Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Алексей Пантелеев "Главный инженер".
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Елена Владимировна Резанович

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Алексей Пантелеев

 "Главный инженер".

Тип урока: комбинированный.

Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме Алексей Пантелеев

 "Главный инженер".

Тип урока: комбинированный.

Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма.

Задачи: 

  • формировать коммуникативную компетентность (аспект – публичное выступление) и информационную компетентность (первый уровень, аспект – извлечение вторичной информации) через работу с текстом;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности;
  • воспитывать культуру учебного труда, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.

Программа: УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока

I. Орг. момент

1. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте ребята.

– Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.

– Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.

II. Актуализация знаний.

– Какое историческое событие произошло в период с 1941–1945 год? (Великая Отечественная война)

– Почему она так называлась? (Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разных организаций, участвовали и взрослые и дети.)

– С кем сражался наш народ?

III. Введение в тему.

– Эпиграфом урока я взяла слова А. Невского: «Кто с мечом к нам  придёт, тот от меча и погибнет»

– Как вы их понимаете? (Кто придёт к нам с войной, тот получит от нас достойный отпор. Немецкие войска без предупреждения напали на нашу страну , но не смотря на это в этой войне победил наш народ.)

– Прочитайте тему урока.

– Что бы вы хотели узнать по теме? (Почему автор в начале  рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?)

– Сегодня на нашем уроке мы продолжим  знакомиться с историческим прошлым нашей Родины, обогатим свои знания по этой теме; продолжим знакомиться с творчеством А. Пантелеева и А.Дейнеки.(просмотр презентации об авторе)

VI. Слушание 2 части рассказа - запись(Пересказ 1 части рассказа Алексея Пантелеева «Главный инженер».)

– Где происходит действие рассказа? (Действия рассказа происходит в Новой Деревне, которая расположена около города Ленинграда.)

– Рассказ написан в 1942 году. Пантелеев описывает ноябрь первого года войны, суровый и страшный период блокады Ленинграда. Ленинград представлял собой ужасающее зрелище. В городе царили голод и холод, его постоянно бомбили. Но город выстоял.

– Что изменилось в жизни Новой Деревни с приходом войны? (Военные действия сразу изменили облик деревни. «Около их дома – за огородами был пруд. На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь батарея открывала огонь по немецким бомбардировщикам. От этого огня в домах давно уже не осталось ни одного стекла– окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.» Можно сказать, что деревенские жители оказались в непосредственной близости от фронта.)

– Как изменились интересы мальчишек и их поведение? (Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, ребята быстро выясняют про устройство и работу батареи во всех подробностях.)

V.Проверка Д.З.(пересказ по цепочке)

– Осталось хоть что-то детское в этих мальчишках после того, как в их деревню пришла война

– Радуются ли ребята обильному снегу, чем ещё, кроме наблюдения за батареей им интересно заниматься? (Война наложила на мальчишек неизгладимый след: им значительно интересней вылепить из снега зенитную батарею, а не снежную бабу.)

– К какой беде, чуть не привела такая, безобидная на первый взгляд, игра детей?

– Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? (Дети понимают, что их детская неосторожность чуть не стала причиной трагедии, они готовы понести наказание за эту выходку. Леша полностью осознаёт свою вину и понимает взрослые законы войны, он не злится на Вдовина за то, что тот сообщил зенитчикам его адрес; он понимает, что его выходка заслуживает сурового военного суда, трибунала.)

– Какие чувства должен был испытывать Лёша накануне предполагаемого ареста? (Война вынуждает детей становиться взрослыми, в полной мере нести ответственность за последствия своих по-детски не обдуманных поступков: «Он чувствовал себя действительно виноватым.» Самое же сильное чувство пожалуй, – это чувство ожидающего позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.» Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или помощи врагу.)

IV. Работа в группах:

1. Поставить небольшую сцену (зарисовку ) прочитанного текста;

2. Нарисовать обложку рассказа.

3. Написать аннотацию к рассказу.

VII .

2. Чтение по цепочке 5-7 частей.

3. Физ. минутка

Работа в группах.

  1. группа

1.Найдите в тексте описание внешности полковника?

2.Найдите в тексте подтверждение, что Лёша не пытается свалить свою вину на других, что он понимает, что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню?

3.Для чего, по мнению полковника, нужны фальшивые сооружения, которые вылепили из снега Лёша и его друзья?

Работа в группах.

  1.  группа

1.Найдите в тексте, что предложил строить Лёше полковник?

      2.Найдите в тексте, кто из героев вместе с Лёшей выполнял задание полковника?

      3. Достойно ли Лёша вёл себя, беседуя с полковником?

VIII. Выступление групп.

IX. Работа по содержанию.

– Достойно ли Лёша вёл себя беседуя с полковником?

(На допросе у полковника Лёша изо всех сил пытается вести себя по– взрослому, достойно: «Только бы не заплакать»– ещё раз подумал Лёша и шагнул через порог.» Он не пытается приуменьшить свою вину или свалить её на других. С другой стороны, мальчик не бравирует своей храбростью и безрассудством, он и в самом деле понимает , что чуть не сгубил и зенитчиков, и родную деревню. Вероятно, по тому полковник просит именно Лёшу стать «главным инженером» по строительству ложных объектов, фальшивых зенитных батарей, которые необходимо сделать настолько точно и тщательно, чтобы противник принял их за настоящие военные сооружения.)

