Конспект урока "В.П.Астафьев «Капалуха»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ляликова Елизавета Анатольевна

3 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_19.03.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Мотивационный момент

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи и её решение

Первичное

закрепление во внешней речи

Динамическая пауза

Включение в систему знаний

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

1 мин

1 мин

5 мин

2 мин

1 мин

10мин

1 мин

16 мин

2 мин

1 мин

Здравствуйте ребята!

Встали ровненько, красиво.

Молодцы, садитесь!

Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Пусть пойдет ребятам впрок, 
Очень важный наш урок.

Давайте начнем наш урок с проверки домашнего задания. Домашнее задание было краткий пересказ «Мышонок Пик».

Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

Какое произведение вы читали дома? (Мышонок Пик)

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

Кто его написал? (В. Бианки)

Назовите главного героя произведения? (Мышонок Пик)

А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

Давайте сформулируем тему нашего урока. ( «Капалуха»)

Сформулируйте цели урока.

Давайте познакомимся с автором этого рассказа. Автор рассказа «Капалуха» Виктор Павлович Астафьев. Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей. Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98.  Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

Почему (незнакомое и непонятное слово)

Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха).

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём

альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.

просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;

черничник - заросли черники;

пастьба – луг, где пасут скот.

Космы - пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

Сейчас мы послушаем этот рассказ в аудиозаписи. Вы внимательно слушайте, и следите по тексту.

Итак, ребята, кто такая Капалуха?

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят).

Видеофрагмент

Ответьте мне на вопросы: Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка? (Гнездо самки глухаря, которую охотники называют Капалухой, ребята обнаружили случайно, когда гнали домой стадо коров и телят на летнее пастбище. Дорога на пастбище проходила по лесной заброшенной просеке, а в одном месте на просеке сохранился бугорок, на котором росла черника. Но не на бугорке свила свое гнездо капалуха - она расположилась прямо на просеке, под огромным корнем. И на это гнездо наткнулись ребята. Главный герой испугался, что чуть не наступил на гнездо, в котором обнаружились четыре яйца, а ребята хотели взять яйца. Но потом, увидев как волнуется капалуха, как она жертвовала своим пухом чтобы согреть яйца, ребята пожалели птицу и не стали трогать кладку. Даже сравнили заботу капалухи о будущих птенцах с заботой своей мамы). Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ошупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»? (рассказчик испугался, что мог нечаянно наступить на гнездо капалухи, в котором находились яйца. Гнездо было скрыто от посторонних глаз - оно пряталось под выступающим корнем, было замаскировано мхом так, что заметить его было нелегко.

Между тем, рассказчик точно не хотел причинить вред птице и ее гнезду, и как раз это намерение рассказчика передают слова "Озираться" и "Ощупать глазами" - рассказчик хотел заранее увидеть гнездо, о котором ему кричали ребята. Ну а когда он понял, что несмотря на все предосторожности все-таки чуть было не наступил на гнездо, его "сердце забилось от испуга". Этими словами автор показывает сопереживание рассказчика заботам птицы, его бережное отношение к живой природе).

Теперь в.4 вы выполняете самостоятельно в парах.

Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: "Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце"? Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова? (Виктор Астафьев описывает как волновалась каппалуха, когда люди обнаружили ее гнездо. Она отлетела, вернее отбежала в сторону, ведь крылья, которыми она обнимала яйца у капалухи затекли она не могла ими взмахнуть. Потом она все-таки взлетела и встревоженно смотрела на мальчиков и автора с учителем. Ее сердце билось очень часто, что было хорошо заметно на голой коже - ведь кпапалуха выщипала у себя пух, чтобы лучше греть гнездо.

В этих словах автор показывает как сильно капалуха любит своих детей, как она переживает за них. Так поступает любая мать, вот и Малька в рассказах Белова также защищала своих щенков и даже чуть не укусила автора за нос).

Ребята, с каким произведением мы сегодня работали? (Капалуха). Понравилось ли вам произведение? Урок был очень насыщенный и интересный.

Ребята, дома вы выразительно прочитаете рассказ «Капалуха», и подготовитесь к тесту.

Приветствовать учителя,

Настраиваться на работу

Слушать учителя

Пересказывать текст

Отвечать на вопросы учителя

Обсуждать тему урока; Отвечать на вопросы учителя; Формулировать цель урока.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Повторять движения

Отвечать на вопросы

Проводить анализ урока.

Участвовать в коллективной беседе и дискуссии, корректировать, изменять свою точку зрения.

Записывать домашнее задание

Р: Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность, овладение волевой саморегуляцией.

К: Вступать в беседу, слушать, понимать речь других.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры.

К: Формирование умения слышать учителя, отвечать на вопросы.

П: Осознанное построение речевого высказывания.

Р: Ориентир на ЗОЖ

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

К: Аргументировать свои высказывания.

Дата: 19.03.2018г.                                                                                                                        

Школа: №73                                                                                                                                Студентка: Ляликова Е.А.

Класс: 3 «В»                                                                                                                                

Конспект урока: Литературное чтение

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»

Цель урока: Познакомить с творчеством и произведениями В.П.Астафьев; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Познакомятся с произведением В.П.Астаефьева «Капалуха»;

- Учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

- Учатся характеризовать героя.

Личностные:

- Осмысление поступков героев и умение давать им оценку;

- Сравнение поступков героев со своими собственными.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект и презентация урока по чтению 3 класс В.П. Астафьев "Капалуха"

Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева  «Капалуха».  Задачи:Образовательные:- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; - про...

Конспект урока литературного чтения "Капалуха"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьев; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воо...

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии...