Л. Пантелеев "Честное слово. Поступки героев".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

Представлен конспект урока литератного чтения 3 класс по программе УМК ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya._l._panteleev_chestnoe_slovo_.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение,  3 класс

Учитель: Батяева Ирина Васильевна

Тема урока: Л. Пантелеев «Честное слово». Поступки героев.

Цель: на основании высказываний и поступков героя делать выводы о чертах его характера.

Планируемые результаты:

Личностные

Понимание ответственности и уважения к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда.

Метапредметные

Регулятивные: ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, выделять главное, планировать свою деятельность.

Познавательные: находить разные виды информации, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, перечитывать текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста, нужных строчек, содержательной информации, литературных приёмов (сравнение).

Коммуникативные: высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения, коммуникация как кооперация: читать по ролям, работать в паре.

Предметные

Продолжать знакомство с творчеством Л. Пантелеева, учиться понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного чтения и умения работать с текстом, на основании высказываний и поступков героя представлять себе черты их характера.

Оборудование: учебники «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, Н.А. Чуракова, «Академкнига/Учебник», 2016; интерактивное пособие по литературному чтению, 3 класс, 2 часть; листы самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент

 «Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас».

– Как понимаете это высказывание?

  – Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?  (Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

2. Актуализация знаний

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (Над произведением  Л. Пантелеева «Честное слово»)

– Откройте страницу «Содержание», посмотрите название главы.

– Что делали вчера? Какую работу выполнили? (Познакомились с содержанием, поработали с иллюстрациями, словарями: узнали значение новых слов…)

– Откройте учебники на стр. 127.

 Ребята, сейчас вы будете работать в парах.

Цель этой работы: проверить, насколько хорошо вы усвоили содержание рассказа.

Работа в парах: вы будете работать с тестом. 1 ученик – отмечает правильный ответ в тесте, 2 ученик – отмечает предложение с подтверждением ответа в тексте номером вопроса.

Тест

1. Сколько лет было мальчику?  (Стр. 128)

а) 5 – 6 лет       б) 7 – 8 лет       в) 9 – 10 лет

2. Какую роль в игре исполнял мальчик?  (Стр. 129)

а) сторож      б) охранник      в) часовой

3. Какое звание было у мальчика во время игры? (Стр. 129)

а) маршал      б) сержант        в) рядовой  

4. Что охранял мальчик?   (Стр. 129)

а) пороховой склад         б) штаб            в) казармы  

5. Кого пошёл искать рассказчик, чтобы выручить мальчика? (Стр. 131)

а) сторожа        б) милиционера       в) военного

6. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?  (Стр. 133)

а) капитан        б) майор        в) лейтенант    

(Проверка фронтальная парами: зачитывают ответ из теста и целое предложение)

 И ещё несколько вопросов (стр. 135). Обратите внимание на пиктограмму. (Выскажи своё мнение)

– Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? («Я думаю, они ушли», «Забыли») (Стр. 130)

– Что он почувствовал, когда на улице стемнело? (Мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным)

 – А ещё что? (Он был голоден)

 – Почему же он не ушёл? (Он считал, что нельзя нарушать данное слово)

– Посмотрите фрагмент мультфильма «Честное слово».

ЭФУ: посмотреть фрагмент мультфильм «Честное слово». (4 мин. 29 с)

– Сопоставь заключительные части мультфильма и текста. Какие слова, сказанные героем — рассказчиком о мальчике, отсутствуют в концовке текста? Сможешь найти их в тексте рассказа? Где они находятся? («Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт». Они находятся в начале рассказа)

– Молодцы. В содержании рассказа вы ориентируетесь хорошо.

3. Определение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжаем работать над этим рассказом.

         – Какова цель сегодняшнего урока? (Определение главной мысли произведения, характера и поступка героя).

– Как вы думаете, что мы будем для этого делать? (Перечитывать текст, отвечать на вопросы…)

– Да, мы продолжим работу над произведением с целью осознания глубины содержания произведения и его главной мысли.

4. Анализ произведения. Работа по  интерактивному учебнику. Многократное перечитывание произведения с разными задачами.

