Главные вкладки

    Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Дедова Ирина Николаевна

    урок 1 класс по теме "мягкий знак"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_teme_znak.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

    Дедова Ирина Николаевна, учитель начальных классов


    Цели:

    1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
    2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
    3. Развивать словарный запас учащихся

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: комбинированный.

    Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

    Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

    Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

    Оборудование: 

    1. рисунок с изображением мягкого знака,
    2. буквосочетания с мягким знаком;
    3. рисунки с изображением  коня, лося;
    4. мяч;

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    - У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


    2. Актуализация новых знаний.


    1. 1).
      Повторение о гласных буквах.
      - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
      - Прочитайте пары слов:
             б…л – б…л (бал, бил)        р…д – р…д (рад, ряд)
      - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
      - Сравните, чем слова отличаются ?

      - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
    2. Какие буквы имеют 2 звука ?

    1. Изучение нового.
      1). Прочитаем буквосочетания на доске:  

    Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

    - Как  произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)

    Что за буква ? Кто узнает?

    Звука не обозначает, может только показать

    Как согласный прочитать

    Мягкий голос,
    Мягкий шаг
    Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

    - Эта  буква  мягкий знак обозначает  мягкость согласного звук

    4 . Сообщение темы и цели урока.

    Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
     Цель нашего урока  познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

     – Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

    Прочитайте слова . Что они обозначают ?
    1) Звуковой анализ слов
    мел – мель

    - Сколько слогов в словах?

    - Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

    А в слове мель - 4б, 3 зв.)

    - Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?

    Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует  не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

    Составим схемы . Кто мне хочет помочь?

           Мел  -    мель

       

    - Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)

    Как произносится последний звук?
    - Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
    - Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

    Учебник с135 слово  гуси – гусь (разбор)

    5. физкультминутка  « Буратино

    1. Отгадайте загадки:  

    Он стройный и красивый,

    У него густая грива. (конь)

    Трав копытами касаясь,                            

    Ходит по лесу красавец,                                  

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко (лось)

    2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
    - Откройте Азбуку с.  Давайте прочитаем рассказ.

    - О ком этот рассказ?

    - Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной житель»

    - Сколько предложений в этом рассказе? (4)

    - Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

    - С чем его сравнивают? (ветром)

    - Чем питается лось? (зеленью, солью)

    - Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

    7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

    1).Составить схемы слов ( в тетради)  , сделать звуко – буквенный анализ слов

    1 в. - лось

    2 в. – конь

    б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

    - Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь

    - Сколько букв? - Сколько звуков?  - Почему звуков меньше, чем букв?

    (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

    Придумать предложение со словом  лось

    8. Закрепление изученного.

    На доске ( одной половины) :   жар, ел, кон,  мыл
    - Добавьте к данному слову ь,  прочитаем слова которые получатся,

     жарь, ель, конь,  мыль

    Чем        отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

    Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

    Мягкий знак – хитрый знак.
    О себе он скажет так:
    «Я волшебник. Захочу –
    Появлюсь и превращу
    Мел, которым пишут в школе,
    В мель, опасную на море,
    Угол в уголь, брата в брать...
    Так что, всем несдобровать –
    Тем, кто вздумает лениться,
    Без старания учиться.
    Так что, дети не ленитесь
    И примерно все трудитесь.
    И тогда могу сказать:
    Все получите вы пять

    8. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)


    Я вам буду говорить  слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
    Лоси, кони, гуси,  медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

    - Работа в учебнике с. 136

    1. чтение слов столбиками;
    2. чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.

    - поставьте вопросы по тексту?


    9. Итог урока.
    Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
    - С какой новой буквой познакомились?
    -  Звук она обозначает?
    - Какова роль ь?
    -Догадайтесь,  какое слово я задумала? В этом слове 1 слог,  4букв,  3 звуков ( это большое животное - лось)

    - Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

    - Для чего нужен мягкий знак?

    - Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
    - Что на уроке было особенно интересным?
    - В чём испытали трудность?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

    Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

    Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

    Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

    Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

    Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...

    «Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

    Бинарный урок совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма....

    Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

    Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...