Урок внеклассного чтения "Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой»
методическая разработка по чтению на тему
Данный учебно-методический материал может быть использован в начальной школе на уроках внеклассного чтения и при проведении внеклассной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения "Сказки А.Корольковой" | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Тема: «Сказочный мир Анны Николаевны Корольковой»
Цель: организовать деятельность обучающихся с целью изучения жизни и творчества Анны Николаевны Корольковой.
Планируемые результаты: младшие школьники узнают особенности жизни и творчества А.Н.Корольковой; научатся выявлять особенности волшебной и бытовой сказки; смогут развивать творческие умения; получат возможность сформировать эмоционально-ценностное отношение к родному языку.
Оборудование: книжная выставка «Сказочный мир А.Н.Корольковой»; презентация PowerPoint «Сказители земли Воронежской»; портрет А.Н.Корольковой; запись фрагмента оперы Римского-Корсакова - тема « Ночь»; задания для групповой работы, высказывание А.С.Пушкина; костюмы для драматизации сказки «Чья лень больше?».
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Доскажи словечко»
Что за гостья к нам пришла?
Волшебство в ней, чудеса.
Отвечайте без подсказки
Речь идет о русской …
(СКАЗКЕ).
2. Повторение изученного материала
( Звучит фрагмент оперы Римского-Корсакова , тема « Ночь»).
На море, на океане.
На острове Буяне
Чудо-дерево стоит,
Златыми листьями горит.
По древу кот Баюн ходит,
Время не зря проводит.
Вверх идёт – песню поёт,
Вниз ступает – сказку слагает.
Это присказка велась.
А вот сказка началась…
- Волшебный, удивительный мир открывает перед нами сказка. Чудо начинается с присказки. Умелый сказочник с самого начала обещает занимательную историю. А дальше вместе со сказочником мы уносимся воображением в подземные царства, в поднебесную высь, попадаем в дремучие леса, опускаемся на морское дно.
Произведения сказочников восхищают и завораживают нас беспредельной творческой фантазией и мудростью, они поражают и проникают в душу. Талантливые рассказчики встречаются крайне редко, они подобны самородкам
Кто из сказочников, рожденных на Воронежской земле, вам уже известен?
III. Самоопределение к деятельности
Работа с книжной выставкой «Сказочный мир А.Корольковой»
- Знакомы ли вам сказки, представленные на выставке?
- Ярок богат и многообразен мир сказок, представленный на этой выставке. Каких только сказок здесь нет! Одни сказки хорошо знакомы вам с детства: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка», «Сивка-бурка», С другими («Василий Бессмертный», «Птичий язык», «Еруслан Лазаревич») вам только предстоит познакомиться. Каждая из этих сказок – настоящее сокровище родного языка. А сохранить эти жемчужины устного народного творчества удалось благодаря простой женщине из воронежского села - Анне Николаевне Корольковой. Ее сказки стали известны поистине за тридевять земель от родного края.
IV. Работа по теме занятия
. Комментированный просмотр презентация PowerPoint «Сказители земли Воронежской»
Жизнь Анны Николаевны Корольковой можно сравнить с теми сказками, которые она, маленькая любознательная девочка - батрачка с любовью и жадностью слушала, запоминала, а затем рассказала всему миру. Жизнь известной сказочницы длинна, богата, многогранна…Она была наполнена лишениями и бедами, радостью и победами, вдохновением и безраздельной любовью людей, покоренных ее даром… Закончившая один класс церковно – приходской школы, не умевшая писать, она стала членом Союза писателей. Её сказки издавались не только в нашей стране, но и в Японии, Чехословакии, Германии, Болгарии. Волшебство, да и только!
А кто же лучше самой сказительницы сможет поведать нам эту удивительную историю?
«Жизнь моя большая, восемьдесят лет, а с чего начать - ума не приложу. Зачну, как та старуха: взяла краюшку с полицы, глядит - с этого боку подгорелая, с другого поджаренная. Вот задумалась: как же её почать? А старик говорит: «С верхнего конца, какая с горчинкой, а хорошую - под конец, так-то, мол, с лаже будет». Ну, она так и сделала.
