Конспект урока: В.П. Капалуха
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Григорьева Екатерина Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._p._astafev_kapaluha_3_kl.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение                                                                                                                                              Учитель: Крамар С.А.

Класс:  3 б        Методист: Зубарева Н. С.

Подпись и отметка учителя:___________        Студентка: Григорьева Е.С.

Тема урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева  «Капалуха».

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать умения работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева

- научатся понимать поступки героев;

- будут развивать умения  работать с текстом;

- отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного

Оборудование: учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

1 мин

3 мин

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

1 Воронёнку гнездо - родимая хата

2 Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте орфоэпически.

-Прочитайте шёпотом.

-Прочитайте громко

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы

2 мин

- Какие правила поведения в лесу вы знаете.

(Ответы детей)

-Молодцы, сегодня мы с вами прочитаем рассказ «Капалуха»

О том, как дети вели себя в тайге.

 

Составлять слова;

Определять тему урока;

Определять задачи  урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

3.

Решение частных задач.

Физминутка

Сл.: монолог учителя, слово об авторе

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

1 мин

3  мин

10 мин

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Василий Петрович Астафьев (1924-2001).

Слово об авторе:

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу.

Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области.

Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Капалуха»

- Какую птицу охотники называют капалуха? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

-Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

-Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам» «ощупать глазами бугор» «сердце моё забилось от испуга»?

-Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

-Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их

-Не вспомнился ли вам ещё рассказ ( Белов «Ещё про мальку»)

-Как закончилась встреча мальчика с капалухой?

-Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет.

- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершается произведение астафьева.

Выполнять движения

Слушать слово учителя о  писателе

Слушать учителя

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

Информация о домашнем задании

1 мин

Подготовьте пересказ текста от имени глухаря

Записывать д/з

Регулятивные, коммуникативные

4.

Рефлексия. Подведение итогов

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нашей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Капалуха"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьев; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воо...

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии...

Конспект урока по теме: Капалуха

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искаже...