Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Муравьева Елена Леонидовна

В прграмму входят планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, формы контроля знаний, учебно-методическое обеспечение программы и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_chteniyu_2017.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

 На изучение литературного чтения отводится – 375ч, из них в четвертом классе –102ч.

Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным  модулем  «Литературное краеведение»- 20ч.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;
  • воспитание средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • формирование уважительного отношения  к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания ;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов  поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;
  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному;
  • вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
  • работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Ученик получит возможность научиться:

  • строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
  • описывать и сопоставлять различные объекты;
  • самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
  • пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
  • различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
  • размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами;
  •  навыку самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной  программе

Учащиеся должны знать:

  •  10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
  • детские периодические издания;
  • професии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);
  •  наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).

Учащиеся должны уметь:

  •  читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;
  •  осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;
  •  передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;
  •  давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
  •  воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
  •  понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
  •  выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • замечать особенности речи действующих лиц, определять свое отношение к событиям и персонажам;
  •  различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);
  •  составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
  •  практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
  •  слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
  •  делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
  •  ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование представлений о многообразии языков, дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка,  коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,  способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

Былины. Летописи. Жития

    Летопись об Олеге

    Летопись об Илье Муромце

    Житие Сергия Радонежского

Чудесный мир классики

    П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

    А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,                          «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

   М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке-риб»;

   А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

    Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;

    А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;  

    Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

    А. II. Плещеев. «Дети и птичка»;

    И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»;

    Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

    И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей

    В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;

    П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

    С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

    В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

    Делу время — потехе час

    Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

М. Пришвин. «Выскочка»;

К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

Е. И. Чарушин. «Кабан»;

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина

И. С.  Никитин «Русь»;

С. Д. Дрожжин. «Родине»;

Л. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»;  

Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

 Г. X. Андерсен. «Русалочка»;

 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

 С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение»- 20ч.

Цели внутрипредметного модуля:

воспитание интереса к самостоятельному чтению и книге, осознанному выбору книг для чтения, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

Содержание модуля

Поэтическая тетрадь 

 Прибрежная, Л. Похищение Мурчалки 

 Прибрежная, Л. Где живёт радуга? Яна, бананы и обезьяны  Белый жирафик

Самусевич Альбина Григорьевна. Алатырь-камень .  Самусевич, А.Г. Янтарных тайн мозаика. («Легенда о янтаре»)

Самусевич, А. Про кляксу 

Самусевич, А. Сашкина «болезнь» 

Самусевич, А. Солнечный ёж 

Самусевич Альбина Григорьевна. Возьми меня с собой на Куршскую косу Букет Цветет шиповник в дюнах

Самусевич, А. Г. К юбилею города Калининграда

Сергеев, В. О ветре

Сергеев, В. Про вишни, мёд и речку 

Погружение в историю 

Серкова, И.С. «Письма из 1812 года».

Серкова, И.С. «Письма из 1812 года» оригинальные задачи по отечественной истории. Развитие логики, воображения, пространственного мышления, памяти, внимания, навыков счёта.

Шевцов Виталий Евгеньевич согражданах-калининградцах «Дорогие мои земляки» (2008) Шевцов, В. Запах керосина Эхо войны

Тихонова, Т. Праздник длинной колбасы : сказка старого города

Сечко, Л. В. Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области

Рассказы о животных 

Моткова Ирина Валерьевна «Калининградский зоопарк» маленькое путешествие по Калининградскому зоопарку 

Шевцов, В. Е. Черный аист и другие невыдуманные истории

Кудрявцева, З. М. Болотница Сказка

Сергеев, В. В зоопарке 

Гусева-Рыбникова Евгения Алексеевна Горностай: сказки

Тихонова, Т. Б. Маленький инопланетянин 

Стручков, В. Е. Почему молчат киты?: сказки, стихи, загадки

Мир сказок и приключений

Лариса Прибрежная  Повелитель мелодий Сочетание реальных и фантастических событий в сказке

 Колембет, Л. Бабушкины сказки

 Колембет Лидия Васильевна Юмореска – «День рождения Афины».  

Кудрявцева, З. М. Сказки Балтийского ветра

Гусева-Рыбникова, Е. А. Пляски на луне: рассказы 

 

3.Тематическое планирование

№n/n

Раздел программы

Количество часов

Содержание деятельности

обучающихся

Летописи. Былины. Жития.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать структуру учебника, приёмы ориентирования в       учебнике; историю создания книг, отличия рукописной и печатной книги, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация), составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Чудесный мир классики.

16ч

Обучающиеся должны знать виды сказок и их структуру, различные произведения устного народного творчества. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки), читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст.

Поэтическая тетрадь.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), находить  в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий, понимать образные выражения, используемые в произведениях. Обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, основные литературоведческие понятия: рифма, сравнение, эпитеты.

Литературные сказки.

10ч

В результате изучения темы обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений.

отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему, различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные,

восстанавливать  авторский  текст по опорным словам, соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения.

Делу – время, потехе – час.

Обучающиеся должны знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;  имена, фамилии их авторов, уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Страна детства.

В результате изучения темы обучающиеся должны Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, отличие литературной сказки от фольклорной, уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам, уметь различать жанры художественных произведений.

Поэтическая тетрадь.

Обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, имена, фамилии их авторов. уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Природа и мы.

Обучающиеся должны знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), уметь пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Поэтическая тетрадь

Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;

характеризовать выразительные средства;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предвари тельной самостоятельной подготовкой).

Родина

Знать основное содержание текста, их авторов;

стили текстов, их различия.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);  уметь пересказывать текст;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Страна фантазия

Обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведений.

Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения, строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях), участвовать в литературных играх (инсценирование) ,оценивать события, героев произведения;

Зарубежная литература

В результате изучения темы обучающиеся должны знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы, четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение»

20ч

Осознанно подбирать и читать  тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст.

Итого

102ч

4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • тематический контроль;
  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
  • итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя

  • Учебник « Родная речь 4» ( ч.1 и ч.2 ) , Климанова Л.Ф, Горецкий В Г. Москва. Просвещение 2017.
  • Тетрадь «Работа с текстом»
  • Учебник « Родная речь 4» ( ч.1 и ч.2 ), Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2014.
  • « Рабочая тетрадь» 4 класс (ч.1 и ч.2 )  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2012.
  • Климанова Л.Ф. « Поурочные разработки по литературному чтению 4класс». Москва, издательство « ВАКО» 2012.
  • Яценко И.Ф. « Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс. Москва, издательство « ВАКО» 2014.
  • Контрольно-измерительные материалы 4 класс к учебнику « Родная речь 4». Москва, издательство «ВАКО» 2012.
  • Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2011.
  • Электронное приложение к учебнику.

6. Список литературы.

  1.  ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...