Я эту сказку давно слышала.
Когда я была в детстве, их, сказки эти, только и рассказывали. Люди ведь тогда дюже бедно жили: ни избы-читальни, ни библиотеки, ни кино. Про это и слуху не было. Вот детям сказки рассказывали, чтобы не баловались. Вечером- кто чулки вяжет, кто мотки мотает, кто заплатки кладёт, ну, а нам - сказки. Положит нас бабка на печи и давай сказывать. Они разные были: детские и взрослые, и шуточные, и былины про разных про богатырей. У меня память была большая, я всё запомнила.
А родилась я 15 февраля 1892 года в Воронежской губернии, Бобровский район теперь, село Старая Тойда, в семье крестьянина-бедняка.
Мой дедушка Устин Сергеич остался без отца сиротой. Ему восьми не сравнялось - отдала его мать слепых старцев водить. Он их до четырнадцати годков водил, старцы стихи пели, а народ подавал. Вот этим кормились. После он в своём же селе в работники нанялся, и так дожил до девятнадцати лет. Его женили, взяли мою бабушку за него, у ней ни отца, ни матери. А слыла она в селе замечательной рассказчицей. Тут возьми слобода-то и сгори, и они погорели. Вот с этого и жить начали. Поставили избёнку в лесу, там и жили. Как нажили корову, лошадь, поросёнка, стали моего батю женить…
А я в бедности родилась. Восемь годочков сравнялось - меня в няньки отдали, недалеко, к нашему же крестьянину, к старому старику. У него две снохи, у одной - трое, у другой - двое, ну самые маленькие. Бабы промеж себя часто из-за меня ругались. Эта говорит: «Ты, говорит, моего дитя жалей дюжее!» А та: «Нет, моего!»
Вот так-то раз мою я пол у судницы, скоблю там возле лоханки, - входит этот самый Степан Иваныч, старый старик (он говорил, что другой; век живёт). Ну, вот входит да на меня:
- Экая девка, всё моет да скоблит! Не красна изба углами, красна пирогами, а сходка - головами,.. А вы чего шуршите? - Это на баб-то.
Старшая сноха:
- Да как же, батюшка, не шуметь-то? Она, Анютка, моего мальчонку не жалеет.
И другая - то же.
- И-их, оглашенные! - палкой стукнул. - Вы хоть бы раз поругались, кто няньку дюжей жалеет, ведь она тоже дитя, ей восемь годочков!
Мне тогда грустно сделалось, я заплакала. А он:
- Не плачь, - говорит, - Анка, приходи на пчельник, я сказку скажу. Может, про ковёр-самолёт, а то - про колдунью...
Ну вот, стала я ходить. Побежим к нему с ребятишками на пчельник, а он нам сказывает. Я от него много запомнила.
После в людях жила, на подёнщину ходила. Подёнщина так: как солнце всходит и пока оно сядет. На горох, на подсолнушки ходили. А тогда - покос, а тогда - рожь убирать. Вот всё так.
Бывало, работаем на покосе ай там у купца, - как дождь, мы в курень. Нас там много...
- Анютка, ты б чего рассказала!
Вот я и пошла сказки сказывать. Ну, меня любили - и девки, и ребята, и старики. И хотя была вроде неправая (ножку в детстве еще повредила), но меня никто не дразнил, не обижали. Всегда: «Анютка, к нам! Анютка, с нами!»
А потом меня замуж отдали…
Меня замуж отдали в тринадцатом, а в четырнадцатом - война. Взяли мужа. Он сперва в Воронеже служил, потом в Бахмуче -городе. А я одна дома-то. Свёкру со свекровью, может, годов по восемьдесят. Ну, лошадёнка у нас, коровёнка, а всё равно - нужда. За солдат пособие тогда давали, семь рублей, что ли. Ох, трудно было!...