– Какие качества  Лёши помогли ему справиться с заданием? (Помимо качества лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой, способностью нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.)

– А сейчас ответим на вопросы которые мы поставили в начале урока (разрешение проблемы).

– Почему автор в начале и в конце рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?

– Какой приём он в данном случае использовал: сравнение или контраст?

(Рассказ начинается и заканчивается практически одинаково. О немецком лётчике автор пишет с насмешкой «Видели мы и фотографию этого отважного лётчика. До чего же, вы знаете, глупое, самодовольное и счастливое лицо у этого прославленного героя…» Автор в восторге от того, что такая несложная военная хитрость, придуманная простыми мальчишками, смогла обмануть « прославленного лётчика» и «отличного разведчика», а в месте с ним – и германских военных начальников. Очевидно, автор рассказа противопоставляет фашистских профессионалов-убийц и наших людей, обороняющих родную землю, пользуясь приёмом контраста. Про Буша он говорит «Где он теперь, этот Фридрих Буш?; про Лёшу: « А Лёша Михайлов жив , здоров, по-прежнему живёт в Новой Деревне и учится уже в 9 классе». Алексей Пантелеев использует приём контраста, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на всё самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников Родины. Недаром автор с гордостью пишет о Лёше и его товарищах. Такие произведения, как «Главный инженер», помогали людям пережить ужасы войны, продолжать надеяться на лучшее, на победу.)

X. Работа по картине А. Дейнеки «Окраина Москвы».

– Даже в условиях тяжелейших испытаний художники не падали духом. Не отгораживались от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук.

Напротив, кисть, перо и карандаш в их руках стало грозным оружием борьбы с врагом.

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряжённые и драматические произведения «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы».

- Картина «Окраина Москвы» написана в ноябре 1941 года, в тот самый год, в котором происходит действие рассказа.

Рассмотрите репродукцию картины «Окраина Москвы».

– Что такое торчит из снега? (Это противотанковые «ежи». Рельсы вбивали в землю, чтобы вражеские танки не смогли проехать.)

– Судя по этим защитным сооружениям – «ежам» –, понятно ли, что враг подошёл совсем близко к Москве?

– По каким ещё приметам видно, что война подступила совсем близко к самой Москве? (Разрушенные бомбами здания, выбитые стёкла, пустынные, безжизненные улицы. Можно сказать, что поскольку Москва готовилась к обороне, с её окраин было эвакуировано всё население, небо окрашено отблесками далёких разрывов.)

Выделите с помощью рамки вертикальный фрагмент с грузовиком.

– Создается ли впечатление, что жизнь, несмотря на войну, идёт полным ходом? (В этом фрагменте грузовик оказывается почти в центре. Он представляется большим и значительным, наполняет улицу звуками, создаёт ощущение движения, жизни.)

Уберите рамку и снова посмотрите на картину.

– Что на переднем плане? Где теперь грузовик? Как же художнику удалось передать атмосферу напряжённой тревоги? (Глядя на картину, создаётся впечатление, что грузовик сейчас уедет и улица совершенно опустеет, станет совсем безжизненной, застывшей в тревожном ожидании. Атмосферу напряжённой тревоги усиливает и серое глухое небо, нависающие над городом тучи , конечно же, торчащие из снега заградительные «ежи».)

– Это по сути дела новый тип пейзажа, вобравший суровый и героический дух того времени. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к обороне города.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными «ежами», опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли в ожидании часа решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать сумерки неба, уже окрашенного отблесками далёких разрывов. Стремительный бег прыгающего по ухабам грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишён людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют.

XI. Работа в парах. (Компетентностное задание).

Задание

На карточке записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

рис.2

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

(Выделенное слово «Победа»)

XII.Домашнее задание.

Стр. 130–146, ответить на вопросы

  • Составить план рассказа
  • Приготовить викторину
  • Выполнить иллюстрации

XIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какое открытие для себя сделали?

 Рефлексия.

– Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. ( ребята кидают кубик и коментируют свой ответ)

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.

– Спасибо всем. Урок окончен.

                                   Список используемой литературы.

  1. Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие.– М.: Академкнига/Учебник, 2009.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч.– М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием 

(составляет, проверяет и исправляет содержание)

издания (книги, журнала, газеты и т. п.).

Вёрстка-  Подготовка макета печатного документа.

 Расположение текста, иллюстраций, заголовков, фона...

Корректор - Специалист, проверяющий орфографию и пунктуацию в текстах газет, журналов, книг.

Его задача - исправление ошибок различного рода с помощью словарей и энциклопедий .

Художник-иллюстратор оформляет печатные издания.

Это может быть разработка дизайна книги, журнала или создание серий тематических иллюстраций

Автор-создатель какого -нибудь произведения.

Реда́ктор

Вёрстка

Корректор

Художник

Автор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Тема А. Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом А. Дейнека «Окраина Москвы».

Урок литературного чтения Программа: УМК «Перспективная начальная школа».      Тема А.  Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Конспект открытого урока по чтению, проведённого в 4 классе КСШ. Тема: Алексей Николаевич Апухтин «Просёлок»

Тема: Алексей Николаевич Апухтин«Просёлок» Цели: – познакомить учащихся с творчеством А.Н. Апухтина;– учить детей сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.&ndash...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Алексей Пантелеев Главный инженер. УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа А.Пантелеева «Главный инженер»; знакомство учащихся с рассказом Алексея Пантелеева «Г...

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...