Ъ знак
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Пухова Екатерина Евгеньевна

конспект урока по чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические рекомендаций

(УУД)

1. Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок! Начинается урок!

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. А значит, что должно быть у каждого на столе?

Дети садятся за свои парты и ещё раз смотрят все ли у них готово к уроку.

Отвечают: букварь.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний

-Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Давайте вспомним, какие буквы вы уже прошли?

На доске запись:

Сел - съел

Обеденный - объеденный

-Прочитайте пары слов. Скажите. Чем они отличаются между собой?

 - Изменилось ли их лексическое значение?

-Назовите букву, которая изменила, значение слов  левого столбика?

- В чем разница между « ь» и « Ъ» знаками?

- Что общего в их написании?

- Перед какими гласными буквами пишется  « ь», «ъ»?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

 - Верно, ребята, тема нашего урока разделительный твердый знак.

Дети смотрят на доску.

Называют буквы ( а, б, в, г, ж, е, и, к и т.д.)

Читают слова, делаю выводы.

 Во вторых словах пары есть твердый разделительный знак.

- Да, в первой паре, сел на что-то съел что-то.

В другой паре, обеденный может быть стол, а объеденным может быть пирог.

- разделительный твердый знак.

- Они различаются написанием.

( у мягкого знака нет хвостика)

-У них есть общих элемент (палочка и полуовал.)

Ь – перед буквами е, ё ю, я и.

Ъ - перед буквами е, ё, ю, я.

-Тема нашего урока, разделительный твердый знак

Познавательные УУД:

выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов

Коммуникативные УУД:

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками..

Регулятивные УУД:

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Постановка учебной задачи.

4. Решение учебной задачи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение С.Я Маршака.

Рано утром натощак.

Пошли мы к букве « твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак, ни мягкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти.

И после размышленья

В печать решили мы послать такое объявленье:

« Пропала не собака,

А два печатных знака.

Найти их рядом мудрено.

Но может быть, однако,

Словцо отыщется одно,

Где будут оба знака.»

В одной из утренний газет

Мы  через день прочти ответ

От школьника Петрова

Из города Тамбова

Илья Петров ответил так:

« И твердый знак, и мягкий знак

Найдешь в одно мгновенье.

Ты их найдешь, когда прочтешь

Свое же объявленье!»

Мы объявленье перечли

И оба знака в нем нашли.

И написали мы в Тамбов:

« Благодарим, Илья Петров!»

 

-На доске написано слово объявленье.

 И правда ребята посмотрите в этом слове есть и мягкий и твердый знак, они оба разделительные.

- «ъ» показывает на твердость предшествующего согласного звука «б», а «ь» знак на мягкость согласного звука « н»

- Как вы думаете, если ли  в русском языке еще слова, в которых есть «ь» и «ъ»?

 В этих словах, «ь» показатель мягкости.

- Открывает букварь на странице 148,

- Хорошо, у нас дано стихотворение А

. Потаповой. Давайте прочитаем его.

Кто хочет нам прочитать его?

-Прочитаем стихотворение по цепочке, первый ряд.

- После стихотворения нам даны слова сел и съел. Прочитайте их.

 -Посмотрите, что с ними произошло?

Как изменилось слово с появлением « ъ»?  

 -Как изменились звуки?  

- На следующей странице у нас даны столбики слов. Прочитаем по цепочке.

Первый столбик (ем, съем)

Второй (ехал, съехал)

Третий (Сема, съемка)

Четвертый (обедали, объедали)

Пятый (сели, съели)

И шестой (обязал, объявил)

 -Чем отличаются слова?

 - Охарактеризуйте мне звуки в словах каждого столбика.

 -Почему одно слова написано с большой буквы? В каких еще случаях мы пишем слова с большой буквы?

 -Да верно,  посмотри, что у нас изображено на картинке под словами?

- Придумайте мне слова с этими буквами?

-Хорошо, прочитаем небольшое стихотворение об этих знаках.

- Давайте почитаем по ролям. Где слова « ъ» знака, а где «ь»?