Когда революция пришла… вот мы радовались: ни господ, ни купцов, ни помещиков, барскую землю поделили - сами хозяева. И насажали мы сад, он до сей поры цел...
Вот стали колхозы строить, и мы в колхоз пошли. Мы туда лошадёнку-кобылку сдали, новый рыдван сдали, год сами поездили - колёса еще новые совсем. А кобылка эта в колхозе семь жеребят принесла,
А как в Воронеж поехали, у меня уже шестеро детишек было. Тогда недород случился, в тридцать третьем году. Это всем известно, - ну, не уродился хлебушко. Устроился муж на заводе имени Кирова. Он колёса чинил, а я вроде, стало быть, домохозяйки.
Мы в бараке жили. Я общественную работу вела - в детском саду, в яслях сказки рассказывала, а то на подарки мешочки из бумаги клеила. И меня за общественную работу премировали.
Тогда тут в Воронеже из наших из тойденских девок кой-кто жил, ну дочери мои подросли. Вот так-то соберёмся, песни играем. И я взяла да хор организовала. Сперва думала - смеяться будут над нами, как мы старинные песни играем, протяжные, плясовые, всякие. Мы на заводе выступали. А как началась финская война - так в госпиталях.
Вот в первый раз позвали, а там - раненые, обмороженные, все с костылями. Бабы мои: «Не будем выступать, ведь это что! Скажут: «Чёрт вас принёс, дураков старых, плакать надо, а они песни играют!»
Меня вызвал полковник, не помню, как его, сказал:
- Раз вас приглашают, значит, вы тут нужны. Люди печалятся, раны не заживают, а вы песню поиграете, сказку расскажете - они от своей печали отвлекутся. Плохо, что ль?
Стали мы петь раненым, они нас слушали, благодарили.
А после в школы, в сады детские стали звать. Я часто там выступала, сказки детям сказывала. Как, бывало, бабушка нам на печи, так и я. Они меня с радостью встречали, как покажусь:
- Бабушка пришла! Бабушка пришла!
И я им рассказывала разные - про Илью Муромца, про козу-стрекозу, про зеркало волшебное. Я их много знаю. Тогда и сама кой-что стала сочинять: про Папанина на льдине, про озеро Хасан.
Скоро меня в Москву вызывали, в Ярославль. Мы там пели старинные песни. Тогда кой-какие мои сказки записали, книжечку выпустили, для детей сказки. Вот так с этого пошло, много всего было.
В сорок первом, когда война началась, - по госпиталям всё с хором со своим. У нашего завода, у СК-2, госпитали были, они у первого вокзала. Меня в завком позвали, говорят:
- Анна Николаевна, соберите женщин всех-всех - в госпитали.
Мы там убирали и полы мыли и керосином койки вытирали, недели две всё готовили. А потом во всех госпиталях в Воронеже раненых обслуживали. Песни играли, я раненым сказки сказывала.
Тут стали фашисты Воронеж бомбить. Мы на то не глядим, работаем. И вдруг - эвакуация. Мы эвакуировались поздно, в сорок втором, в июле четвертого числа вышли. В городе пожар был. Эвакуировалась я в Старую Тойду, к отцу-матери. Сын - на фронте, он техник бронетанковых частей был. Там он и погиб.
Вот пришли мы в Тойду. А у нас там леса большие, река Битюг, места наши красивые, таких поискать. Я и тут, у себя в селе, хор организовала самодеятельный. Стали мы войска обслуживать.
Это тоже не лёгкое было дело - хор-то собрать.
Подхожу так-то к одной женщине, я знаю - у ней голос такой запевальный, говорю:
- Аграфена Тихоновна, вот какое дело: как бы нам хор слепить...
Она отвечает:
- Какой хор! У меня Васька на войне, сын. Какой тут хор...
Я ей:
- Да ведь и у меня Митроша на фронте, вот мы для них и постараемся.
