Презентация к уроку чтения по произведению М. Пришвина "Лёд и камень"
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

 Арёхина Марина Викторовна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ  М. ПРИШВИНА "ЛЁД И КАМЕНЬ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна в природе

Слайд 2

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю …….» Константин Паустовский писал:

Слайд 3

Фёдор Иванович Тютчев Михаил Михайлович Пришвин Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 5

«Камень большой и крепкий, ему, может быть, ещё тысячу лет здесь лежать, а капля живёт одно мгновенье – боль бессилия».

Слайд 6

Такая сила в ней бывает, С годами гору разрушает.

Слайд 7

Такая сила в ней бывает, С годами гору разрушает.

Слайд 8

Или назови своё чувство! бодрость веселье волнение восторг гордость нежность неискренность противоречивость радость радушие растерянность удивление удовольствие умиление

Слайд 9

Выбери пословицу Одна капля бессильна, а множество капель-сила . Такая сила в ней бывает, С годами гору разрушает

Слайд 10

Закончи пословицу Один в поле…

Слайд 11

не воин.

Слайд 12

Один за всех и

Слайд 13

все за одного.

Слайд 14

Ручьи сольются - реки, люди соединятся –сила . Что одному не под силу, то легко коллективу. Пришел марток , одевай двое порток. Сплотившись, даже слабые могучи Весенний день год кормит.



Предварительный просмотр:

Урок с применением технологии продуктивного чтения

Цели:

  • развивать умения детей работать с текстом;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность;
  • воспитывать любовь к природе;
  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты.

  • определять тему и главную мысль произведения;
  • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
  • Коммуникативные УУД:
  • - выражение собственного мнения учащегося;
  • - формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
  • - культура поведения в учебном диалоге.
  • Регулятивные УУД:
  • - осуществление действий по заданному правилу;
  • - сохранение заданной цели;
  • - умение видеть ошибку и  справлять ее;
  • - адекватное понимание оценки взрослого собеседника.
  • Познавательные УУД:
  • - формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке.
  • Личностные УУД:
  • - эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
  • - оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Организационный момент 

Ребята,  У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Мы всегда рады гостям, давайте встанем, поприветствуем гостей. Садитесь тихо.

 Прошу вас настроиться на урок, проверить: готово ли ваше рабочее место.  Сядьте правильно, следите за своей осанкой.

 Приглашаю всех присоединиться к нам!

Ребята, будьте сегодня на уроке особо внимательны: вам предстоит узнать нечто необычное!

Ребята, а так как  у нас урок литературного чтения, я хотела бы познакомиться с теми, кто любит читать.

Кто читает каждый день.

Кому интересно узнавать всё новое.

Кто готов начать урок.

Вижу, что класс настроен на работу! Молодцы! 

Этап I. Работа с текстом до чтения

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Ребята, что бы определить тему урока, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение (Свиридова Георгия Васильевича, отечественного композитора) Как вы думаете,  о чём может идти речь в этом произведении? (слушание) (Весна в природе) 

Слайд 1

Молодцы. Вы правильно узнали тему.  Эта тема  воспета в песнях, стихах, музыке и картинах. В устном народном творчестве тема весны отражена в песнях - веснянках, в загадках, пословицах и поговорках. Много произведений самого разного жанра посвящены всем временам года в природе! Природа это  источник вдохновения!

Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев так сказал о природе:

Не то, что думаете  вы, природа:

Природа -  не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык… О чём он хотел сказать?

Всегда ли  вам  понятен язык природы? Что бы вы хотели узнать?

Хорошо. Сегодня мы будем постигать тайный язык природы. Но в этом нам нужен учитель. И такими учителями  для нас могут быть композиторы, поэты, писатели.  

Каких поэтов,  писателей, которые воспевают природу,  вы знаете?

3. Антиципация чтения.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором Константин Паустовского сказал  такие слова:

Слайд 2

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю ……».

Слайд 3

Фамилию этого автора вы найдёте на экране. Найдите писателя, который писал прозу, а не стихи!

слайд

Правильно,  слова Константина Паустовского были посвящены писателю Михаилу Пришвину.

Слайд 4

Миша Пришвин был очень любознательным ребёнком, в детстве он много времени проводил на просторных лугах и искал в природе что-то необычное, что до него никто не замечал. Когда он стал взрослым и начал писать рассказы, эти наблюдения ему очень пригодились. И будучи писателем,  Михаил Михайлович Пришвин старался подглядеть у природы её тайны, что бы мы с вами могли увидеть эти восхитительные картины природы, узнать её лучше и понять!

И прежде чем мы приступим к чтению, давайте поразмышляем!

Вы уже читали произведения этого автора и, думаю, что можете предположить тему  произведения, с которым мы будем знакомиться. Давайте вместе предположим,  кто будет героями произведения по одной строке из текста!

Слайд 5

Прочитайте загадку. Это… А может эта загадка быть частью текста?

4. Появление целей урока

Что бы ответить на все вопросы и узнать насколько вы были близки к замыслу автора,  мы сейчас познакомимся с небольшим, но очень красивым  произведением Михаила Пришвина и научимся у этого писателя видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Этап II. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. 

Откройте учебник на странице 148, следите за мной по учебнику. Во время чтения, если вам встретятся незнакомые слова, отметьте их точкой.

Какие слова вам были непонятны?

Перед вами словарь чувств, выберите слова, которые определяют ваши чувства после прослушивания текста.

 Слайд 8

Чтобы лучше понять текст,  прочитаем его ещё раз.

Капля и камень

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась весна.

 «Я! я! я!» — звенит каждая капля,  умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

Какое чувство вызывают эти строки?