– Ребята, давайте ответим на вопросы и узнаем, как относились взрослые к мальчику (стр. 135)

– Что означает данная пиктограмма? (Трудное задание)

(Вопросы читают дети)

– Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Стойкость и верность своему слову, которые проявляются не только в жизни, но и в игре)

– Как можно назвать их отношение к мальчику? (Серьёзное, с уважением)

 – Подтвердите ответ, обращаясь к тексту. (Стр. 130, «Я уже хотел засмеяться... всё равно»; стр. 131, «Я подумал, что если...искать военного»; стр. 133, «Идёмте,...не сказали». Майор разговаривает с мальчиком по — взрослому, по-военному (Стр. 133, «Товарищ караульный ….вам пост»)

– Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение? (Да, заслуживает. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека)

– Что думает о его будущем рассказчик? (Стр. 134, «Мальчик, у которого....настоящий человек»)

– Какой же мальчик? (Серьёзный, честный, смелый,…)

5. Физкультминутка для глаз. Встать, как часовой стоит на посту.

6. Анализ произведения. Работа по  интерактивному учебнику. Многократное перечитывание произведения с разными задачами.

– Вспомните, как называется рассказ, где двое взрослых людей так же серьёзно отнеслись к маленькой девочке. (Интерактивный учебник: вставить слова «Слон», «Куприн», проверка)

– Заслуживала ли та маленькая девочка такое отношение? Почему вы так думаете? (Да, потому что увидеть настоящего слона — это воплощение мечты, а не каприз. Выздоровление девочки происходит не только благодаря родительской любви, но и  самой девочки, в её способности испытывать глубокие и серьёзные привязанности, в её способности любить и заботиться о других.)

7. Закрепление знаний о сходстве и отличии между героем сказки и героем рассказа

– Теперь вы сможете ответить на главные вопросы этой главы?  (стр. 136)

– Что общего у ГЕРОЯ сказки и ГЕРОЯ рассказа? (Чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок, преодолеть какие-то трудности. Но в сказке поведение подчиняется определённым правилам: оно всегда одинаково, в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира)

– Вспомните, какой внутренний мир у Тёмы? (Он очень любит собачку и готов ради неё на любые жертвы, готов рисковать жизнью, чтобы спасти её; это мальчик решительный и мужественный, сообразительный и расторопный)

– Какой внутренний мир у мальчика из рассказа «Честное слово»? (Это стойкий и мужественный мальчик, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять)

– Чем эти герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (Как в рассказе, так и в жизни у героя есть переживания, когда они встречаются с опасностью).

8. Итог урока

– В каких строчках заключается основная мысль произведения? (А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.)

– Почему автор назвал рассказ «Честное слово»?

– Давайте вспомним, в какую главу входит рассказ. («Как рождается герой»)

– Почему рассказ включили в эту главу?

– Кому из вас приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?
– А как его выполняли?
– Тяжело ли держать «честное слово»?

(Работа над пословицей: Не давши слова – крепись, а давши – держись.)

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Лист самооценки

+

-

Я готов(а) к уроку (организация рабочего места)

Я выполнил(а) домашнее задание

Я хорошо ориентируюсь в содержании рассказа

Я активно работал(а) в паре

Я определял(а) цели и задачи урока

Я читал(а) по ролям

Я анализировал(а), обобщал(а), делал(а) выводы

Я активно работал(а) на уроке и осознавал(а) ответственность за общее дело

10. Домашнее задание (по выбору)

1. Пересказ всего  произведения  от лица мальчика, обратить внимание на его переживания, внутренний мир, настроение.

2. Написать письмо мальчику (о чём бы вы его спросили, что хотели о нём узнать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Словарь для характеристики поступков героев литературных произведений, настроения.

Словарь может быть использован на уроках литературного чтения при анализе литературного произведения (поступков и характера героя, настроения автора и читателя) и на уроках русского языка при нап...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героев.

Тип урока: урок литературного чтенияЦель: Формирование читательской компетенции.Вид урока: чтение и анализ художественного произведения....