Двадцать три женщины собрала, стали мы по воинским частям концерты давать по вечерам. Днём-то ведь рожь убирали, а вечером - по воинским частям. Там две машины сдвинут зад к заду, и там у нас и песни, и пляски, и гармонь. Они, солдаты, на войну уходили, принимали нас хорошо. Там был полковник Тётушкин, он и сейчас жив - здоров, в Москве, генерал. Он подошёл ко мне, руку пожал, поцеловал. «Спасибо, - говорит, - за песни за ваши!»
А как прогнали Гитлера, приехали мы сюда в Воронеж - всё разбито, всё погорело, одни стены. Стали мы жить, где Дворец пионеров прежде был, во дворе, в сарае. И отсюда на фронт ездили, когда он близко стоял. Я и там, на фронте, солдатам сказки рассказывала, они рады были.
Вот как-то один раз утром рано слышу - что такое, во дворе шум, крик.
- Победа! Победа! - шумят.
Это девятого мая было, самый День Победы.
Ну, тут все обнимались, все целовались, плакали. Да ведь что же за радость была!
С той поры я тут, в Воронеже, и работаю до сих пор. А как лето - в наши в родные леса, в Тойду, в Бел озерку, - так ведь, скажи, и тянет... Что значит - милая родина!
Старые мои подружки там меня не позабыли.
Нету на свете милей родимого места!
Вот как.»
А.Королькова
V. Динамическая пауза. Двигательно-речевые упражнения
Мы прошли нелёгкий путь
И присели отдохнуть.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
А теперь мы из детей
Превратились в лебедей.
Полетали, покружились…
Щукой в море опустились.
В море плавать нам не сложно,
Знаем, в сказке всё возможно!
VI. Продолжение работы по теме занятия.
1. Творческое задание «Расскажи сказку»
- Попробуйте себя в роли сказителей. Расскажите понравившуюся сказку А.Корольковой.
2. Групповая работа «Особенности волшебной сказки»
- Перед вами текст очень известной сказки А.Корольковой «Финист- ясный сокол». Прочитайте сказку. Определите, к какому типу русской народной сказки она относится (волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных). Аргументируйте свое мнение примерами из текста.
ФИНИСТ - ЯСНЫЙ СОКОЛ
Жил да был один крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочери.
Умирая, мать дочерям своим завещала: старшей и средней - наряды да уборы, а младшей, Марьюшке, - доброе материнское слово.
- Найдёшь ты, доченька, счастье своё с Финистом - ясным соколом.
Стала младшая дочка Марьюшка хозяйство вести. Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится.
Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растёт. Собой-то Марьюшка красавица писаная.
А сестры её завидущие да жаднющие, некрасивые. Зато модницы-премодницы - весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются. Платье им - не платье, сапожки - не сапожки, платок - не платок.
Собрался отец на базар, спрашивает:
Что вам, дочки, купить, чем порадовать?
Отвечают старшая и средняя дочки:
- Купи нам по полушубку, да такому, чтоб крыт был алым бархатом, золотом расшит.
А Марьюшка сидит и молчит. Спрашивает её отец:
- А что тебе, доченька, купить?
- Купи мне, батюшка, перышко Финиста - ясна сокола.
Приезжает отец, привозит дочкам полушубки, а перышка для Марьюшки не нашёл. Едет отец в другой раз на базар.
- Ну, - говорит, - дочки, заказывайте подарки.
Обрадовались старшая и средняя дочки:
- Купи нам сапожки с серебряными подковками.
А Марьюшка снова заказывает:
- Купи мне, батюшка, перышко Финиста - ясна сокола.
Ходил отец по базару весь день, сапожки купил, а перышка не нашёл. Приехал без перышка.
Ладно. Поехал старик в третий раз на базар. Старшая и средняя дочки говорят:
- Купи нам по платью шёлковому. А Марьюшка опять своё просит:
- Батюшка, купи перышко Финиста - ясна сокола.
