Урок внеклассного чтения "Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой»
методическая разработка по чтению на тему

Данный учебно-методический материал может быть использован в начальной школе на уроках внеклассного чтения и при проведении внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Тема: «Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой»

Цель: организовать деятельность обучающихся с целью изучения жизни и творчества Анны Николаевны Корольковой.

 

Планируемые результаты: младшие школьники узнают особенности жизни и  творчества А.Н.Корольковой;  научатся выявлять особенности волшебной и бытовой сказки; смогут развивать творческие умения; получат возможность сформировать эмоционально-ценностное отношение к родному языку.

Оборудование:  книжная выставка «Сказочный мир А.Н.Корольковой»; презентация PowerPoint  «Сказители земли Воронежской»; портрет А.Н.Корольковой; запись фрагмента оперы Римского-Корсакова  - тема « Ночь»; задания для групповой работы, высказывание А.С.Пушкина; костюмы для драматизации сказки «Чья лень больше?».

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Доскажи словечко»

Что за гостья к нам пришла?

Волшебство в ней, чудеса.

Отвечайте без подсказки

Речь идет о русской …

(СКАЗКЕ).

2. Повторение изученного материала

( Звучит фрагмент оперы Римского-Корсакова , тема « Ночь»).

На море, на океане.

На острове Буяне

Чудо-дерево стоит,

Златыми листьями горит.

По древу кот Баюн ходит,

Время не зря проводит.

Вверх идёт – песню поёт,

Вниз ступает – сказку слагает.

Это присказка велась.

А вот сказка началась…

- Волшебный, удивительный мир открывает перед нами сказка. Чудо начинается с присказки. Умелый сказочник с самого начала обещает занимательную историю. А дальше вместе со сказочником мы уносимся воображением в подземные царства, в поднебесную высь, попадаем в дремучие леса, опускаемся на морское дно.

Произведения сказочников восхищают и завораживают нас беспредельной творческой фантазией и мудростью, они поражают и проникают в душу.  Талантливые рассказчики встречаются крайне редко, они подобны самородкам

  Кто из сказочников, рожденных на Воронежской земле, вам уже известен?

III. Самоопределение к деятельности

Работа с книжной выставкой «Сказочный мир А.Корольковой»

- Знакомы ли вам сказки, представленные на  выставке?

- Ярок богат и многообразен мир сказок, представленный на этой выставке. Каких только сказок здесь нет! Одни сказки хорошо знакомы вам с детства: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка», «Сивка-бурка», С другими («Василий Бессмертный», «Птичий язык», «Еруслан Лазаревич») вам только предстоит познакомиться. Каждая из этих сказок – настоящее  сокровище родного языка. А сохранить эти жемчужины устного народного творчества удалось благодаря  простой женщине из воронежского села  - Анне Николаевне Корольковой. Ее сказки стали известны поистине за тридевять земель от родного края. 

IV. Работа по теме занятия

. Комментированный просмотр презентация PowerPoint  «Сказители земли Воронежской»

    Жизнь  Анны Николаевны Корольковой можно сравнить с теми сказками, которые она, маленькая любознательная девочка - батрачка с любовью и жадностью слушала, запоминала, а затем рассказала всему миру. Жизнь известной сказочницы длинна, богата, многогранна…Она была наполнена лишениями и бедами, радостью и победами, вдохновением и безраздельной любовью людей, покоренных ее даром… Закончившая один класс церковно – приходской школы, не умевшая писать, она стала членом Союза писателей. Её сказки издавались не только в нашей стране, но и в Японии, Чехословакии, Германии, Болгарии. Волшебство, да и только!

   А кто же лучше самой сказительницы сможет поведать нам эту удивительную историю?

   «Жизнь моя большая, восемьдесят лет, а с чего начать - ума не приложу. Зачну, как та старуха: взяла краюшку с полицы, глядит - с этого боку подгорелая, с другого поджаренная. Вот задумалась: как же её почать? А старик говорит: «С верхнего конца, какая с горчинкой, а хорошую - под конец, так-то, мол, с лаже будет». Ну, она так и сделала.

