Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс

Тема: Анна Ахматова “Памяти друга”. Поход в «Музейный Дом».

Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народа

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь осмысливать художественную идею произведения,
  • освоить навыки выразительного чтения
  • уметь анализировать и обобщать информацию

Личностные:

  • оценивать предлагаемый материал или ситуацию;
  • дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;
  • находить закономерности;
  • освоить культуру читателя, внимательного слушателя;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК “Перспективная Начальная Школа”, 4 кл., презентация

Этап урока

Методы и приемы

время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

фронтальная беседа

1 мин

      Здравствуйте, ребята!

Желаю вам продуктивной работы на уроке.

Я знаю, что у вас с нами все получится.

 Выполняют указания учителя

Л: самоопределение

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

фронтальная беседа

Наглядный метод

8 мин.

Речевая разминка.

Посмотрите внимательно надоску. Итак, читайте после меня.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.

А сейчас девочки прочитают это четверостишие с восклицанием. 3-4

А мальчики с вопросительной интонацией. 3-4

Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы.

- Ребята, как называется большой раздел, который мы сейчас проходим?

Скажите, с каким произведением вы уже познакомились? Вспомните главного героя. Как вы можете охарактеризовать его?

В какое время происходили события рассказа?

Да, ребята, верно, во времена Великой Отечественной Войны. Война... мы знаем о ней по книгам и фильмам, наградам, фотографиям своих дедушек и бабушек. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическою жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг!

Выполняют речевые упражнения

- Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить.

“Убеждаемся, что без прошлого нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество”

“Главный инженер” Алексей Пантелеев

- Во времена ВОВ, блокады Ленинграда

П(общеуч.): структурирование знаний

П(общеуч.): контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод:

беседа

3 мин.

Мало тех, кого не затронула война в те годы. Исключением не стала одна знаменитая писательница, с которой вы уже знакомы. Ее имя состоит из букв, которые висят на доске. Составьте.

Все верно. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Анны Ахматовой.

Какую цель мы можем себе поставить на

уроке? Познакомимся…

Определим…

Научимся...

- Анна Ахматова

со стихотворением

цель стихотворения

читать выразительно

Р: целеполагание постановка учебной задачи

Л: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный метод: 

Фронтальная беседа

Практический метод:

работа с книгой

Динамическая пауза

10 мин

 А сейчас посмотрите внимательно  на портрет поэтессы.

Что вы уже знаете о ней?

Вы можете обратить внимание, как угловато изобразил Анну Ахматову художник. И не просто так, ведь судьба Ахматовой была трагична, возможно поэтому она выглядит на картине немного враждебно с закрытой позой. Ее первый супруг, поэт Николай Гумилев, был расстрелян, третий муж, критик Николай Пунин, был арестован и погиб в лагере, а единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более десяти лет. Творчество поэтессы многие годы подвергалось литературной цензуре, замалчиванию и травле, а многие произведения Ахматовой были опубликованы лишь спустя десятилетия после ее смерти. Сейчас немного поработаем с кариной. Откройте свои учебники на странице ___. Работаем в четверках. На слайде вы видите план. 1-я четверка опишет фон картины, 2-я - позу писательницы, 3-я - лицо писательницы. (4,5,6 - аналогично) Не забывайте, ребята, это описание картины. Отвечайте на вопросы полно, доказательно. На это у вас есть 2 минуты.

План:

  1. Что изображено? (формы)
  2. Какие цвета использовал автор?
  3. Какое настроение хотел передать автор данными красками?

Итак, давайте внимательно послушаем, что увидела 1 группа? (5, 3) Те, кто описывал тоже самое, есть что дополнить?

Я увидела, что вы очень внимательные, ребята. Анна Ахматова была очень сильная, справлялась со всеми трудностями и продолжала писать стихи, с одним из которых мы с вами познакомимся.

Открываем 151 страницу.

Прочитайте название. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить?

А сейчас сядьте удобно и послушайте меня очень внимательно. *выразительное чтение учителя*

Посмотрите на дату стихотворения. Что это за год?

Вы поняли, кого автор называет другом?

А кто главные герой произведения? Какой прием использовала поэтесса? Хорошо, ребята.

Все ли слова были понятны, когда читали?

Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила).

Зарево – отсвет пожара на небе.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Безымянная – на которой не указано имя.

.

Ответы детей.

- Наверное, этот друг погиб и в честь него написано стихотворение

- 1945 - год окончания ВОВ.

- Безымянного солдата, погибшего на войне.

- Весна

- Олицетворение

П: Общеучебные. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П(общеуч.): смысловое чтение как осмысление цели чтения

 П(общеуч.): свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля

П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Л: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форм

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод:

Комментирование с места

6 мин

Кто прочитает первое четверостишие? 

- Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.

- Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки?

- Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим?

Кто прочитает второе четверостишие?

- В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета?

Сравнивая первое и второе четверостишие, можете ли вы сказать, какой прием здесь использовал автор?

- Как весна старалась привести в порядок, заботилась о могиле, ведь больше некому

Весна, весна-вдова у могилы солдата.

- Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни.

- Прием контраста.

П: Общеучебные. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой

Парная работа

5 мин

А сейчас вам нужно найти доказательства в стихотворении, что описывается весеннее утро. Работаем в парах. На это у вас есть 2 минуты

Одна из пар будет читать стихотворение. Как только вы услышите доказательство, которое выбрали, вам в паре нужно поднять руки.

 Вы очень внимательные, ребята!

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Скажите, внимательно ли читал художник стихотворение Ахматовой? Приведите доказательства

1. Нежный и туманный

2. Когда заря, как зарево, красна.

3. Хлопочет, запоздалая весна.

4. Дохнет на почку

5. Бабочку с плеча на землю ссадит

6. Первый одуванчик распушит

Да, автор показывает весенние утро, использует и алый и зеленый цвета. Сразу чувствует весна.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ

Р: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом

учебном материале

VII. Включение в систему знаний

Словесный метод:

беседа

9 мин

Скажите, какими чувствами наполнено стихотворение?

Почему лирический герой не называет имени своего друга?

Как нужно читать это стихотворение?

Сейчас подготовьте выразительное чтение, но это у вас есть 2 минуты.

Молодцы, ребята, я думаю, можно поставить оценки.

-Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни…

Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих.

С печалью, торжественно

Р: контроль и самоконтроль учебных действий

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

3 мин

Ребята, скажите, почему это стихотворение включено в наш раздел? Какой смысл несет в себе данное стихотворение?

Давайте, вернемся к нашим целям. Оцените свою работу по достижению поставленных целей.

В заключении мне хочется сказать вам, ребята, что сейчас в мире происходят ужасные вещи. Памятники оскверняют, разрушают. Я очень хочу, чтобы мы с вами помнили, что война, те страшные события не должны быть забыты. Это в руках каждого из нас, ребята.

Спасибо за работу, до свидания.

Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти