке литературный прием, называемый ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ (антитеза).

2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».)

работа в парах, зачитать отрывки к каждому рисунку

2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов.

1) Сопоставление сказки с народными сказками.

– В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз?

– А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.)

2) Сопоставление сказки с литературными произведениями.

– Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы?

– Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы.

3) Творческие задания.

– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное. (доска, сделать схему сравнение)

Л.Н. Толстой:

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему.

Главное: у каждого в жизни свой путь.

Е. Шварц

Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего.

Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно.

– В чём жизненная мудрость этой сказки?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

Стадия «Рефлексия»

- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

Метод «Шесть шляп».

- Вспомните весь сегодняшний урок и поставьте смайлики, примеряя разноцветные шляпы:

-только факты;

-какие позитивные мысли вас посетили?

-у кого возникли внутренние проблемы, противоречия?

-какие эмоции вы испытали;

-что получилось на уроке;

-какой вывод для себя сделали?

(по рядам)

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

IV. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос:

«От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает».

Почему же не всегда «исчезает седина»? (Задание III.6 в тетради).

Прадедушка  Мороз

Старший  брат

В  начале  сказки

В  конце  сказки

В  начале  сказки

В  конце  сказки

Хозяин

Хозяин

Умный

Умным

Спокойный

Спокойный

Много  читал

Добрым

Злопамятный

Злопамятный

Желающий личного покоя

Понимающим

Нетерпящий возражений

Нетерпящий возражений

Безжалостный

Жалеющим

Безжалостный

Безжалостный

Резкий

Мягким

Со  злым  сердцем

Со  злым  сердцем

Со  злым  сердцем

С добрым сердцем

Разговорчивый

Разговорчивый

кричащий

Любящим

эгоистичным

эгоистичным

эгоистичный

заботливым

 © ООО «Баласс», 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Слайд 4

Литературный диктант Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей).

Слайд 5

Прадедушка Мороз Старший брат В начале сказки В конце сказки В начале сказки В конце сказки Хозяин Хозяин Умный Умным Спокойный Спокойный Много читал Добрым Злопамятный Злопамятный Желающий личного покоя Понимающим Нетерпящий возражений Нетерпящий возражений Безжалостный Жалеющим Безжалостный Безжалостный Резкий Мягким Со злым сердцем Со злым сердцем Со злым сердцем С добрым сердцем Разговорчивый Разговорчивый кричащий Любящим эгоистичным эгоистичным эгоистичный заботливым

Слайд 6

Цитатный план сказки а) «Где твой младший брат?» б) «А Старший шагал, шагал, шагал...» в) «Ты останешься здесь навеки». г) «Так и пошли дни за днями». д) «Завтра начнём сначала!» е) «Все его друзья собрались». ё) «И Старший обнял его». ж) «Братья жили теперь дружно».

Слайд 7

литературный прием, называемый ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ (антитеза) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению 2 класс "О братьях наших меньших"

Тест по литературному чтению во 2 классе. Относится к разделу "О братьях наших меньших". Создан на базе программы Microsoft Office PowerPoint. Использование презентации возможно как для  демонстр...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Братья Гримм"Маленькие человечки"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «ДВА БРАТА» Л. Н. ТолстойЦели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, п...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК»"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эст...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «О братьях наших меньших» 2 класс "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтениюпо разделу «О братьях наших меньших» 2 класс...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова (2 варианта)...