   Я эту сказку давно слышала.

     Когда я была в детстве, их, сказки эти, только и рассказывали. Люди ведь тогда дюже бедно жили: ни избы-читальни, ни библиотеки, ни кино. Про это и слуху не было. Вот детям сказки рассказывали, чтобы не баловались. Вечером- кто чулки вяжет, кто мотки мотает, кто заплатки кладёт, ну, а нам - сказки. Положит нас бабка на печи и давай сказывать. Они разные были: детские и взрослые, и шуточные, и былины про разных про богатырей. У меня память была большая, я всё запомнила.

     А родилась я 15 февраля 1892 года в Воронежской губернии, Бобровский район теперь, село Старая Тойда, в семье крестьянина-бедняка.

    Мой дедушка Устин Сергеич остался без отца сиротой. Ему восьми не сравнялось - отдала его мать слепых старцев водить. Он их до четырнадцати годков водил, старцы стихи пели, а народ подавал. Вот этим кормились. После он в своём же селе в работники нанялся, и так дожил до девятнадцати лет. Его женили, взяли мою бабушку за него, у ней ни отца, ни матери. А слыла она в селе  замечательной рассказчицей. Тут возьми слобода-то и сгори, и они погорели. Вот с этого и жить начали. Поставили избёнку в лесу, там и жили. Как нажили корову, лошадь, поросёнка, стали моего батю женить…  

    А я в бедности родилась. Восемь годочков сравнялось - меня в няньки отдали, недалеко, к нашему же крестьянину, к старому старику. У него две снохи, у одной - трое, у другой - двое, ну самые маленькие. Бабы промеж себя часто из-за меня ругались. Эта говорит: «Ты, говорит, моего дитя жалей дюжее!» А та: «Нет, моего!»

  Вот так-то раз мою я пол у судницы, скоблю там возле лоханки, - входит этот самый Степан Иваныч, старый старик (он говорил, что другой; век живёт). Ну, вот входит да на меня:

- Экая девка, всё моет да скоблит! Не красна изба углами, красна пирогами, а сходка - головами,.. А вы чего шуршите? - Это на баб-то.

Старшая сноха:

- Да как же, батюшка, не шуметь-то? Она, Анютка, моего мальчонку не жалеет.

И другая - то же.

- И-их, оглашенные! - палкой стукнул. - Вы хоть бы раз поругались, кто няньку дюжей жалеет, ведь она тоже дитя, ей восемь годочков!

Мне тогда грустно сделалось, я заплакала. А он:

- Не плачь, - говорит, - Анка, приходи на пчельник, я сказку скажу. Может, про ковёр-самолёт, а то - про колдунью...

Ну вот, стала я ходить. Побежим к нему с ребятишками на пчельник, а он нам сказывает. Я от него много запомнила.

После в людях жила, на подёнщину ходила. Подёнщина так: как солнце всходит и пока оно сядет. На горох, на подсолнушки ходили. А тогда - покос, а тогда - рожь убирать. Вот всё так.

Бывало, работаем на покосе ай там у купца, - как дождь, мы в курень. Нас там много...

- Анютка, ты б чего рассказала!

Вот я и пошла сказки сказывать. Ну, меня любили - и девки, и ребята, и старики. И хотя была вроде неправая (ножку в детстве еще повредила), но меня никто не дразнил, не обижали. Всегда: «Анютка, к нам! Анютка, с нами!»

    А потом меня замуж отдали…

Меня замуж отдали в тринадцатом, а в четырнадцатом - война. Взяли мужа. Он сперва в Воронеже служил, потом в Бахмуче -городе. А я одна дома-то. Свёкру со свекровью, может, годов по восемьдесят. Ну, лошадёнка у нас, коровёнка, а всё равно - нужда. За солдат пособие тогда давали, семь рублей, что ли. Ох, трудно было!...

