Применение технологии творческого чтения на уроках литературного чтения
материал по чтению на тему

Боронина Надежда Викторовна

Описание опыта работы по теме"Технология творческого чтения". Приведены технологии и приёмы. которые помогают повысить интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Чулковская ООШ  Борониной Н.В

 Применение технологии творческого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.                                                 

     Тему «Технология творческого чтения в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

      В последнее время для многих педагогов и родителей стало очевидно, что дети потеряли интерес к чтению, так как появилось множество других источников знаний. Их увлечение строится на компьютерных играх, бессодержательных мультфильмах, что ведёт за собой скудность активного словаря у детей, неразвитую письменную и устную речь. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить высказывать свои мысли, аргументировать, сочинять, излагать содержание прочитанного. Развивать эти способности, создать у ребёнка позицию активного читателя - важная задача, которая стоит перед педагогом.

     Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.

     Работая в школе 24 года, я постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно; создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую учащихся к самостоятельности; помогаю преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; стремлюсь повысить самооценку личности школьника и создаю условия для развития творческих способностей. Ведь основная цель обучения – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

     Инновационный подход позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу. Как же правильно построить современный урок?  Можно создать все необходимые условия для обучения учащихся, но познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнавать. Как же сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом команды класса? Одна мудрость учит нас: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Можно сделать вывод: чтобы вести урок по инновационным технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

     А что же такое сотрудничество? Во-первых, на уроке необходимо дать ребенку возможность высказаться. Ребенок должен понимать, о чём его спрашивает учитель. Именно такие  уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге, прививают любовь к чтению.

     Каждому учителю хочется, чтобы уроки  чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика. Однако, несмотря на усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому я стараюсь использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Но для слабо читающих учащихся это вызывает затруднения. И они выпадают из работы всего класса. С этой проблемой столкнулась и я. В моём классе оказалось несколько таких ребят. Мне пришлось задуматься, как же организовать уроки, чтобы слабо читающим ученикам хотелось многократно читать текс и не терять их внимание во время урока.

     Такие дети не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает их учитель. Пока ребёнок не проговорит и не повторит, он не понимает ничего. Поэтому в структуре урока должна быть  дана возможность детям говорить, а это и есть творчество. Часто прошу: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помогите, найдите ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать или помогать, тогда и поймут, о чем идёт речь. При  высказывание  своего мнения используют в речи фразы: «По - моему…», «Я считаю…», «Я думаю…» и т.п.

     Вот некоторые технологии и приёмы, которые я использую в моей педагогической практике:

 - первичное ознакомление с текстом произведения на основе эталона (текст читает учитель, использование аудиозаписи профессионально чтеца или чтение подготовленного ученика);

- чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту;

- творческое дополнение или изменение  конца произведения;

- подбор музыки к произведению, определить её характер и настроение;

- чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;

- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

-  составление загадки о произведении или его персонажах;

- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

- составление словесного плана или плана в виде рисунка;

- нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;

- поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя;

- рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе;

- чтение по ролям;

- выделение рифм, обращений;

- групповая работа по заданию, работа в парах;

- литературные игры;

- творческий пересказ.

     Такие задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

     На уроках литературного чтения дети часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. В соответствии с планом текста можно разбить все рисунки по группам. Затем ученики угадывают, к какой части текста подходит данный рисунок. Часто рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал, ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина.

      К инновационным технологиям относится групповая работа. Дети объединяются в группы, и каждая группа получает свою определённую задачу. Ребята с большим интересом  читают  произведения по ролям, готовят мини спектакли по прочитанным произведениям. Каждый артист учит сою роль, старается выразительно прочитать, передавая характер героя. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. В такую творческую работу включены все ученики класса и слабо читающие, и те, кто испытывает затруднения в пересказе текста. Благодаря такому подходу, у слабых ребят стало получаться заучивать стихи наизусть и стремление читать их выразительно. За время подготовки ребятам приходилось несколько раз перечитать текст и пересказать его, представить героев и их характеры, окружающие их картины.

     Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является и метод проектов. Работа над проектами процесс творческий, развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Ученики  2 класса с большим интересом выполняли проект по разделу «Из детских журналов», итогом работы стал выпуск стенгазеты со стихами и иллюстрациями к ним.  Так  мы инсценировали русские народные сказки: «Репка», «Колобок», « Теремок», которые готовили для новогодних праздников.

     К активным методам можно отнести и творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение произведения. Нравиться учащимся и пересказ от имени разных героев. Ребята  понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ.

     Давно использую на уроках метод литературной игры. Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности человека. Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды ,отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов и т.д.  Такие игры поострены на словесном материале и разделяются следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами; литературные викторины.(Презентации-викторины «Сказки А.С.Пушкина», «Путешествие по сказкам» и т.д.  В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке.

      В последние годы, как новое техническое средство, на уроках стали активно внедрять ИКТ. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении, сделав его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.

     Опыт работы показывает, что уроки литературного чтения, включающие творческую работу с детьми, способствуют не только развитию читательских умений и интереса к чтению, но и проявлению более высокой самостоятельности учащихся. Дети на таких уроках более открыто стали сопереживать героям, изменяется отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Более ярко проявляется способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации, способность находить выход из затруднений, что очень важно для повседневной жизни.

     Инновации - это важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса. Все описываемые инновационные технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение о прочитанном, делать выводы и обобщать. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...