Ходил отец весь день, а перышка не нашёл. Едет домой, навстречу старенький старичок.
- Здорово, дедушка!
—Здравствуй, милый! Откуда и куда путь-до-Рогу держишь?
—К себе, Дедушка, в деревню с базара еду. Да вот горе у меня: меньшая дочка наказывала купить перышко Финиста - ясна сокола, искал-искал - нигде не нашёл.
- Есть у меня такое перышко, - говорит старичок, - да оно заветное. Но для доброго человека, куда ни шло, отдам.
Вынул старичок перышко и подаёт. А оно самое обыкновенное. Едет крестьянин и думает, что в этом перышке Марьюшка нашла хорошего?
Привёз отец подарки дочкам. Старшая и средняя стали наряжаться да над Марьюшкой смеяться :
- Как была ты дурочкой, так и осталась. Воткни своё перышко в волосы да красуйся! Промолчала Марьюшка, отошла в сторонку.
А когда все спать полегли, бросила она перышко на пол и сказала:
- Любезный Финист - ясный сокол! Явись ко мне, жданный мой жених!
И явился к ней молодец красоты неописуемой. Всю ночь они беседу вели, в глаза друг другу глядели. А утром молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол в синее небо.
Три дня Марьюшка его привечала. Днём ясный сокол в поднебесье летает, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем.
Подглядели в щёлку злые сестры и наговорили на Марьюшку отцу.
- Милые дочки, - отвечает им отец, - смотрите лучше за собой.
«Ладно, - думают сестры,-мы своё возьмём». Навтыкали в раму Марьюшке острых ножей, а сами затаились и ждут.
Вот прилетел ясный сокол. Бьётся в окно, а в горницу не может попасть. Всю грудь себе изранил. А Марьюшка спит, не слышит.
И сказал тогда сокол:
- Кому я нужен, тот меня найдет. Но будет это нелегко. Тогда меня, моя невеста, найдёшь, когда три пары железных башмаков износишь, три посоха железных изломаешь, три железных колпака порвёшь.
Услыхала это Марьюшка, вскочила с кровати, а сокола уже нет. Только кровавый след на окне остался.
Заплакала Марьюшка горькими слезами, смыла слёзками кровавый след. Пошла к отцу и говорит:
- Не брани меня, батюшка. Отпусти в путь-дорогу дальнюю, искать моего жениха Финиста - ясна сокола. Жива буду - свидимся.
Жалко было отцу отпускать любимую дочку, но делать нечего. Заказала Марьюшка три пары башмаков железных, три посоха да три колпака и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать Финиста - ясна сокола.
Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса прохладою привечали. И никто Марьюшку не тронул: ни волки серые, ни медведи, ни лисицы. Все звери к ней сбегались, дорогу ей указывали.
Вот выходит Марьюшка на поляну. Видит, стоит избушка на курьих ножках, сама вокруг себя вертится. Страшно стало Марьюшке.
- Избушка, избушка! - говорит она. - Встань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть - хлеба поесть.
Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, руки на полке, а нос к потолку прирос. Увидела баба-яга Марьюшку, заворчала:
— Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка! Ты дело пытаешь, аль от дела убегаешь?
—Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.
—О, красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридесятом царстве, в плену у царь-девицы. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придёшь в тридесятое царство, наймись служанкой к царь-девице. Покончишь за день все дела, бери блюдечко, клади на него золотое яичко. Оно само будет кататься, твоего милого тебе показывать. Станут у тебя его покупать - не продавай, просись Финиста - ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. Только переступила порог, слетелись совы со всех сторон, шум по лесу пошёл, потемнело вокруг. Страшно стало Марьюшке, боится шаг шагнуть.
Вдруг навстречу кот. Потёрся спинкой о Марьюшкину ногу и замурлыкал:
- Не бойся, Марьюшка. Иди вперёд. Будет ещё страшнее, а ты иди, не оглядывайся!
Сказал и был таков.
