Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой

Цели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословиц и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 39-41; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

        

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2В

Тема урока: «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой

Цели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословиц и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 39-41; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?

Молодцы!

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.: речевая разминка.

Словесн.: беседа.

3 мин

3 мин

Речевая разминка

Прочитайте стихотворения  В. Берестова с ускорением. Слайд. 

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку.

- К какому жанру можно его отнести? (Загадка)

- Вы отгадали загадку? (Коза)

- Прочитайте с интонацией удивления, восхищения, с вопросительной интонацией, с утвердительной.

- Прочитайте выразительно.

Проверка домашнего задания

- Расскажите, какие книги К. Чуковского вы читали.

- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством другого писателя. Откройте учебник на странице 39, прочитайте его имя.

- Прочитайте название произведения. Слайд.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать? (Мы поговорим о том, какими должны быть отношения в семье, как следует относиться к жизни)

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Читать с разной интонацией.

Строить грамматическое высказывание.

Предполагать задачи урока.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесн.: беседа.

Практич.: чтение произведения.

5 мин

8 мин

Рассказ учителя о Л.Н. Толстом

Слайд. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов!

Он очень любил детей. В то время было еще слишком мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Слайд. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

- Слайд. А теперь посмотрите на выставку. Какие книги вам знакомы?

- Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем оно?

- А сейчас прочитайте слова. Попробуйте по ним догадаться, что мы будем сегодня читать и о чем.

Слайд: путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне.

- Почему вы решили, что это сказка?

Первичное чтение сказки

- Ваши впечатления от прочитанного?

Слушать учителя.

Рассматривать книги автора.

Отвечать на вопросы.

Читать произведение.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: беседа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесн.: беседа.

2 мин

5 мин

5 мин

2 мин

2 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Работа над содержанием сказки

(выборочное чтение)

- Кто первый предложил пойти и таинственный дом? Почему?

Перечитайте диалог братьев.

- Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата? (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого - решимостью, готовностью преодолеть любые трудности)

- Понимаем ли мы из этого диалога, кто пойдет искать счастье?

- А что мы узнаем из этого разговора о характере братьев? - Кто из братьев вам понравился больше?

- Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказывает ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как выдумаете, почему? (Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой вопрос; писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходит к нему по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье) 

Работа с пословицами 

- Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и перечитайте.

* Искать большого счастья — малое потерять.

* Не сули журавля в небе, a дай синицу в руки.

* Волков бояться, в лес не ходить.

* Под лежачий камень вода не потечет.

- Как выдумаете, почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа) 

- Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

- Прочитайте пословицу на странице 41. Как вы понимаете ее смысл?

Главная мысль сказки

 - Прочитайте еще раз название сказки. Что отражает это название - тему сказки или главную мысль? (Тему)

- Что для автора главное - занимательность сюжета или сказочный урок?

- Как выдумаете, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Почему?

- Как вы понимаете, что такое счастье?

Жанр произведения

- К какому жанру литературы относится это произведение? (Это народная сказка в обработке Л. Н. Толстого)

- Какие сказки называются народными? (Сказки,  придуманные народом) 

- Назовите признаки народных сказок. (Сказочный зачин, концовка, троекратные повторы событий, сказочные герои, волшебные предметы, победа добра над злом, простой, понятный язык)

Повторять движения.

Строить грамматическое рассуждение.

Анализировать произведение, героев, их поступки.

Объяснять смысл пословиц.

Отвечать на вопросы.

Строить логическое высказывание.

Называть жанр произведения.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какова главная мысль сказки Л.Н.Толстого?

- Над чем заставил нас задуматься автор?

Домашнее задание: задание 3, с. 41.

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Самооценка.

Подводить итог.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

В дверь вошло животное, До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на травку.

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: Л. Н. Толстой «ДВА БРАТА»

Слайд 7

Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне.

Слайд 8

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...