«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Заболоцкая Светлана Александровна

Бинарный урок совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером». Заболоцкая С.А., Карнышева Л.С.

Бинарный  урок по теме:

«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости

согласных на письме»

Тип урока – изучение нового материала. 

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: проблемно-диалогический

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Цель урока:

Образовательная: 

  • познакомить учащихся с буквой «мягкий знак»

Логопедическая:

  • учить учащихся слышать твёрдое и мягкое звучание согласных;

Задачи:

Образовательные:

  • подвести детей к необходимости нахождения нового способа обозначения мягкости согласного звука на письме;
  • активизировать словарный запас учащихся посредством лексической работы со словами;
  • совершенствовать технику чтения учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительно-пространственного гнозиса посредством упражнения «Муха»;
  • развитие мелкой моторики при помощи самомассажа кистей рук;
  • развитие динамического праксиса посредством упражнений «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь»;
  • предупреждение переутомления детей, сохранение осанки и зрения.

Воспитательные:

  • воспитание общеучебных навыков, самостоятельности;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину;

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • презентация к уроку;
  • цветные магниты для звукового анализа слов;
  • учебники;

Обоснование проведение бинарного урока совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма.

Для решения образовательной и логопедической целей урока учащиеся подводятся к проблемной ситуации, в ходе решения которой приходят к выводу о необходимости буквы ь. В течение всего урока дети повторяют и закрепляют знания о том, что данная буква – только знак, используемый на письме для обозначения мягкости согласного. С этой целью проводятся звуковой анализ слов, преобразование слов с последующим наблюдением над изменением значения слова.

При обучении грамоте учащиеся испытывают различные трудности при знакомстве с буквами русского алфавита, а именно: запоминание зрительного образа букв, соотнесение их со звуками, которые эти буквы обозначают. Причиной этого зачастую является слабо развитое зрительно-пространственное восприятие и ориентирование, которое, в свою очередь, обусловлено незрелостью межполушарных связей. Для профилактики и коррекции обозначенных нарушений учителем-логопедом на уроке проводится упражнение «Муха», а для развития межполушарного взаимодействия упражнения «Кулак-ребро-ладонь» и «Ухо-нос». Эти упражнения также способствуют снятию эмоционального напряжения, поэтому целесообразно их использование в середине урока.

Активизация словаря учащихся решается посредством словарной работы, которая проводится в двух направлениях: объяснение лексического значения слова и нахождение слова по его лексическому значению. Данный вид работы способствует также совершенствованию навыка чтения, так как выполнение задания требует от учащихся неоднократного прочтения изучаемых слов. В целях предупреждения переутомления и переключения на другой вид работы в урок вводится динамическая пауза и упражнения на развитие мелкой моторики, в частности, самомассаж кистей рук, который стимулирует деятельность головного мозга.

В процессе урока большое значение уделяется формированию правильной читательской деятельности учащихся.  Эта работа проводится на основе текста «Московский Кремль»  размещённого в «Букваре».

В конце урока дети дают эмоциональную окраску своей работе, что способствует формированию самооценки своей деятельности.

Учитывая, что ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление, урок сопровождается  мультимедийной презентацией, с помощью которой и  реализуется принцип наглядности.

Ход урока:

Этапы урока, временной интервал

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

1 мин.

У.:  Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

Приветствие учителя, самоорганизация

садятся девочки

садятся мальчики

2

Развитие зрительно-пространственного гнозиса

1 мин.

Слайд 2

Игра «Муха». (На экране квадрат, разделённый на 9 маленьких квадратов)

- Чтобы  на уроке нам хорошо работалось, потренируем наши глазки и  внимание. Следите за перемещением воображаемой мухи по моим командам. Муха находится в правом верхнем углу. Влево, вниз, вправо, вниз. Где остановилась муха?

-Следим дальше. Влево, вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Где остановилась муха?  

Учащиеся перемещают взор, следуя командам учителя

- правый нижний угол

- в центре

3

Введение в тему.

Постановка проблемы.

2-3 мин.

Слайд 3

Л.:Я расскажу вам одну историю. Ходили в лесную школу Волчонок, Слонёнок, Лосёнок и детёныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.

Однажды учитель Филин и говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым». Стали детёныши писать. Первым написал Слонёнок слово слон – и получил отметку «пять». Потом написал Волчонок: волк – и тоже получил отметку «пять». Дошла очередь до Оленёнка и Лосёнка. Один написал олен, а другой написал лос. «Разве ты олен?» -спросил учитель Филин Оленёнка. «А ты разве лос?» - спросил он у Лосёнка. «Нет, я олень!» - говорит Оленёнок. «А я лось!» - говорит Лосёнок. Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали: олен, лос.

Обиделись Оленёнок и Лосёнок и побежали к царице Грамматике. «Почему в словах олен и лос никто не хочет последнюю согласную читать мягко, ведь звук мягкий? Послушайте: оленя, оленю, оленем,  лося, лосем..» А царица Грамматика им отвечает: «Потому что в этих словах после согласных н и с пишутся гласные я, ю, е, а в словах олен и лос этих гласных нет». Огорчились Оленёнок и Лосёнок: «Значит, мы никогда не вырастем? Никогда не станем взрослыми?» «Не огорчайтесь, - говорит им царица Грамматика, - Я вашему горю помогу».

-Как вы думаете, ребята, что придумала Царица Грамматика?

-Правильно, она придумала для них новую букву – букву мягкий знак.

Выдвигают версии

4

Формулирование темы урока.

1 мин.

У.:- Обозначьте тему нашего урока.

- Какие перед собой поставим задачи?

- Чему вы должны научиться?