Когда революция пришла… вот мы радовались: ни господ, ни купцов, ни помещиков, барскую землю поделили - сами хозяева. И насажали мы сад, он до сей поры цел...

Вот стали колхозы строить, и мы в колхоз пошли. Мы туда лошадёнку-кобылку сдали, новый рыдван сдали, год сами поездили - колёса еще новые совсем. А кобылка эта в колхозе семь жеребят принесла,

А как в Воронеж поехали, у меня уже шестеро детишек было. Тогда недород случился, в тридцать третьем году. Это всем известно, - ну, не уродился хлебушко. Устроился муж на заводе имени Кирова. Он колёса чинил, а я вроде, стало быть, домохозяйки.

Мы в бараке жили. Я общественную работу вела - в детском саду, в яслях сказки рассказывала, а то на подарки мешочки из бумаги клеила. И меня за общественную работу премировали.

Тогда тут в Воронеже из наших из тойденских девок кой-кто жил, ну дочери мои подросли. Вот так-то соберёмся, песни играем. И я взяла да хор организовала. Сперва думала - смеяться будут над нами, как мы старинные песни играем, протяжные, плясовые, всякие. Мы на заводе выступали. А как началась финская война - так в госпиталях.

Вот в первый раз позвали, а там - раненые, обмороженные, все с костылями. Бабы мои: «Не будем выступать, ведь это что! Скажут: «Чёрт вас принёс, дураков старых, плакать надо, а они песни играют!»

Меня вызвал полковник, не помню, как его, сказал:

- Раз вас приглашают, значит, вы тут нужны. Люди печалятся, раны не заживают, а вы песню поиграете, сказку расскажете - они от своей печали отвлекутся. Плохо, что ль?

Стали мы петь раненым, они нас слушали, благодарили.

А после в школы, в сады детские стали звать. Я часто там выступала, сказки детям сказывала. Как, бывало, бабушка нам на печи, так и я. Они меня с радостью встречали, как покажусь:

- Бабушка пришла! Бабушка пришла!

И я им рассказывала разные - про Илью Муромца, про козу-стрекозу, про зеркало волшебное. Я их много знаю. Тогда и сама кой-что стала сочинять: про Папанина на льдине, про озеро Хасан.

Скоро меня в Москву вызывали, в Ярославль. Мы там пели старинные песни. Тогда кой-какие мои сказки записали, книжечку выпустили, для детей сказки. Вот так с этого пошло, много всего было.

В сорок первом, когда война началась, - по госпиталям всё с хором со своим. У нашего завода, у СК-2, госпитали были, они у первого вокзала. Меня в завком позвали, говорят:

- Анна Николаевна, соберите женщин всех-всех - в госпитали.

Мы там убирали и полы мыли и керосином койки вытирали, недели две всё готовили. А потом во всех госпиталях в Воронеже раненых обслуживали. Песни играли, я раненым сказки сказывала.

Тут стали фашисты Воронеж бомбить. Мы на то не глядим, работаем. И вдруг - эвакуация. Мы эвакуировались поздно, в сорок втором, в июле четвертого числа вышли. В городе пожар был. Эвакуировалась я в Старую Тойду, к отцу-матери. Сын - на фронте, он техник бронетанковых частей был. Там он и погиб.

Вот пришли мы в Тойду. А у нас там леса большие, река Битюг, места наши красивые, таких поискать. Я и тут, у себя в селе, хор организовала самодеятельный. Стали мы войска обслуживать.

Это тоже не лёгкое было дело - хор-то собрать.

Подхожу так-то к одной женщине, я знаю - у ней голос такой запевальный, говорю:

 - Аграфена Тихоновна, вот какое дело: как бы нам хор слепить...

Она отвечает:

- Какой хор! У меня Васька на войне, сын. Какой тут хор...

Я ей:

- Да ведь и у меня Митроша на фронте, вот мы для них и постараемся.