Идёт Марьюшка дальше. А шум ещё сильнее, тёмный лес ещё темнее.
Видит Марьюшка снова избушку на курьих ножках. Вокруг избушки тын, на кольях - лошадиные черепа, каждый череп огнём горит. Страшно стало Марьюшке. Она говорит: - Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть - хлеба поесть!
Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом.
Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на полке, а нос к потолку прирос.
Увидела баба-яга Марьюшку , заворчала:
- Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела убегаешь?
—Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола.
—А у моей сестры была?
—Была, бабушка.
—Ладно, красавица, помогу и я тебе. Бери вот серебряные пяльцы, золотую иголку. Иголка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать - не продавай, просись Финиста - ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист. Огни меж деревьями горят, с места на место перебегают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака навстречу.
- Ав-ав, Марьюшка, не бойся, родная! Иди вперёд. Будет ещё страшней, не оглядывайся!
Сказала и была такова.
Идёт Марьюшка дальше, а лес ещё темней. Кусты за ноги цепляют, за рукава хватают. Идёт Марьюшка, назад не оглядывается.
А впереди снова полянка, на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнём горит. Страшно стало Марьюшке.
- Избушка, избушка! - говорит она. - Стань к лесу задом, а ко мне передом. Хочу в тебя влезть - хлеба поесть.
Стала избушка к лесу задом, к Марьюшке передом.
Вошла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на полке, а нос к потолку прирос. Сама чёрная, а во рту один зуб торчит. Увидела Марьюшку, заворчала:
Тьфу, тьфу! Русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела убегаешь?
—Ищу я, бабушка, Финиста - ясна сокола.
—А у сестёр моих была?
—Была, бабушка.
- Трудно, красавица, тебе будет Финиста - ясна сокола отыскать. Но ладно, делать нечего, придётся тебе помочь. Вот тебе серебряное донце, золотое веретёнце. Бери в руки - оно само будет прясть, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка!
- Ладно, спасибо потом скажешь. А теперь слушай меня: будут у тебя серебряное донце покупать - не продавай, а просись Финиста - ясна
сокола повидать!
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла.
А лес зашумел, загудел. Свист поднялся, совы закружились, гады из нор повылезли, да все на Марьюшку смотрят.
Обомлела Марьюшка. Вдруг бежит навстречу серый волк:
- Садись на меня, - говорит. - Крепче держись и не оглядывайся!
Села Марьюшка на серого волка, только её и видели.
Расстилаются перед ней степи широкие, луга бархатные. Текут реки медовые в берегах кисельных. Горы в сахарные облака упираются. А Марьюшка скачет и скачет.
Вот перед Марьюшкой хрустальный терем, крыльцо резное, оконца узорчатые. А в оконце царь-девица глядит.
- Ну, - говорит волк, - слезай, Марьюшка. Иди нанимайся в служанки к царь-девице.
Слезла Марьюшка, взяла узелок, поблагодарила волка и пошла к хрустальному дворцу. Поклонилась царь-девице и сказала:
- Не знаю, как вас звать, как величать. Не нужна ли вам будет служанка?
Отвечает царь-девица:
—Давно я ищу служанку, но такую, которая могла бы и прясть, и ткать, и вышивать.
—Всё это я могу делать.
- Тогда садись за работу. Стала Марьюшка служанкой. День работает, а наступит ночь, возьмёт яичко и скажет:
- Катись, золотое яичко, по серебряному блюдечку, покажи мне моего милого!
Покатится яичко по серебряному блюдечку, и предстанет перед Марьюшкой Финист - ясный сокол. Смотрит на него Марьюшка и слезами заливается.
Подглядела царь-девица и говорит:
—Продай мне, Марьюшка, серебряное блюдечко и золотое яичко.
—Нет, - говорит Марьюшка, - они непродажные. Могу я тебе их так отдать, если позволишь на Финиста - ясна сокола поглядеть.
—Ладно, - говорит царь-девица, - так и быть!
