Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по произведению Л.Н. Толстого " Два товарища"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

урок литературного чтения,тема дружбы в произведении Л.Н. толстого "Два товарища"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  литературного чтения, проведенного в 1 «Б» классе

Дата урока: 30.01.18

учитель: Берекенова Марина Леонидовна

Тема: дружбы в произведении Л.Н.Толстого  « Два товарища»


Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Автор УМК “Школа России”:

В.Г. Горецкий и др.

Цель урока:

Выяснить, кого можно назвать другом, что такое настоящая дружба.

Задачи урока:

учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли; 

  развивать творческое мышление школьников; 

  воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; 

  формировать умение действовать в нестандартной ситуаци

учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли; 

  развивать творческое мышление школьников; 

  воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; 

  формировать умение действовать в нестандартной ситуаци

Предметные: учить определению главной мысли произведения, развивать устную речь и творческое мышление учащихся, воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Метапредметные:

- развитие умения анализировать сравнивать выделять главное;

- формирование навыков  самооценки;

 -содействовать развитию способности учащегося к решению нравственных проблем

Планируемые результаты

- находят в произведении главную мысль;

-умеют задавать и отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, поддерживать беседу;

-соотносят название произведения с его содержанием;

-выполняют задания в соответствии с поставленной целью;

- размышляют над тем, что такое дружба, кого называют  настоящим другом

Образовательные ресурсы:

Формы организации урока:

Портрет писателя, книги Л.Н.Толстого, лист настроения, презентация к уроку.

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Проверяет готовность учеников к уроку.

-Прозвенел звонок – начинается урок литературного чтения!
(слайд 1)

Предлагает обучающимся:

- Положить перед собой лист настроения и отметить, то что учащиеся  чувствуют. (слайд 2)

 

-Задает вопрос: Какие задачи мы решаем на уроках литературного чтения? (слайд 3 )

-Дополняет : (сегодня мы поговорим о настоящей дружбе)

Настраиваются на работу. Демонстрируют готовность к уроку.

Обводят в кружок смайлик с настроением в начале урока.

  -отвечают ученики: (читаем, думаем, обсуждаем, знакомимся с новым произведением, определяем тему и главную мысль произведения, учимся  читать бегло и выразительно)

2.Актуализация знаний

-Организует беседу:

--Как понимаете, что такое дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

В каком словаре можно узнать значение слова?

 (слайд 4)

-ответы учеников

-ответ ученика : (В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова)

Ученик читает лексическое значение слова: (Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.)

3. Введение в тему

4.Сообщение темы урока

-Организует беседу, задает вопросы:

- Посмотрите на портрет (слайд 5)

- Какие произведения Л.Н. Толстого мы уже прочитали? (слайд 6)

-Что их объединяет?

-Что Вы знаете о Л.Н. Толстом?

- Какие качества приветствует писатель?

-Побуждает к высказыванию своего предположения:

- С каким произведением не знакомы?

 Прочитаем его. Что можно сказать по названию произведения?  О ком будет рассказ? О чем?

(слайд 7)

-отвечают на вопросы

-перечисляют произведения, которые читали

-отвечают на вопрос (автор)

- рассказывают о Л.Н. Толстом. ( написал много книг для взрослых и детей,  Жил в Ясной поляне, в соседней деревне устроил школу для бедных детей и стал их учить по Азбуке, которую сам написал, в своих небольших рассказах для детей он пишет о плохих и хороших поступках, о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе. Автор приветствует  смелость,  правдивость, трудолюбие, осуждает лень, ложь.)

-отвечают на вопросы

- высказывают предположения

5. Первичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища”

Физкультминутка

 (слайд 11)

1.-Читает слова с обучающимися хором

(слайд 8,9)

2.Организует  словарную работу:

- Чтобы легко прочитать произведение, надо подготовиться.

- Как понимаете “упал наземь”? (на землю) (слайд 10)

- Объясните значение слова притворился. 

-Побуждает к высказыванию собственного мнения, задает вопросы.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кто мог выскочить?

- Что могло произойти дальше?

- Сравним с авторским текстом.

- Читает учитель.

- Совпали ли Ваши  предположения?