Двадцать три женщины собрала, стали мы по воинским частям концерты давать по вечерам. Днём-то ведь рожь убирали, а вечером - по воинским частям. Там две машины сдвинут зад к заду, и там у нас и песни, и пляски, и гармонь. Они, солдаты, на войну уходили, принимали нас хорошо. Там был полковник Тётушкин, он и сейчас жив - здоров, в Москве, генерал. Он подошёл ко мне, руку пожал, поцеловал. «Спасибо, - говорит, - за песни за ваши!»

 А как прогнали Гитлера, приехали мы сюда в Воронеж - всё разбито, всё погорело, одни стены. Стали мы жить, где Дворец пионеров прежде был, во дворе, в сарае. И отсюда на фронт ездили, когда он близко стоял. Я и там, на фронте, солдатам сказки рассказывала, они рады были.

Вот как-то один раз утром рано слышу - что такое, во дворе шум, крик.

- Победа! Победа! - шумят.

Это девятого мая было, самый День Победы.

Ну, тут все обнимались, все целовались, плакали. Да ведь что же за радость была!

С той поры я тут, в Воронеже, и работаю до сих пор. А как лето - в наши в родные леса, в Тойду, в Бел озерку, - так ведь, скажи, и тянет... Что значит - милая родина!

Старые мои подружки там меня не позабыли.

Нету на свете милей родимого места!

Вот как.»

А.Королькова

V. Динамическая пауза.  Двигательно-речевые упражнения

Мы прошли нелёгкий путь

И присели отдохнуть.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

А теперь мы из детей

Превратились в лебедей.

Полетали, покружились…

Щукой в море опустились.

В море плавать нам не сложно,

Знаем, в сказке всё возможно!

 VI. Продолжение работы по теме занятия.

1. Творческое задание «Расскажи сказку»

- Попробуйте себя в роли сказителей.  Расскажите  понравившуюся сказку А.Корольковой.

2. Групповая работа «Особенности волшебной сказки»

- Перед вами текст  очень известной сказки А.Корольковой «Финист- ясный сокол». Прочитайте сказку. Определите, к какому типу русской народной сказки она относится  (волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных).  Аргументируйте свое мнение примерами из текста.

ФИНИСТ - ЯСНЫЙ СОКОЛ

Жил да был один крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочери.

Умирая, мать дочерям своим завещала: старшей и средней - наряды да уборы, а младшей, Марьюшке, - доброе материнское слово.

- Найдёшь ты, доченька, счастье своё с Финистом - ясным соколом.

Стала младшая дочка Марьюшка хозяйство вести. Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится.

Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растёт. Собой-то Марьюшка красавица писаная.

А сестры её завидущие да жаднющие, некрасивые. Зато модницы-премодницы - весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются. Платье им - не платье, сапожки - не сапожки, платок - не платок.

Собрался отец на базар, спрашивает:

Что вам, дочки, купить, чем порадовать?

Отвечают старшая и средняя дочки:

- Купи нам по полушубку, да такому, чтоб крыт был алым бархатом, золотом расшит.

А Марьюшка сидит и молчит. Спрашивает её отец:

- А что тебе, доченька, купить?

- Купи мне, батюшка, перышко Финиста - ясна сокола.

Приезжает отец, привозит дочкам полушубки, а перышка для Марьюшки не нашёл. Едет отец в другой раз на базар.

- Ну, - говорит, - дочки, заказывайте подарки.

Обрадовались старшая и средняя дочки:

- Купи нам сапожки с серебряными подковками.

А Марьюшка снова заказывает:

- Купи мне, батюшка, перышко Финиста - ясна сокола.

Ходил отец по базару весь день, сапожки купил, а перышка не нашёл. Приехал без перышка.

Ладно. Поехал старик в третий раз на базар. Старшая и средняя дочки говорят:

- Купи нам по платью шёлковому. А Марьюшка опять своё просит:

- Батюшка, купи перышко Финиста - ясна сокола.

