Программа предметного модуля по русскому языку и литературному чтению "Я и моя речь" 2-4 класс по ФГОС
рабочая программа по чтению на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

Программа предметного модуля по русскому языку и литературному чтению 2-4 класс по ФГОС "Я и моя речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moya_rech_modul_.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Поэтому разработана программа образовательного модуля «Я и моя речь» для учащихся 2-4 классов .

Основу данного модуля составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа модуля «Я и моя речь» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Отличие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача. Для этого нужно учащемуся открыть  для себя русский язык, который поможет научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть для себя язык – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «русский язык».В программе курса модуля реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на  34 учебных недель в году – 1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 2 - 4 классы

Форма учебной работы: разновозрастная.

       Программа данного курса модуля позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа модуля «Я и моя речь» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; развития у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; реализации творческих способностей.

Задачи:

  1. Развивать у учащихся умение содержательно, грамматически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
  2. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  3.  Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

   и т.д.);

-  замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы  и приемы

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):

  • словесные (устное или печатное слово);
  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)

  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
  • проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):

  • создание ситуации успеха в обучении;
  • использование игр и игровых форм организации деятельности;

Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):

  • творческие задания;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуаци;

Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):

  • устный контроль;
  • письменный контроль.

      Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
  • воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
  • вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Изучение модуля развивает следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Содержание программы

2-й, 3-й, 4 -й классы

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятий

Задачи

Кол-во

часов

Результат

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

Формируется звуковая культура речи.

2.

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Познакомить с приемами конструирования загадки.

1

3.

Сочинение скороговорки.

Учить сочинять скороговорку.

1

Научились сочинять скороговорку.

4.

Сочиняем считалку.

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Узнали секреты считалки.

5.

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

Обогатить словарный запас учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

6.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

Узнали о происхождении слов.

7.

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

1

Обогащается словарный запас.

8.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Познакомить с фольклорными  жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

1

Научились иллюстрировать пословицы.

9.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Сочинить стихи по заданной рифме.

1

10.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

11.

Сочинение сказки по серии картинок.

Сочинить сказку по серии картинок.

1

12.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

1

Познакомились с понятием речь.

13.

Составление предложений из отдельных слов.

Научить составлять предложения из отдельных слов.

1

Научились составлять предложения.

14.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Выделить признаки предложения.

1

Научились выделять признаки предложения.

15.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

1

Познакомились с признаками текста.

16.

Текст. Тема текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Узнали что такое тема текста.

17.

Сочинение по плану «Моя бабушка».

Написать сочинение на заданную тему.

1

18.

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

19.

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

Написать сочинение на заданную тему.

1

20.

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

Научатся

сочинять рассказы.

21.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на предложения.

1

Научатся делить текст на предложения.

22.

Восстановление деформированного текста.

Учить восстанавливать деформированный текст.

1

Научатся восстанавливать деформированный текст.

23.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Написать сочинение на заданную тему.

1

25.

Слова – близнецы (омонимы).

Познакомить учащихся с группой таких слов.

1

Обогащается словарный запас.

26.

Слова – друзья – (синонимы).

Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.

1

Обогащается словарный запас.

27.

Антонимы.

Расширить представление учеников об антонимах.

1

Обогащается словарный запас.

28.

Работа со словом и словарями.

Учить работать со словарями.

1

Обогащается словарный запас.

29.

Ознакомление с понятием «изложение».

Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения.

1

Познакомятся с понятием изложение.

30.

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам.

1

Научатся писать изложения.

31.

Обучающее изложение.

Учить писать изложения.

1

Научатся писать изложения.

32.

Творческое изложение.

Учить писать творческое изложение.

1

Научатся писать изложения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

1

проверят свои знания.

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

Всего

34

Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными  умениями:

-овладевать  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

-составлять тексты в устной и письменной формах;

- понять тему сочинения, раскрыть её;

- передать в своём сочинении определённую идею;

- собирать и отбирать материал для сочинения;

- составлять план своего рассказа;

- правильно, логически последовательно выражать свои мысли.