- А остальные слова чьи?

 Почитаем по ролям.

- У нас есть небольшой текст. Давайте  прочитаем его.

- Кто хочет прочитать?  Другие ребята читают  каждый в своем темпе « жужжащее чтение»

- Дети внимательно слушаю стихотворение.

- Смотрят на доску.

-Да есть. Называют слова (объяснить, объединить, объявить, съездить)

Один ребенок читает стихотворение.

( Читают стихотворение по цепочке.)

 Читают слова.

Во втором слове появился «

Читают слова. Анализируют.

Поменялось лексическое значение слова,

 В первом слове «сел» звук «с»  мягкий, а во втором «съел» звук «с» стал твердым.

Ем, съем

Ехал, съехал.

Сема, съемка.

Обедали, объедали

Сели, съели

Обязал, объявил

«ъ»

-это мужское имя.

Название городов, рек, озер, газеты журнала и т.д. Начало предложения.

-Мягкий и твердый знак.

- пью, мель, конь, полька, степь, въезд, изъять, объект, подъезд.

Читают стихотворение.

Фраза «ъ» знака: « Сколько я пирожных съем?»

Фраза «ь»: «Семь»

- это слова автора. Читаю по ролям.

Один ученик читает вслух. Другие читают в своем темпе.

Работают самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

Слушают, извлекая нужную информация.

Регулятивные УУД: умение сравнивать, слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, исправлять ошибки

Познавательные УУД: умение ориентироваться в букваре

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, в общей беседе.

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки.

Регулятивные УУД:

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свою мысль в устной речи

  • Работа в прописи.

  • Проверка домашнего задания.

5. Рефлексия.

- После текста у нас есть изображение. Соответствует ли изображение нашему тексту?

 - Расскажите по картинке, то о чем мы сейчас с вами прочитали.

- Открываем прописи  на странице 64.

Вверху страницы находим  синим цветом  твердый знак.  

-Обратите внимание на «ъ» знак в квадрате,

-На что показываю стрелки?

Попробуем напечатать «ъ» (показ с проговаривание)

-Печатаем короткую прямую  палочку вправо, длинную прямую палочку вниз, и полуовал.

-Теперь попробуйте вы напечатать в своих тетрадях «ъ».

На первой верхней строке найдите «ъ», обведите по пунктирной линии и напечатайте самостоятельно три «ъ»

 Обведите самую красивую букву, которая у вас получилась, как образец.

 Ребята, у всех букв есть пара, мы пишет  заглавную и строчную букву.

- В каких случаях используются заглавные буквы?

- А почему у «ъ» нет большого «ъ»?  

-Находим узкую рабочую строку, где напечатаны два «ъ» и печатаем самостоятельно еще пять.

- На второй узкой рабочей строке, находим слово въезд, рядом печатаем такое же слово сами.

Давайте характеристику слово въезд.

- На конце слова идет оглушение звук [д], меняется на [т].

-Так же печатаем остальные слова. Самостоятельно.

- Проверим домашнее задание, на дом вам было задано прочитать текст. Начинаем читать по цепочке.

Давайте вспомним всё, что было у нас сегодня на уроке:

-Какой была тема урока?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

- Остались у вас какие - ни будь вопросы?

- Мальчики катаются на санях.

Соотносят. Да, изображение подходит.

- Да изображение подходит.

( пересказ документ камера.)

Открывают тетради.

Стрелки показывают на направление движение руки.

Внимательно слушают, запоминая алгоритм написания.

 Работаю в прописи. Печатают

-Работаю самостоятельно.

- В русском языке с заглавной буквы принято писать:

- начало предложения, пишется с большой буквы.

- каждую строку стихотворного текста, чтобы выделить новую строчку.

- имена собственные

-наименования.

 Нет таких слов, которые начинаются с «ъ», поэтому у него только строчная буква.

Слово «въезд»

[ в]- согл; тв; звонк; парн.

[ъ]- не имеет звука.

Буква е дает два звука

[й]- согл; звонк; мягк; непарн.