Ходил отец весь день, а перышка не нашёл. Едет домой, навстречу старенький старичок.

- Здорово, дедушка!

—Здравствуй, милый! Откуда и куда путь-до-Рогу держишь? 

—К себе, Дедушка, в деревню с базара еду. Да вот горе у меня: меньшая дочка наказывала купить перышко Финиста - ясна сокола, искал-искал - нигде не нашёл.

- Есть у меня такое перышко, - говорит старичок, - да оно заветное. Но для доброго человека, куда ни шло, отдам.

Вынул старичок перышко и подаёт. А оно самое обыкновенное. Едет крестьянин и думает, что в этом перышке Марьюшка нашла хорошего?

Привёз отец подарки дочкам. Старшая и средняя стали наряжаться да над Марьюшкой смеяться :

- Как была ты дурочкой, так и осталась. Воткни своё перышко в волосы да красуйся! Промолчала Марьюшка, отошла в сторонку.

А когда все спать полегли, бросила она перышко на пол и сказала:

- Любезный Финист - ясный сокол! Явись ко мне, жданный мой жених!

И явился к ней молодец красоты неописуемой. Всю ночь они беседу вели, в глаза друг другу глядели. А утром молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол в синее небо.

Три дня Марьюшка его привечала. Днём ясный сокол в поднебесье летает, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем.

Подглядели в щёлку злые сестры и наговорили на Марьюшку отцу.

- Милые дочки, - отвечает им отец, - смотрите лучше за собой.

«Ладно, - думают сестры,-мы своё возьмём». Навтыкали в раму Марьюшке острых ножей, а сами затаились и ждут.

Вот прилетел ясный сокол. Бьётся в окно, а в горницу не может попасть. Всю грудь себе изранил. А Марьюшка спит, не слышит.

И сказал тогда сокол:

- Кому я нужен, тот меня найдет. Но будет это нелегко. Тогда меня, моя невеста, найдёшь, когда три пары железных башмаков износишь, три посоха железных изломаешь, три железных колпака порвёшь.

Услыхала это Марьюшка, вскочила с кровати, а сокола уже нет. Только кровавый след на окне остался.

Заплакала Марьюшка горькими слезами, смыла слёзками кровавый след. Пошла к отцу и говорит:

- Не брани меня, батюшка. Отпусти в путь-дорогу дальнюю, искать моего жениха Финиста - ясна сокола. Жива буду - свидимся.

Жалко было отцу отпускать любимую дочку, но делать нечего. Заказала Марьюшка три пары башмаков железных, три посоха да три колпака и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать Финиста - ясна сокола.

Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса прохладою привечали. И никто Марьюшку не тронул: ни волки серые, ни медведи, ни лисицы. Все звери к ней сбегались, дорогу ей указывали.

Вот выходит Марьюшка на поляну. Видит, стоит избушка на курьих ножках, сама вокруг себя вертится. Страшно стало Марьюшке.

- Избушка, избушка! - говорит она. - Встань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть - хлеба поесть.

Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, руки на полке, а нос к потолку прирос. Увидела баба-яга Марьюшку, заворчала:

— Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка! Ты дело пытаешь, аль от дела убегаешь?

 —Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола. 

—О, красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридесятом царстве, в плену у царь-девицы. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придёшь в тридесятое царство, наймись служанкой к царь-девице. Покончишь за день все дела, бери блюдечко, клади на него золотое яичко. Оно само будет кататься, твоего милого тебе показывать. Станут у тебя его покупать - не продавай, просись Финиста - ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. Только переступила порог, слетелись совы со всех сторон, шум по лесу пошёл, потемнело вокруг. Страшно стало Марьюшке, боится шаг шагнуть.

Вдруг навстречу кот. Потёрся спинкой о Марьюшкину ногу и замурлыкал:

- Не бойся, Марьюшка. Иди вперёд. Будет ещё страшнее, а ты иди, не оглядывайся!

Сказал и был таков.