Капля здесь сильная или слабая?

Как вы понимаете выражение «боль бессилия»?

А когда вы наблюдаете за капелью, вас охватывает грусть или радость? Какими прилагательными обычно называют капель (радостная, звонкая, весенняя)

Наблюдаем, как у Пришвина меняется капель

Но вот во льду уже ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши все еще звенит светлая капель.
Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!».

Вы представили  эту картину?

Какими словами автор оживляет капель

И вот новый герой в произведении….

 Камень, большой и крепкий, ему, может быть, еще тысячу лет здесь лежать, а капля живет одно мгновенье — боль бессилия.

Как вы думаете,  каплю и камень что-то объединяет?

Зачем   тогда Пришвин добавляет в текст камень?

Кто сильнее?

И все же: «капля долбит камень», многие «я» сливаются в «мы», такое могучее, что не только продолбит камень, а иной раз и унесет его в бурном потоке.

Какие звуки природы вы услышали в конце текста?

Что значит выражение «капля долбит камень»

Кто же оказался сильнее и почему?

 Какое настроение у вас сейчас? Почему оно изменилось?

Ребята прочитай те 5 задание после текста. Кто самостоятельно попробует объяснить название поэтическая миниатюра.

Теперь прочитаем в сносках на странице 149.

Ребята, Пришвин написал красивое, интересное произведение, а для чего? Найдите самое главное предложение в тексте!!!

Какую важную проблему ставит перед нами автор?

(Идея -  множество бессильных "Я" сливаются в "МЫ" и одерживают победу) 

Да ребята, весна начинается со слабой капли, которая сливается с другими каплями и звучит торжество весны. Бурлящим потоком становится капля!

3. Беседа по содержанию в целом

Давайте вернёмся к загадке, которая была в начале урока.

Слайд 9

Как теперь вы думаете, она по смыслу подходит к миниатюре камень и капля?

Выберите пословицу,  которая по смыслу точнее подходит к миниатюре Михаила Пришвина «Капля и камень»? Докажите своё мнение.

Этап III. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная беседа по тексту.

Ребята, Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Задумайтесь,  как можно отнести это произведение к людям? К вам, ко мне, ко всем…

Чему она  научит нас? Приведите примеры из своей жизни, своих наблюдений или других произведений.

Ребята, и в песнях поётся о том, что вместе веселее и легче любое дело!

А я хочу спеть с вами песню из моего детства. Подпевайте и повторяйте за мной движения!

Видео!(это физкультминутка)

Но давайте ещё на минутку вернёмся к автору, который написал нам такое мудрое произведение

2. Знакомство с писателем.

Что вы можете ещё сказать об авторе на основании прочитанного произведения

Что ему нравится  в людях? В чём особенность его произведений?»  

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Это будет творческим заданием

Прочитайте ещё раз заголовок, что он выражает:  главную мысль или тему произведения? Давайте придумаем свой заголовок, который будет выражать главную мысль.  Закончите  пословицы.

 Слайд 10-11-12-13

(Один в поле не воин.  Один за всех и все за одного).

Слайд 14

И познакомьтесь с новыми пословицами, выберите те, которые подтверждают главную мысль  миниатюры  Пришвина «Капля и камень»

А какие не отражают идею произведения?

( Ручьи сольются - реки, люди соединятся - сила.  Что одному не под силу, то легко коллективу. Сплотившись,  даже слабые могучи.)

4. Творческие задания

Ребята вы можете научится сами составлять подобные тексты. Для этого сначала измените только одно условие(например, героя, время года или конец). Как изменится содержание. Составление фантограмм в группах. 

Подведение итогов урока(кластер)

 Рефлексия.  А теперь ребята соединим воедино всё, что мы узнали по тексту.

С чего можно начать? Что будет в центре? Тема? Автор? 

Домашнее задание вы можете выбрать по своему желанию

1)5 задание к тексту

2)творческое: Чего не хватает на ваш взгляд в учебнике к миниатюре М. Пришвина? (иллюстрации). Вы можете нарисовать иллюстрацию к тексту.

Если вы хотите открыть в себе талант рассказчика, то предлагаю вам другое задание: пересказ от лица героев произведения. Кто могут быть рассказчиками? (капля, камень, весна)

Моя оценка за урок Слайд 15Вы очень хорошо работали, ребята, молодцы!

(учитель благодарит детей за сотрудничество, умение слушать вопросы, задавать вопросы и другие удачные моменты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по произведениям Н.Н.Носова

Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова в 3 классе по УМК "Школа 2100" составлен в виде  игры "Что? Где? Когда?" .  На уроке   используются  презентации " О...

Презентация по литературному чтению по произведениям Н. Н. Носова в 1 классе

Презентация по литературному чтению при изучении произведений  Н.Н. Носова в 1 классе...

Презентация к уроку чтения " Картины дождя в произведениях поэтов"

В презентации раскрыта тема урока лирика А.А. Фета. На примере стихов разных поэтов предлагается рассмотреть описание дождя.  Знакомим детей с литературными приемами. Знакомим с терминами "олицет...

Презентация к уроку-обобщению по произведениям Л.Н.Толстого, 3 класс, УМК "Начальная школа XXI век"

Викторина  к уроку-обобщению по произведениям Л.Н.Толстого, 3 класс, УМК "Начальная школа XXI век"...

Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО

Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...

Презентация к уроку чтения для 4 класса на тему: Муса Мураталиев. Доверие. Анализ произведения.

Этот материал построен на инновационных методах обучения урока чтения. Он даст возможность учителю провести урок с хорошим результатом....

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"...