Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа ХХI века"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бочкова Светлана Гансовна

Тема "Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

Тип урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: изо, музыка, русский язык

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературное чтение 3 класс24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения  3 класс УМК «Школа 21 века»

Учитель начальных классов Бочкова С.Г.

Тема: Лирическое стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Учить описывать картины, которые рисует автор лирического текста, слышать звуки
  • Продолжать учить выразительно читать стихотворение
  • Продолжать развивать устную и письменную речь обучающихся

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять жанр литературного произведения
  • Составлять настроение лирического героя
  • Читать стихи выразительно

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • Строить речевое сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • Осуществлять контроль, коррекция, и самооценку деятельности.
  • Анализировать текст, работать с информацией, соотносить образы из стихотворения с музыкальными фрагментами  и цветными карточками.

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению лирических произведений

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, русский язык «Лексическое значение слов»

Ресурсы:  презентация к уроку, набор цветных карточек, фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений , аудиоприложение

Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, обучение в сотрудничестве

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Учитель создает положительный эмоциональный настрой на работу на уроке, предлагает высказать пожелания себе и одноклассникам, чтобы урок был интересным

 

  • Высказывают пожелания и советы.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает разгадать загадку:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

Предлагает сформулировать тему урока, определить жанр литературного текста.

  • Предлагает прочитать информацию в учебнике на стр.122, найти название раздела, определить, что будем изучать .
  • Предлагает назвать учебную задачу  урока.
  • Предлагает назвать критерии выразительного чтения.
  • Отгадывают загадку.
  • Определяют тему урока   «Осень», высказывают  предположения о жанрах изучаемого  произведения. Обсуждают и дополняют.
  • Проверяют свои предположения, находят информацию в учебнике( раздел, тема, автор, жанр произведения, название).
  • Формулируют учебную задачу: выразительно читать стихотворение, отражая настроение лирического героя.
  • Называют критерии  выразительного чтения( темп, настроение, эмоции, ритм, громкость, тембр,  логические ударения, эпитеты итп)

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает закрыть глаза, глубоко вздохнуть, представить себя в осеннем лесу.
  • Предлагает дать характеристику понятию «осень», составить схему на доске.

(осень – дождливая, холодная, красивая, скучная, печальная итп)

  • Предлагает послушать стихотворение Ф. Тютчева в аудиозаписи и определить , как автор относится к осени. Описать , какую картину осени представили.
  • Предлагает подумать, почему автор называет осень «дивной».Найти ответы в тексте.
  • Предлагает прочитать первую строфу, найти непонятные слова.
  • Организует работу в паре. Предлагает найти эпитеты и объяснить их лексическое значение.
  • Предлагает прочитать вторую и третью  строфу, найти непонятные слова.
  • Организует работу в паре. Предлагает найти эпитеты и олицетворения,  объяснить их лексическое значение. Найти примеры звукописи.

  • Предлагает определить настроение в каждой строфе. Выбрать цветную карточку, характеризующую эмоции  каждого четверостишия.

(1 строфа – блестящий переливающийся цвет

2 строфа – желтый или зеленый

3 строфа – синий)

  • Обучает приемам выразительного чтения

  • Предлагает заполнить лист самооценки в парах ( см. лист самооценки)

  • Предлагает определить, какой музыкальный отрывок подойдёт к этому стихотворению: Шопен «Ноктюрн №2», Бородин «Богатырская симфония» главная тема, Глинка «Плясовая». Организует работу в группе.

  • Выполняют задание.
  • Приводят примеры прилагательных, характеризующих осень.

  • Слушают стихотворение, рассказывают , какие картины осени представили.

  • Высказывают предположения, обсуждают. Приводят примеры однокоренных слов к слову «дивный», подбирают синонимы.
  • Читают первую строфу про себя.
  • Находят эпитеты( первоначальной, хрустальный, лучезарны). Проводят лексическую работу под руководством учителя. Находят олицетворения, объясняют .
  • Читают 2 и 3 строфу. Анализируют, обсуждают. Работают в паре.

  • Определяют настроение лирического героя в каждой строфе. Выбирают цветную карточку, обсуждают, объясняют свой выбор.
  • Составляют схему стихотворения: что изображает автор, какое настроение выражает

  • Делают разметку текста, отмечают паузы и логические ударения, проговаривают интонацию. Читают в парах, оценивают выразительное чтение. Заполняют лист самооценки выразительного чтения.

  • Слушают три музыкальных фрагмента разных по характеру.
  • Обсуждают, высказывают предположения, доказывают. Выбирают подходящий по характеру музыкальный фрагмент. Работают в группе.

Физкультминутка (проводится перед слушанием музыкального фрагмента)

Подведение итогов

  • Предлагает обсудить впечатления от урока
  • Предлагает определить, какие умения формировались на уроке
  • Рефлексия. Предлагает дать самооценку деятельности на уроке, создавая неологизмы из двух слов (всё, хорошо, отлично, чудесно, славно, здорово)
  • Предлагает выбрать домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть; 2) дополнительно – нарисовать иллюстрацию к стихотворению
  • Анализируют впечатления
  • Называют умения: читать стихи выразительно, определять настроение лирического героя, находить эпитеты, олицетворения
  • Дают самооценку деятельности, создавая неологизмы (чудославно, всеотлично и т.п.)

Лист самооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ….

Слушателям понятно то, о чём было прочитано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века" "А. А. Блок. "Россия"

ТемаА. А. Блок. «Россия»Цели Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысл...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века"  с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перече...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Э. Шим "Белка и Ворон". Е. Трутнева "Осень" УМК "Начальная школа XXI века"

Знакомство с произведением Э Шима "Белка и Ворон": самостоятельное чтение учащимися текст, анализ сказки, чтение по ролям, характеристика героев.Знакомство со стихотворением Е. Трутневой "Осень": рабо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...