Идёт Марьюшка дальше. А шум ещё сильнее, тёмный лес ещё темнее.

Видит Марьюшка снова избушку на курьих ножках. Вокруг избушки тын, на кольях - лошадиные черепа, каждый череп огнём горит. Страшно стало Марьюшке. Она говорит: - Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть - хлеба поесть!

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом.

Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на полке, а нос к потолку прирос.

Увидела баба-яга  Марьюшку , заворчала:

- Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела убегаешь?

—Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола. 

—А у моей сестры была?

—Была, бабушка.

—Ладно, красавица, помогу и я тебе. Бери вот серебряные пяльцы, золотую иголку. Иголка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать - не продавай, просись Финиста - ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист. Огни меж деревьями горят, с места на место перебегают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака навстречу.

- Ав-ав, Марьюшка, не бойся, родная! Иди вперёд. Будет ещё страшней, не оглядывайся!

Сказала и была такова.

Идёт Марьюшка дальше, а лес ещё темней. Кусты за ноги цепляют, за рукава хватают. Идёт Марьюшка, назад не оглядывается.

А впереди снова полянка, на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнём горит. Страшно стало Марьюшке.

- Избушка, избушка! - говорит она. - Стань к лесу задом, а ко мне передом. Хочу в тебя влезть - хлеба поесть.

Стала избушка к лесу задом, к Марьюшке передом.

Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на полке, а нос к потолку прирос. Сама чёрная, а во рту один зуб торчит. Увидела Марьюшку, заворчала:

Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела убегаешь? 

—Ищу я, бабушка, Финиста - ясна сокола.

—А у сестёр моих была?

—Была, бабушка.

- Трудно, красавица, тебе будет Финиста - ясна сокола отыскать. Но ладно, делать нечего, придётся тебе помочь. Вот тебе серебряное донце, золотое веретёнце. Бери в руки - оно само будет прясть, потянется нитка не простая, а золотая.

- Спасибо тебе, бабушка!

- Ладно, спасибо потом скажешь. А теперь слушай меня: будут у тебя серебряное донце покупать - не продавай, а просись Финиста - ясна

сокола повидать!

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла.

А лес зашумел, загудел. Свист поднялся, совы закружились, гады из нор повылезли, да все на Марьюшку смотрят.

Обомлела Марьюшка. Вдруг бежит навстречу серый волк:

- Садись на меня, - говорит. - Крепче держись и не оглядывайся!

Села Марьюшка на серого волка, только её и видели.

Расстилаются перед ней степи широкие, луга бархатные. Текут реки медовые в берегах кисельных. Горы в сахарные облака упираются. А Марьюшка скачет и скачет.

Вот перед Марьюшкой хрустальный терем, крыльцо резное, оконца узорчатые. А в оконце царь-девица глядит.

- Ну, - говорит волк, - слезай, Марьюшка. Иди нанимайся в служанки к царь-девице.

Слезла Марьюшка, взяла узелок, поблагодарила волка и пошла к хрустальному дворцу. Поклонилась царь-девице и сказала:

- Не знаю, как вас звать, как величать. Не нужна ли вам будет служанка?

Отвечает царь-девица:

—Давно я ищу служанку, но такую, которая могла бы и прясть, и ткать, и вышивать.

 —Всё это я могу делать.

- Тогда садись за работу. Стала Марьюшка служанкой. День работает, а наступит ночь, возьмёт яичко и скажет:

- Катись, золотое яичко, по серебряному блюдечку, покажи мне моего милого!

Покатится яичко по серебряному блюдечку, и предстанет перед Марьюшкой Финист - ясный сокол. Смотрит на него Марьюшка и слезами заливается.

Подглядела царь-девица и говорит:

—Продай мне, Марьюшка, серебряное блюдечко и золотое яичко.

—Нет, - говорит Марьюшка, - они непродажные. Могу я тебе их так отдать, если позволишь на Финиста - ясна сокола поглядеть.

—Ладно, - говорит царь-девица, - так и быть!