-обогащать жизненный опыт;

- активизировать словарный запас.

Курс модуля является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру  и т.д.

Требования Стандарта  задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и  метапредметных  результатов освоения о программы.

К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:

-гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;

- сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;

-понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;

- уважать чужое мнение; обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- уметь  слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-уметь  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные,  коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

- находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь  организовать  собственную деятельность;

- планировать, контролировать и оценивать свои  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использовать  речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  использовать  различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Формы подведения итогов:

-праздник читательских удовольствий,

- составление сборников творческих работ и презентация детских книг,

- подбор материала и выпуск газет к предметной  неделе гуманитарных наук

-выступления перед воспитанниками детского сада,

-школьные и районные смотры юных талантов и др.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические условия реализации  программы  должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований:

- санитарно-гигиенических норм;

- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места);

-пожарной и электробезопасности;

- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

-создания и использования информации: письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет;

-создания материальных объектов, в том числе  произведений искусства; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

-планирования учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

-проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.

Контрольная часть

    Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ олимпиадных заданий , конкурсов («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ»), заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.

Целей этих работ несколько:

  • стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
  • создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;
  • формировать ключевые компетентности младших школьников.

    Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.

Контрольно – измерительные материалы:

 Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут. 

Олимпиадные задания.

Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность 45 минут.

Диагностические методики:

Таблицы «Речевые компетенции».  

Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции за определенный период изучения тем спецкурса. Такие таблицы заполняются на группу обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия. Таким образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в целом.

Обозначения: + - хорошо развит, + -  -недостаточно развит, - - не развит.

Работа с картами речевой активности

Важно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Одни дети разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать. Речевая активность этих детей различна и на занятиях. Одни ребята постоянно тянут руки, выражая свое желание отвечать, даже когда не знают или не очень хорошо знают изученный материал. Другие поднимают руки изредка, когда учитель ставит действительно интересный вопрос. Иногда можно использовать для фиксирования речевой активности детей, следующие карты, которые заполняются педагогом по результатам изучения определенной темы (либо занятия). Приведенная ниже заполненная карта, позволяющая конкретно и в целом представить речевую активность класса,— одна из возможных форм фиксации наблюдений.

Римскими цифрами обозначены ряды парт, арабскими  -  ученики;

х  -  краткий ответ, *  -  развернутый ответ.

     

 Методы оценки уровня развития речи младших школьников (Методика «Выяснение пассивного словарного запаса», Методика «Определение активного словарного запаса»).

Ожидаемые результаты

   а) конкретные ожидаемые результаты:

  • повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
  • психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
  • оформление методических рекомендаций по теме программы.

   б) результаты детской продуктивной деятельности:

  • словотворчество учащихся;

Дальнейшее развитие программы

         В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства  и опыта программ и методик по развитию речи

 учащихся.

Предполагаемое использование результатов реализации программы

Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.

        Программа «Секреты речи» формирует основы художественных и речевых знаний, вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной, эмоциональной речи, помогает осмыслению значения языка как орудия общения и понимания окружающего мира.

Литература

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
  4. Введенская Л.А. пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  3. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.
  4. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
  5. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  4. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
  6. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Использованная при составлении данной программы:

  1.  Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
  2.  Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
  3. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
  4. Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. -  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению

План и материалы для проведения предметной недели в начальной школе...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку "Удивительный мир слов"

Рабочая программа предметного курса по русскому языку "Удивительный мир слов"...

самоанализ предметной недели по русскому языку и литературному чтению

В даннном материале представлен самоанализ мероприятий по русскому языку и литературному чтению...

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"

Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...

Справка по итогам проведения предметной декады по русскому языку и литературному чтению

В соответствии с планом методической работы на 2015-2016 учебный год школьным методическим объединением учителей начальных классов с 12 по 22 января была организована и проведена предметная декада рус...

Программа предметного кружка по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Ос...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...