Ведёт Марьюшку в дальнюю горницу, что всегда на замке была. Видит Марьюшка, спит её сердечный друг сном непробудным. Смотрит на него Марьюшка, не насмотрится. Целует в уста сахарные - спит, не просыпается сердечный друг. Не пробудила Марьюшка своего милого.
Вот снова вечер настал. Сидит Марьюшка, вышивает золотом и серебром по малиновому бархату а сама приговаривает:
- Вышивайся, вышивайся узор для Финиста - ясна сокола! Чтобы было чем ему по утрам вытираться.
Подглядела царь-девица и говорит:
— Продай, Марьюшка, мне серебряные пяль-цы, золотую иголочку.
—Я не продам, - говорит Марьюшка, - а так отдам. Разреши только на Финиста - ясна сокола поглядеть.
Подумала та, подумала:
- Ладно, - говорит, - так и быть!
Ведёт Марьюшку в горницу к Финисту - ясну соколу, где спит тот сном непробудным. Плачет, убивается над ним Марьюшка:
- Финист ты мой, ясный сокол! Встань, пробудись!..
Спит Финист - ясный сокол крепким сном. Будила его Марьюшка - не добудилась. Новый день настал.
Закончила Марьюшка всю работу, берёт в руки серебряное донце, золотое веретёнце, потянулась нитка не простая, а золотая.
А царь-девица подглядела и говорит:
—Продай да продай мне!
—Это не продаётся, - отвечает Марьюшка. - Могу я тебе так отдать, если позволишь с Финистом - ясным соколом хоть час побыть.
—Ладно, - говорит царь-девица.
А сама думает: «Всё равно не разбудит». Ведёт Марьюшку в горницу к Финисту - ясну соколу.
Будила его Марьюшка, звала:
- Финист ты мой, ясный сокол! Встань, пробудись! На Марьюшку погляди. К своему сердцу прижми!
Не слышит он, спит сном непробудным.
Заплакала Марьюшка горькими слезами. Упала одна слезинка на щёку Финиста - ясна сокола. Огнём его обожгла.
Очнулся Финист - ясный сокол.
- Долго же я, - говорит, - спал. Осмотрелся, а с ним Марьюшка.
- Неужто это ты, Марьюшка? Трое башмаков железных износила, три посоха железных изломала, три колпака железных поистрепала? А меня нашла!
Прижал её к груди и поцеловал.
- Летим отсюда скорее. Будь ты сизой голубкой, а я - соколом!
Стала Марьюшка голубкой, а он соколом. Вспорхнула Марьюшка, расправил свои крылья сокол, и были таковы.
Летели они долго. Вот перед ними русское государство. С радостью их люди встречают. Из пушек палят, в трубы трубят, в колокола звонят, в барабаны бьют.
- Ну, - говорит Финист - ясный сокол, - вот мы и дома!
Ударился о землю, стал добрым молодцем.
А Марьюшка девицей стала.
Ведет Марьюшка Финиста - ясна сокола к своей избе. Отец от радости не знает куда и посадить их.
Свадьбу справили. Пир такой был, что и теперь помнят.
А.Королькова
VII. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Приложение)
VIII. Продолжение работы по теме занятия
1.Драматизация сказки
- Чтобы сочинить сказку, требуется немалое мастерство. Но и для того, чтобы увлекательно поведать сказку, сочинённую другим автором, тоже необходим талант. Обладаете ли вы таким умением?
Пьеса-сказка « Чья лень больше».
(по мотивам сказки А.Корольковой).
Автор.
За высокими горами,
За зелёными лесами,
Не на небе, на земле
Жил старик с женой в селе.
Как-то раз старик сидит
Балалаечкой бренчит.
Старик.
Тренди-бренди.
Тренди-брень…
Старуха.
-Дед, бренчать
Тебе не лень?
Старик.
Тренди-бренди,
Тренди-брень…
Старуха.
Так бренчит вот целый день.
( Обращается к старику.)