[э]гласн; ударн.

[т]- согл; тв; глух; парн.

Печатают слова самостоятельно.

Читают по цепочке.

Разделительный твердый знак

Да. Нет.

Да.

Нет.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выделение следствий.

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково-символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные УУД:

- планировать, определять последовательность действий;

Регулятивные УУД:

- самоконтроль деятельности;

- самооценка результатов работы.

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности



Предварительный просмотр:

                  Самоанализ урока обучения грамоте (чтение)

Тема:  разделительный твердый знак.

ЦЕЛЬ:  изучить «ъ» его особенности, научить читать слоги и слова с этой буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Развивать фонематический слух, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, внимание и устную речь.
  • Формировать умение выделять новый звук из речи, анализировать слова с новыми звуками, читать слоги и слова с новой буквой, соотносить тексты и иллюстрации.
  • Формировать умение планировать свою деятельность, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, развивать умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

ТИП УРОКА: урок открытия  и усвоения  новых знаний

В основу урока легло исследование(наблюдение) за изменением слова при появлении «ъ», его роли в словах. Планируемый объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями учащихся 1 класса

Анализ организации учебного процесса урока.

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный   и  деловой  настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

2.  Проблемный вопрос, о том для чего нужен «ъ» и в каких случаях он пишется заинтересовал учащихся.

3.   На уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания.

4.Система предлагаемых вопросов  и заданий позволила самим детям сделать вывод по теме.

5. Время урока использовалось рационально.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа

2.Для формирования ключевых компетенций на уроке использовалась  технология проблемного обучения, развивалась познавательная активность детей.

3.На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

4.Имела место групповая и фронтальная формы работы учащихся.

Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке  чтения сочетались словесно –наглядные способы деятельности учащихся.
  2. Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.
  3. Выбранные методы обучения и способы соответствуют уровню учащихся 1 класса.
  4. Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления
  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность, умение работать в группах
  6. Учащиеся читают не идеально, но достаточно хорошо для первого класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение ъ знак Выполнила студентка бакалавр 3 курса Пуховой Екатерины Евгеньевной.

Слайд 2

Сел - съел Обеденный - объеденный

Слайд 3

Написание перед буквами е, ё ю, я и. перед буквами е, ё, ю, я.

Слайд 4

объявленье. объяснить объединить объявить съездить Работа со словами

Слайд 5

Работа в прописи

Слайд 6

Рефлексия. Оцени себя.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по чтению.

Тема урока: ъ знак

Тип урока: изучение нового материала (открытие новых знаний )

   Цель: изучить «ъ» его особенности, научить читать слоги и слова с этой буквой.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, внимание и устную речь.
  • Формировать умение выделять новый звук из речи, анализировать слова с новыми звуками, читать слоги и слова с новой буквой, соотносить тексты и иллюстрации.
  • Формировать умение планировать свою деятельность, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, развивать умение слушать и слышать учителя и одноклассников.

Планируемые результаты урока:

  • Дети должны взаимодействовать между собой, а так же с учителем.
  • Дети должны слушать учителя и своих одноклассников.
  • Научиться читать слоги, слова с новой буквой, различать на слух новый звук, выполнять звуковой анализ слов с новым звуком.
  • Закрепить знания о звуковом разборе слов, о слогах, предложениях.

Оборудование:

  • Предметная картинка
  • Интерактивная доска

Формы работы:  

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

Методы и приемы:

  • Беседы
  • Наглядный
  • Аналитико-синтетический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожным знакам-знаки внимания.

Внеклассное мероприятие по знанию ПДД....

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

конспект урока "Дорожные знаки. Группы дорожных знаков."

Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, урок окружающего мира, третий класс, УМК "Школа России"....

Презентация к мероприятию "Мягкий знак, важный знак, без него нельзя никак!" в форме игры "Звездный час"

Данное мероприятие в форме игры "Звездный час" поможет проверить знания детей о мягком знаке и умение применять эти знания в русском   языке. Обогатит словарный запас детей, научит правильно...

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...