- буква ь

-узнать, какой/какие звуки обозначает эта буква, какую роль играет Ь знак в словах,…

 - научиться читать слова с буквой Ь

5

Основной этап урока.

13-15 мин.

1. Организация чтения и анализа слов с буквой Ь

а) Звуковой анализ слов.

б) Словарная

работа

2.Преобразование слов.

Слайды 4-6

Слайд 7

Слайд 8

1. У.: Прочитайте пары слов. Объясните значение каждого слова. Составьте предложение с каждым словом из пары  

а) Л.: Откройте тетради для печатания. Напечатайте слова «пыл» и «пыль». Сделайте звуковой анализ. Что можете сказать об этих словах?

-Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Л.:   Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

но в слово часто просится.

Почему у дома угол превратился сразу в уголь –

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.             

 (Е Измайлов)

Л.: Какой вывод сделаем?

б) У.: Найдите в 3-м столбике слова, обозначающие здание для богослужения (учебник с. 154)

- Чем отличаются эти слова?

- В нашем городе есть церковь? А собор?  Где он находится?

- Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. 

- Найдите   слово, обозначающее городскую крепость в старых русских городах.

- Где она находится КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ?

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ - это часть Кремля. Почему площадь называется КРАСНОЙ?

- Запомните эти слова, на уроке мы с ними ещё встретимся.

4. Л.:

 Бабка баньку затопила,

 Мягкий знак позвать забыла.

 Тут же банька банкой стала –

 вот как бабка сплоховала!

- Прочитайте пары слов. Объясните значение каждого слова.  

полка – полька

булка - Булька

уголки – угольки

- Что произошло со словами?

- Почему так произошло?

- Что вы можете ещё сказать о роли мягкого знака?

 Чтение и анализ слов. Составление предложений

Индивидуальная работа в тетрадях по печатанию

Два ученика у доски составляют схемы слов

Делают вывод

- мягкий знак не обозначает звука, он   указывает на мягкость согласного, меняет значение слов

- церковь, собор

- ЦЕРКОВЬ - здание для богослужений в христианской религии. СОБОР - главная и большая церковь в больших городах

- башня с колоколами на здании церкви.

- КРЕМЛЬ

- в Москве

- это значит, красивая

Произносят согласный, стоящий в середине слова мягко, объясняют значение слова

Изменилось значение слова

Потому что в словах второго столбика согласный читается мягко.

Он меняет значение слова.

6

Физминутка

2 мин.

Л.: А сейчас немного отдохнём и выполним упражнение на укрепление  внимания:

 «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки»,

«Я хороший».

- А теперь помассируем ладошки для улучшения памяти. Упр. «Тёрка», «Утюг», «Котёнок»

У.: Утром встал гусак на лапки,

приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух, и скорей за парту – плюх!

Выполняют упражнения

7

Работа с текстом

«Московский Кремль»

10-15 мин.

 

Слайды  9-12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

1) Работа с текстом до чтения.

Антиципация

У.: Прочитайте название текста, рассмотрите  иллюстрацию, сделайте предположение о чем текст. Как вы думаете, каким будет рассказ.  

2) Работа с текстом во время чтения.

Комбинированное чтение. Вопросы по ходу чтения.

1-ый абзац (читает учитель):

- Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).

2-ой абзац:

- Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.

- Кто запомнил слово Кремль?

- Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?

- Как называли потом Москву? Почему?

3-й абзац:

- Как выглядит современный Кремль?

- Какая самая старая башня в Кремле?  

 Интересное название: сравните со словом тайна.

- Какая башня самая красивая? Что находится на ней?

- Ещё в Кремле есть башни: Царская, Троицкая. В Кремле находится резиденция правительства.

- Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

Рассказ о Царь-пушке.

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.

4-ый абзац (читает учитель):

- Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

- Почему Красная площадь получила такое название?

- Что видела Красная площадь?

5-ый абзац (самостоятельное чтение про себя):

- Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь?  

3) Работа с текстом после чтения.

Повторное выразительное чтение текста.

 У.: Какую главную мысль хотел до нас донести автор?

беседа о предполагаемом содержании

- о нашей Родине, о Москве, о президенте,…

Рассказ будет выразительным, торжественным, красивым 

- городская крепость в старинных русских городах

- стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной

- стены из красного кирпича, есть башни

- Тайницкая башня

- башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне.

- Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.

- это наша история

8

Закрепление учебного материала.

2 мин.

Слайд 17

Л.: Давайте немного поиграем, проверим, какие слова с мягким знаком вы запомнили с урока. Какое слово я задумала?

- Это домашнее животное. В его названии 1 слог, 4 букв, 3 звука.

Это слово обозначает полезное ископаемое. В нём 2 слога, 5 букв, 4 звука.

- Почему в этих словах букв больше?

- Для чего нужен мягкий знак? Какие слова с    мягким знаком вы запомнили?

 

Отгадывают слова

- конь

- уголь

- мягкий знак звука не образует

Вспоминают слова

9

Задание на дом (творческое).

1 мин.

У.: Что интересного вы сегодня узнали о Москве? Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам понравилось? Составьте небольшой рассказ по своим впечатлениям, нарисуйте  рисунок к своему рассказу или  к тексту «Московский Кремль».

10

Рефлексия

Итог урока

1 мин.

Слайд 18

У: Какая была тема урока?

- Какие мы перед собой поставили задачи?

Л.: Что вы узнали об этой букве?

 

-У кого были затруднения? Какие?

-Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках.

- мягкий знак не обозначает звука, Ь  меняет значение слов, Ь знак указывает на мягкость согласного

Рассказывают о своих затруднениях

Показывают сигналы самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...