Ведёт Марьюшку в дальнюю горницу, что всегда на замке была. Видит Марьюшка, спит её сердечный друг сном непробудным. Смотрит на него Марьюшка, не насмотрится. Целует в уста сахарные - спит, не просыпается сердечный друг. Не пробудила Марьюшка своего милого.

Вот снова вечер настал. Сидит Марьюшка, вышивает золотом и серебром по малиновому бархату а сама приговаривает:

- Вышивайся, вышивайся узор для Финиста - ясна сокола! Чтобы было чем ему по утрам вытираться.

Подглядела царь-девица и говорит:

— Продай, Марьюшка, мне серебряные пяль-цы, золотую иголочку.

—Я не продам, - говорит Марьюшка, - а так отдам. Разреши только на Финиста - ясна сокола поглядеть.

Подумала та, подумала:

- Ладно, - говорит, - так и быть!

Ведёт Марьюшку в горницу к Финисту - ясну соколу, где спит тот сном непробудным. Плачет, убивается над ним Марьюшка:

- Финист ты мой, ясный сокол! Встань, пробудись!..

Спит Финист - ясный сокол крепким сном. Будила его Марьюшка - не добудилась. Новый день настал.

Закончила Марьюшка всю работу, берёт в руки серебряное донце, золотое веретёнце, потянулась нитка не простая, а золотая.

А царь-девица подглядела и говорит:

—Продай да продай мне!

—Это не продаётся, - отвечает Марьюшка. - Могу я тебе так отдать, если позволишь с Финистом - ясным соколом хоть час побыть.

 —Ладно, - говорит царь-девица.

А сама думает: «Всё равно не разбудит». Ведёт Марьюшку в горницу к Финисту - ясну соколу.

Будила его Марьюшка, звала:

- Финист ты мой, ясный сокол! Встань, пробудись! На Марьюшку погляди. К своему сердцу прижми!

Не слышит он, спит сном непробудным.

Заплакала Марьюшка горькими слезами. Упала одна слезинка на щёку Финиста - ясна сокола. Огнём его обожгла.

Очнулся Финист - ясный сокол.

- Долго же я, - говорит, - спал. Осмотрелся, а с ним Марьюшка.

- Неужто это ты, Марьюшка? Трое башмаков железных износила, три посоха железных изломала, три колпака железных поистрепала? А меня нашла!

Прижал её к груди и поцеловал.

- Летим отсюда скорее. Будь ты сизой голубкой, а я - соколом!

Стала Марьюшка голубкой, а он соколом. Вспорхнула Марьюшка, расправил свои крылья сокол, и были таковы.

Летели они долго. Вот перед ними русское государство. С радостью их люди встречают. Из пушек палят, в трубы трубят, в колокола звонят, в барабаны бьют.

- Ну, - говорит Финист - ясный сокол, - вот мы и дома!

Ударился о землю, стал добрым молодцем.

А Марьюшка девицей стала.

Ведет Марьюшка Финиста - ясна сокола к своей избе. Отец от радости не знает куда и посадить их.

Свадьбу справили. Пир такой был, что и теперь помнят.

А.Королькова

VII. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Приложение)

VIII. Продолжение работы по теме занятия

1.Драматизация сказки

- Чтобы сочинить сказку, требуется немалое мастерство. Но и для того, чтобы увлекательно поведать сказку, сочинённую другим автором, тоже необходим талант. Обладаете ли вы таким умением?

Пьеса-сказка « Чья лень больше».

(по мотивам сказки А.Корольковой).

Автор.

За высокими горами,

За зелёными лесами,

Не на небе, на земле

Жил старик с женой в селе.

Как-то раз старик сидит

Балалаечкой бренчит.

Старик.

Тренди-бренди.

Тренди-брень…

Старуха.

-Дед, бренчать

Тебе не лень?

Старик.

Тренди-бренди,

Тренди-брень…

Старуха.

Так бренчит вот целый день.

( Обращается к старику.)