-Организует физкультминутку.

« Как живешь?»

- читают слова сначала по слогам, затем целым словом.

 

 -объясняют значение выражений

-высказывают предположение

- слушают авторский текст

Выполняют упражнения

6. Вторичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища

7.Работа над средствами выразительности

8.Работа в парах

-Предлагает прочитать первый отрывок ученику:

1.Чтение текста с остановками   стр.68

 

2.Задает вопросы по тексту, помогающие понять героев.

- Где шли товарищи?

- Что с ними случилось?

- Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова обозначающие их действия.

-Организует оценочные высказывания обучающихся:

Таблица. (слайд 12)

- Что Вы можете сказать о поведении мальчиков?

- Как поступил первый мальчик? Второй?

- Какой герой больше нравится? Почему?

  Первый - положительный герой

  Второй – отрицательный(слайд13)

-Предлагает прочитать второй отрывок ученику

-Задает вопросы:

- Что Вы узнали из этого отрывка?

- Почему медведь не тронул мальчика?

-Предлагает прочитать третий отрывок:

- Какие чувства вызвал этот отрывок?

- Если бы Вы были на его месте, какие чувства Вы    бы испытали в этот момент?

-Организует работу в парах:

- Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям, обратите внимание на интонацию, знаки препинания в конце предложения.

- Можно ли этих ребят назвать товарищами?

-Задает вопрос:

- Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой назвал свое произведение “Два товарища”

- Подводит обучающихся к выводу:

- Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни

- Вот такие поучительные небольшие произведения  называются баснями.

- Чему учит нас эта басня?

Отрывок №1

-Читает ученик

-отвечают на вопросы

(1-ый мальчик: бросился бежать, влез, спрятался

2-ой мальчик: остался, упал, притворился)

-отвечают на вопросы

(один повел себя трусливо, другой находчиво)

-отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Отрывок №2 читает ученик

-отвечают, высказывают свое мнение.

Отрывок №3 читает ученик

-отвечают на вопросы

-работают в парах , читают по ролям

-отвечают на вопросы  (Нет, нельзя. Друзья  не бросают в беде.)

-высказывания учеников (Автор говорит о мальчиках с усмешкой, иронией. Вот так друзья! В беде выяснилось, что дружба не настоящая.)

 

-Читают предложение

Отвечают на вопрос (Нельзя бросать друга в беде)

-Предлагает собрать пословицы о дружбе. Организует проверку выполнения задания:

Составление пословиц о дружбе.(слайд 14)

-работают в парах, составляют пословицы из слов. Объясняют значение пословиц. Подбирают ту, которая подходит к нашему произведению.

(Нет друга ищи, а нашел береги. Друг познается в беде. Когда нет друга и свет не мил.

9. Итог урока

10.Рефлексия

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью;

-Давайте обобщим какими качествами должен обладать  настоящий друг?

Организует игру:

-1.Игра «Ромашка»

-Молодцы, давайте вспомним , какие мы перед уроком ставили задачи?

-Справились с задачами?

Над каким произведением работали на уроке? Кто автор? Чему учит эта басня?

-А у Вас есть  друзья? Можно ли назвать их настоящими друзьями?

-Давайте теперь посмотрим как много у нас в классе настоящих друзей?

- Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды. (слайд 13)

- Учитель предлагает положить перед собой листок настроения:

Наш урок подошел к концу, обведите в кружок  смайлик, который отражает Ваше настроение, с которым Вы заканчиваете урок.

 - У кого оно улучшилось?

- Учитель благодарит за сотрудничество. (слайд 16)

 

-ответы учеников

-ученики  играют:(достают лепестки, на каждом из них написано слово, выбирают то, без которого дружба состояться не может, составляют цветок дружбы (качества ,которыми должен обладать настоящий друг)

-Обучающиеся отвечают:(“Два товарища”, Лев Николаевич Толстой, Не бросать друзей в беде)

 

-Составляют дерево дружбы, звучит песня «Настоящий друг»

-обводят смайлик и комментируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения, 2 класс "Л. Толстой. Косточка"

Технологическая карта урока во 2 классе, литературное чтение, УМК "Гармония", может быть использован в любом УМК....

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...