Хватит уж, садись обедать!
Старик.
Кашки мне не грех отведать.
( Садятся за стол, едят кашу.)
Каша славная была,
Прибирайся со стола!
Старуха.
Нынче очередь твоя,
Кашу-то варила я!
Так что мой горшочек смело…
Старик.
Не мужичье это дело.
Мыть горшок не стану я,
Значит, очередь твоя.
Старуха.
Слушай, дед, давай играть.
Будем мы с тобой молчать,
Кто вперёд заговорит,
Тот горшок и будет мыть.
Старик.
Я согласен, так и быть,
Прекращаем говорить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы молчать…
Старики молча садятся на лавку. В комнату вбегают внучки.
Настя.
Здравствуй, бабушка…
И дед!
Что у вас тут на обед?
Катя.
Да у них обеда нет!
Печь не топлена, гляди.
И в кадушке нет воды,
А в хлеву мычит корова.
Что случилось тут такого?
Девочки догадываются, в чём дело, подмигивают друг другу.
Настя.
Видно, спят они тут сладко.
Катя, глянь, какая шапка!
Снимает с головы старика шапку, отдаёт Кате.
Катя.
А какая балалайка!
Ну-ка, Настя, поиграй-ка!
Настя берёт балалайку.
Настя.
На очки, Катюша, глянь!
Вещь хорошая, не дрянь!
Снимает со старухи очки и надевает их Кате.
Ты, Катюша, в них – красотка,
Хоть висят до подбородка.
Катя.
Чтоб ещё тут, Настя, взять?
Погляди-ка на кровать…
Настя.
Это ж дедова дублёнка
С прошлогоднего телёнка.
Катя.
Нам дублёночка сгодится.
Настя.
А не будет дед сердится?
Катя.
Пока спят они – мы в дверь…
Старик.
Нет, уж не смолчу теперь!
Выхватывает свой тулуп.
Чтоб тулупчик свой отдать? –
Нет! Такому не бывать!
Настя.
Не возьмём, уж так и быть.
Старуха.
Старик, тебе – горшочек мыть!
Старик.
А чего его мне мыть?
Завтра снова в нём варить!
Все хором:
Сказка – ложь, да в ней – намёк,
Всем, кто слушал нас – урок
- А какому типу русской народной сказки можно отнести эту сказку?
- Какой урок можно извлечь из этой сказки?
2. «Утверди или опровергни»
- Прочитайте высказывание великого русского поэта А.С.Пушкина:
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.»
- Согласны вы с мнением классика?
- Действительно, многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Именно народные сказки побудили их к созданию собственных произведений.
Попробуйте и вы сочинить свои собственные сказки.
IX. Рефлексия
С вами сказка прощается,
В дальний путь собирается.
За тёмные леса, за синие моря,
Других детей веселить,
Уму-разуму учить.
- Вот и пришло время попрощаться со сказочным миром А.Корольковой. С какими сказками А.Корольковой вы познакомились?
- Что в сказках известной воронежской сказительницы вас взволновало? Рассмешило? Заставило задуматься?
- Как вы считаете, было ли полезным для вас знакомство со сказочным миром А.Корольковой?
- Что нового для себя вам удалось открыть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...
Открытый урок по родной литературе "Анам" А. Сюйюнчев
Дерсни темасы: Сюйюнчланы Азамат « Анам». Дерсни мураты:Сюйюнчланы Азаматны творчествосу бла шагърей этиу, «Анам» деген назмусун окъутуу; ...
Конспект урока. Тема: "Н. Булгаков "Анна, не грусти!"", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему внимаю технологические карты уроков литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению Анна Львовна Гарф "Заяц-простак и Лис – обманщик».
Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера....
Технологическая карта урока ФИО учителя: Вальнева Ольга Николаевна Класс: 2 УМК : «Школа России» Предмет: Окружающий мир
Тема: «Пресные воды суши. Река и её части». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Место и роль урока в...
Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"
Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...