Хватит уж, садись обедать!

Старик.

Кашки мне не грех отведать.

( Садятся за стол, едят кашу.)

Каша славная была,

Прибирайся со стола!

Старуха.

Нынче очередь твоя,

Кашу-то варила я!

Так что мой горшочек смело…

Старик.

Не мужичье это дело.

Мыть горшок не стану я,

Значит, очередь твоя.

Старуха.

Слушай, дед, давай играть.

Будем мы с тобой молчать,

Кто вперёд заговорит,

Тот горшок и будет мыть.

Старик.

Я согласен, так и быть,

Прекращаем говорить.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы молчать…

Старики молча садятся на лавку. В комнату вбегают внучки.

Настя.

Здравствуй, бабушка…

И дед!

Что у вас тут на обед?

Катя.

Да у них обеда нет!

Печь не топлена, гляди.

И в кадушке нет воды,

А в хлеву мычит корова.

Что случилось тут такого?

Девочки догадываются, в чём дело, подмигивают друг другу.

Настя.

Видно, спят они тут сладко.

Катя, глянь, какая шапка!

Снимает с головы старика шапку, отдаёт Кате.

Катя.

А какая балалайка!

Ну-ка, Настя, поиграй-ка!

Настя берёт балалайку.

Настя.

На очки, Катюша, глянь!

Вещь хорошая, не дрянь!

Снимает со старухи очки и надевает их Кате.

Ты, Катюша, в них – красотка,

Хоть висят до подбородка.

Катя.

Чтоб ещё тут, Настя, взять?

Погляди-ка на кровать…

Настя.

Это ж дедова дублёнка

С прошлогоднего телёнка.

Катя.

Нам дублёночка сгодится.

Настя.

А не будет дед сердится?

Катя.

Пока спят они – мы в дверь…

Старик.

Нет, уж не смолчу теперь!

Выхватывает свой тулуп.

Чтоб тулупчик свой отдать? –

Нет! Такому не бывать!

Настя.

Не возьмём, уж так и быть.

Старуха.

Старик, тебе – горшочек мыть!

Старик.

А чего его мне мыть?

Завтра снова в нём варить!

Все хором:

Сказка – ложь, да в ней – намёк,

Всем, кто слушал нас – урок

- А какому типу русской народной сказки можно отнести эту сказку?

- Какой  урок можно извлечь из этой сказки?

2. «Утверди или опровергни»

- Прочитайте высказывание великого русского поэта А.С.Пушкина:

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.»

- Согласны вы с мнением классика?

- Действительно, многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Именно народные сказки побудили их к созданию собственных произведений.

    Попробуйте и вы сочинить свои собственные сказки.

IX. Рефлексия

С вами сказка прощается,

В дальний путь собирается.

За тёмные леса, за синие моря,

Других детей веселить,

Уму-разуму учить.

- Вот и пришло время попрощаться со сказочным миром А.Корольковой. С какими сказками А.Корольковой вы познакомились?

 - Что в сказках известной воронежской сказительницы вас взволновало? Рассмешило? Заставило задуматься?

- Как вы считаете, было ли полезным для вас знакомство со сказочным миром А.Корольковой?

- Что нового для себя вам удалось открыть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Открытый урок по родной литературе "Анам" А. Сюйюнчев

Дерсни темасы: Сюйюнчланы Азамат « Анам». Дерсни мураты:Сюйюнчланы Азаматны творчествосу бла шагърей этиу, «Анам» деген назмусун окъутуу; ...

Конспект урока. Тема: "Н. Булгаков "Анна, не грусти!"", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему внимаю технологические карты уроков литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению Анна Львовна Гарф "Заяц-простак и Лис – обманщик».

Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера....

Технологическая карта урока ФИО учителя: Вальнева Ольга Николаевна Класс: 2 УМК : «Школа России» Предмет: Окружающий мир

Тема: «Пресные воды суши. Река и её части».      Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.      Место и роль урока в...

Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"

Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...