Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Басова Светлана Сергеевна

Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_myagkiy_znak.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. Обучение грамоте. 1 «а» класс.

17 февраля. 2012 года

Тема. « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

1. На доске записаны слова: угол, был, кон. 

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– А теперь вы читайте слово, а я буду называть к нему пару.

    Дети                                    Учитель

    угол                                      уголь

    был                                       быль

    кон                                        конь

– Догадались, что произошло со словами?

2.Беседа о различии в звучании и лексическом значении слов каждой пары.

– Кто знает, как на письме обозначается это различие?

–  Буквой мягкий знак.

– На что он похож?

– Какую роль играет?

 – Живёт в любимом «Букваре» известный фокусник.

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква... (мягкий знак).

– Догадались, почему он себя называет фокусником?

– А кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

1. Работа в «Букваре» (с. 152).

Чтение буквосочетаний – букв согласных с ь в столбиках. Наблюдение за произношением.

– Подчеркните мягкий знак, укажите стрелкой направление от мягкого знака к предшествующей букве согласного. Поставьте точку соответствующего цвета. (Согласный обозначаем точкой зелёного цвета, к точке от мягкого знака идёт стрелка.) 

– Что заметили? (Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме.)

– Мягкий знак – настоящий фокусник. Почему?

Чтение буквосочетаний с мягким знаком.

– Что общего у всех звуков?

Графическое обозначение мягкости согласных (зелёная точка и стрелка от мягкого знака).

 

– Попробуем сами написать букву  ь.

Работа в тетради для печатания (с. 47).

Печатание букв, допечатывание слов.

Работа в прописи (с. 35).  

– Откройте прописи.

Написание буквы ь.

1) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы и разные.

2) Учитель показывает на доске:

– Я рисую мягкий знак нежной капелькой – вот так...

а) Задание: обвести ь и наклонную линию зеленой  ручкой.

б) Работа над соединениями.

– Как соединяется ь с буквами? (Внизу или петлей-поворотом в середине буквы.)

3) – Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку фокусника? (Предположения детей.)

– Некоторые жители нашего «Букваря» стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так буквы показали хвастунишке, что они тоже фокусники.

– Вспомните, какие буквы обозначают мягкость согласных звуков на письме. (Я, Ё, Ю, Е, И.)

4) Подготовка к написанию слов с мягким знаком.

– Поменяйте буквы местами в соединениях, где мягкий знак с буквами Л, М, Д, Н, В.

– Какие соединения получились?

– Запишите на свободном месте эти соединения.  

1. Работа в «Букваре» (с. 152).  

Чтение слов.

1) Чтение слов 1-го столбика про себя.

– Какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдый согласный в конце слова на мягкий. Изменились смысл и звучание слов.) 

Беседа о лексическом значении слов каждой пары. Графическое обозначение. Звуко-буквенный анализ 23 слов.

– Подсчитайте количество букв и звуков в каждой паре слов.

– Какой вывод сделали?

2) Чтение слов 2-го столбика.

– Самостоятельно прочитайте слова.

– Что заметили?

– Назовите мягкий согласный.

– Что указывает на мягкость?

– Объясните значение слова лань. (Животное, похожее на оленя.)

– Какие слова отличаются только одним звуком? ( лень, лань)

– Просмотрите слова ещё раз. В какой части слова находится мягкий знак? (В конце слова.) 

2. Работа в прописи.  

1) Запись слов с мягким знаком на конце с печатного образца.

а) Чтение слов парами. Подчёркивание ь.        

б) Звуко-буквенный анализ слов. Подсчитывание количества букв и звуков.

– Почему звуков меньше, чем букв, во втором слове каждой пары?

– Обозначьте цветом согласный звук на конце в первом слове каждой пары (синяя точка).

в) Написание букв с мягким знаком, выбор из каждой пары, подбор слов с таким же соединением.

У детей запись.

    ль                         быль                             моль

    ль                         пыль                             соль

    нь                         конь                             июнь

    ль                         уголь                            июль

Графическое обозначение мягкости согласных звуков.

2) Игра «Спрячь мягкий знак в середину».

– Прочитайте слова, записанные парами в строчку. Найдите, куда спрятался мягкий знак, в словах на следующей строчке. (В середине слова.) Подчеркните его.

– Какие согласные звуки стали мягкими?

– Обозначьте их.

Списывание слов с ь в середине.

Вывод. Мягкий знак не обозначает никакого звука, поэтому в словах букв больше, чем звуков.

Списывание печатного текста.

Физминутка.

Работа в «Букваре».     

1) Чтение 3-го столбика слов. Самостоятельное чтение.

– В каком слове мягкий знак спрятался в середине?

– Какую работу он выполняет?

– А в каких ещё словах встречается мягкий знак?

– Покажите графически мягкость согласных.

– Значение всех слов вам понятно?

– Прочитайте слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор.)

– Чем отличаются эти слова? (Собор – главная и большая церковь в городе.)

– Почему площадь называют Красной? (Это значит красивая.) 

– Объясните значение слова Кремль. (Городская крепость в старинных русских городах.)

Колокольня. (Башня с колоколом на здании церкви.)

– Какие слова написаны с большой буквы?

– Почему?

– В каких городах России есть Кремль? (В Москве, Казани, Пскове, Коломне.)

– А в каком городе находится Красная площадь?

2) Работа с текстом «Московский Кремль».

       

а) До чтения текста.

– Прочитайте название. Как выглядит Московский Кремль?

 Чтение с комментированием.

Московский Кремль.

Каждый день сотни людей приходят на экскурсию в Московский Кремль. 

(А кто эти люди?)

Кремль – исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. А сами стены были из толстых дубовых брёвен. (А сейчас из какого материала построен Кремль?) Потом стены построили из белого камня, и стала Москва зваться белокаменной. 

(Значит, из каких материалов?)

Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Московский Кремль имеет двадцать башен. Самая старая из них – Тайницкая, самая красивая – Спасская. (Что находится на Спасской башне? Бой башенных часов – курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)

В Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол. 

(Найдите их изображения на страницах «Букваря».) 

Красная площадь – часть Кремля. Название это появилось четыре века назад. (А это давно?) Красная означает «красивая». Это был большой торговый центр. Здесь собирался народ, читались царские указы. Сколько людей и событий видела Красная площадь!

Московский Кремль, Красная площадь – это наша история. Они дороги каждому жителю России.

– А зачем ученикам из разных городов нашей страны текст про Московский Кремль?

– Кто запомнил, что означает слово Кремль? (Городская крепость в старинных русских городах.)

– Сколько лет Москве?

– Из чего были сделаны стены Кремля?

– Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня, и стали звать Москву белокаменной.)

– Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни.)

– Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня.) Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башне.)

– Какая башня самая красивая?

– Что про неё ещё можете рассказать?

– А какие башни Кремля вам ещё известны?

– Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

Рассказ учителя о Царь-пушке.

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал её: «Лев», «Орёл»...

Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжёлой, стреляла каменной картечью. Поставили её на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошёл до Москвы, а чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.

– Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

– Почему Красная площадь получила такое название?

– Что видела Красная площадь?

– Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история.)

Итог урока.

Что нового узнали?  

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

Бинарный урок совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма....

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...